Антикварные статуэтки — фарфоровая нить времени

фарфоровая статуэтка

Фарфоровая нить времени

Антикварное дело стоит на стыке торговли и коллекционирования. От коллекционирования оно отличается тем, что коллекционировать можно что угодно, а вот антикварной ценностью являются довольно строго определенные вещи и предметы. Для того чтобы тот или иной предмет был признан антикварной ценностью он должен:

· представлять художественную, историческую или культурную ценность;

· быть невоспроизводимым и уникальным;

· быть достаточно «старым». Строго говоря, антиквариатом может считаться только та вещь которой исполнилось 100 лет или больше, со времени ее изготовления;

Но из любого правила есть исключения, так, например, если предмету от 15 до 50 лет он может быть отнесен к «винтажу». Отличным примером такого «винтажа» являются антикварные фарфоровые статуэтки времен советского союза, которые каждый из нас мог видеть и даже держать в руках.

Зарождение и развитие ремесла

Фарфор, как и многое другое, пришел в Россию благодаря Петру 1, который начал дополнительно мотивировать предпринимателей распространять в массы это «куриозное художество». Предтечей изготовления фарфора в России по праву считается ценинный промысел. Ценинным промыслом называется процесс изготовления посуды и других предметов быта из обожженной глины, которые покрывают цветной или белой глазурью и всячески расписывают. Таким образом, к 1917 году производство фарфора в России было налажено, а фарфоровые заводы были весьма успешным бизнесом.

После революции фарфоровые изделия и даже сами заводы, на которых они производились попали в список «буржуазных пережитков прошлого» и были запрещены. Часть заводов была разрушена и уничтожена, а если у вас дома кто-нибудь заметил бы фарфор то вас непременно бы за это осудили. Однако, спустя некоторое время, фарфор снова стал популярен и одобряем, но теперь это уже был советский фарфор. Статуэтки, изображавшие видных «строителей коммунизма» всегда украшали столы всевозможных государственных учреждений и были признаком советской интеллигенции. В некотором смысле советские фарфоровые статуэтки пронесли с собой дух целой эпохи.

Не менее интересно то, как советский фарфор менял не только свою форму, но и содержание: от набора из семи фарфоровых слоников, символизирующих благополучие и достаток, балерин и садовниц с лейками до авангардного и агитационного фарфора. История именно советского фарфора начинается с 20-х годов прошлого века, когда начал свою работу Ленинградский фарфоровый завод (во времена царской России он назывался Императорским). Параллельно с ним заработали и Вербилки, только теперь они уже назывались не Вербилками а были объединены под названием Дмитровского фарфорового завода. Еще одна кузница фарфоровых изделий располагалась в Ликино и Дулево.

Изделия из фарфора отнюдь не являлись просто украшением, они носили и пропагандистский и агитационный характер. В этом смысле они едва ли уступали плакатами или известным окнам РОСТа. Советский мастер, занимавшийся изготовлением фарфоровых статуэток или ваз был своего рода летописцем, ведь вместе с тем как менялось советского государство менялось и советское искусство, к которому без всяких оговорок можно смело отнести изготовление фарфора.

Сегодня, у коллекционеров и антикваров, можно посмотреть на коллекции фарфоровых статуэток ссср где отражена каждая из эпох. Так, ранние статуэтки будут носить тематику индустриализации (1927 год), более поздние — коллективизации и культурной революции (1929-1930 гг.). Эти разительные перемены в укладе жизни всегда находили отражение не только в скульптурах или кинофильмах, но и на фарфоре, при чем не только на так называемом «бытовом» фарфоре, но прежде всего на изделиях которые являлись спецзаказом для Кремля.

Символы власти советов популяризировались через нанесение их на фарфор. Так на свет появились статуэтки и посуда которая отсылала владельца к образцам новой техники, разрабатонной в ссср, ахритектурным сооружениям, станциям метрополитена тепловым или гидроэлектростанциям и т. д. Агитационный же фарфор был характерен тем что на нём изображались портреты выдающихся политические деятелей (Сталина, Ленина, Калинина и др.).

Еще одной особенностью советского фарфора было то, что наряду с традиционными способами производства были введены механические способы воспроизведения изображения (такие как аэрография, трафарет и печать). Эти изменения в художественном решении фарфоровых изделий были для того времени настоящей революцией. Так, новые достижения советского союза к 30-м годам, наносились уже в виде схематических рисунков, чтобы освятить как можно большее количество достижений советского строя.

фарфоровая статуэтка

Особенности процесса производства

Основой каждой статуэтки из фарфора в ссср является особая керамика. Ее особенность заключается в белоснежном оттенке ее внешней поверхности. Интересен тот факт, что белая она не только снаружи, но и изнутри. Это видно на сколах изделий, если таковые есть.

В состав статуэток входят разнообразные сорта природной глины а так же просвечивающая глазурь, которой покрывают черепковую поверхность, которую предварительно дважды обжигают. Однако, глазурь применяется не всегда, и если глазурь при производстве статуэтки не использовалась, такое изделие принято называть «бисквитным фарфором».

Фарфоровую массу, из которой производились статуэтки можно поделить на несколько типов:

· Твердая субстанция. В ее состав входят каолин и полевой шпат, смешанные друг с другом. Природная глина пластичная и жирна. Эти свойства не дают ей быстро перейти в жидкое состояние при плавлении. Полевой шпат. Сам по себе полевой шпат, наоборот очень плавок. При этом он почти не меняет свою изначальную физическую форму. Советские мастера часто добавляли к нему кварц или песок, после чего эту смесь

промывали и сушили до тех пор, пока масса не приобретет форму теста. После того как масса готова — начинался процесс отлития фигурок. Отливали их либо сразу в заблаговременно подготовленные формы либо на гончарных кругах. Когда мастер задавал фигурке нужную форму он приступал к обжигу. Первый обжиг производился при температуре около 600 градусов Цельсия, а второй — при 1200. Глазурь наносили непосредственно перед вторым обжигом, для того чтобы произошло «слияние» глазури и фарфора в единую массу, что не дает возможности ее отбить или выделить в отдельный слой. Поэтому старинные фарфоровые статуэтки столь долговечны и мало подвержены какому либо износу, вне зависимости от внешних условий;

· Мягкая субстанция или «художественный фарфор». Основной для него служит фритт, которые насыщен разными стекловидными веществами (песок, селитра ,камень,сода). После предварительного плавления фритта к нему может быть добавлен гипс и калоин. Затем происходит двойной обжиг, целью которого, как и в случае с твердой субстанцией, является слияние глазури с черепком в единое целое. Отличительной особенностью мягкого фарфора является его прозрачность, которая, между тем, соседствует с зернистостью. Зернистость обусловлена плохой устойчивости мягкого материала к жару;

· Костяная субстанция. Представляет из себя смесь твердого и мягкого фарфоров. Помимо базовых для фарфора компонентов в него замешивают костяную муку, которая делает процесс плавление керамики сильно проще;

В зависимости от выбранной субстанции процесс изготовления несколько разнился, но, так или иначе, мастеру предстояла работа с элегантным и хрупким материалом, что обуславливало необходимость соблюдать определенный порядок действий:

1. Процесс создания статуэтки начинался с формирования ее наброска на листе бумаге. На этом этапе задается предполагаемая геометрия форм и изготавливается формочка из гипса, которая «обрисовывает» контур будущего изделия. В гипсовую форму заливают массу из нужных компонентов. Для того, чтобы упростить процесс освобождения готового изделия из формы гипсовую модель оснащают специальными разъемами.

2. Полученные с помощью гипсовой формы фигурки отправляются в камерные печи, где им придается привычная твердая форма. Когда термообработка завершена мастера приступают к художественной росписи.

3. Художественная роспись, как правило, производится перьями или кистью. Для этого фигурка помещаются на вращающуюся головку и художник начинает планомерно наносить мазки.

4. Когда рисунок нанесен минискульптуры погружают в подглазурь и обжигают второй раз, чтобы сохранить палитру красок на изделии.

Так, из противоречия между цензурой и запретами тогдашней власти и творческим началом мастеров, рождались на свет фарфоровые статуэтки в ссср. Это могли быть статуэтки сказочного персонажа, или агитационные статуэтки с изображением вождей и лозунгов. Мастера, которые творили в советский период, в своих композициях пытались сочетать утилитарность и декоративность, что придает еще большую ценность их творениям.

Современная жизнь фарфора

На сегодняшний день советский фарфор продолжает жить на стеллажах у большинства населения страны. Но время неумолимо бежит и немногие видят в нем особую ценность. Поэтому на различных порталах и форумах люди выставляют оставшиеся от старших поколений фарфоровые статуэтки ссср на продажу. Например на олх, где без можно встретить не только целые коллекции, но и отдельные редкие фигурки. Тут на сцену выходят антиквары, которые собирают по крупицам коллекции фарфора и дают им новую жизнь.

Фигурки из фарфора тем ценнее, чем больше в них было вложено труда. Так, фигурки созданные механическим способом куда менее ценны, чем те, что были изготовлены вручную. Факторы определяющие их ценность, можно условно свети с нескольким пунктам:

· размер самой фигурки;

· год «рождения»;

· способ производства (ручной или механический);

· уровень сложности росписи.

Среди антикваров принято сравнивать наиболее дорогостоящие изделия из фарфора со скорлупой яйца. И дело тут вовсе не в хрупкости. Напротив, элитная керамика почти не пропускает молекулы воды. Чтобы определить элитную керамику нужно обратить внимания на маркировку. Первый сорт всегда маркируется красной краской, а второй — синей. Кроме этого если изделия выполнялось скульптуром вручную, на нем скорее всего будут нанесены прописные буквы.

Статуэтки из фарфора времен советского союза сегодня представляют интерес как для начинающих коллекционеров, так и для профессиональных антикваров. При этом раритетными считаются не только изделия, которые были изготовлены вручную. Даже те скульптуры, чье производство было поставлено на поток тоже могут быть редкими, просто потому что со временем их количество очень сильно уменьшилось, что повышает их эксклюзивность.

Изделия из фарфора советского периода несут с собой чувства и мироощущение русских людей в 20м веке и буквально дышат историей. Созданные на базе дореволюционного искусства, со временем обретшие индивидуальный колорит изделия, умещают в себе сразу несколько художественных стилей.

Изначально эти фигурки были доступным и весьма дешевым товаром, которые приобретали советские граждане с целью разбавить скудный интерьер тогдашнего жилья. Стоящая на книжной полке или стеллаже фигурка из фарфора придавала интерьеру необычности и некоторого традиционализма. Коллекции, если и создавались, то преимущественно случайно, без каких либо акцентов на художественность или качество материалов. Но сегодня настали другие времена и к фарфору относятся куда более трепетно, чем прежде. За ним буквально ведется охота, и успешный охотник получает признание и, в каком-то смысле, славу.

Скупка антиквариата «Ретро Мир » помогает своим клиентам не просто получить деньги за пылящиеся в книжных шкафах статуэтки, но и дать им шанс «пожить» у людей, которые искренне интересуются ими. Сюда можно принести не только отдельные статуэтки но и целые квартирные обстановки. Деньги клиенты получают сразу и целиком. Будь то императорский (ленинградский) или Дулевский фарфор. Статуэтки времен ссср найдут свое новое пристанище и будут продолжать радовать домочадцев, как когда-то радовали наших бабушек и дедушек.

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *