Завод «Пролетарий» - это еще одна мануфактура, которая вписала свое имя в историю советского фарфора. Главным образом здесь изготавливалась малая пластика, а также посуда из фарфора для ежедневного бытового использования. Сейчас это производство не работает, но посуда до сих пор пользуется спросом у коллекционеров. Такую посуду можно увидеть в музеях и приобрести в антикварных магазинах.
Бронницкая фарфоровая фабрика
Еще в 1882 году известным инженером Рейхелем было открыто гончарное производство на территории Новгородской губернии, которое расположили на реке Ниша. Вначале здесь изготавливали кухонную посуду, выполненную из красной глины, и годами позже здесь же стали появляться изделия из грубого фарфора и фаянса. Однако фабрика не приносила столько прибыли, сколько нужно, и стремилась к разорению. В итоге Рейхель выставил ее на продажу, а приобрел ее многим известный Иван Емельянович Кузнецов.
Через десять лет, в 1892 году, производство было перезапущено. Новый владелец мануфактуры пригласил сюда мастеров со столицы, которые работали на семью Кузнецовых. Качество изделий значительно возросло, и, как результат, вырос и спрос на посуду. Завод стали называть иначе – Бронницким. В начале двадцатого столетия здесь трудоустроились уже более тысячи человек, а количество посуды в год превысило девятьсот тонн.
Фабрика «Пролетарий»
В 1917 году завод стал принадлежать народному комитету. Как техника, так и цеха были в полуразрушенном состоянии. Из-за того что не хватало рабочих и материалов для изготовления посуды, бесперебойную работу завода удалось обеспечить только в 1921 году. Также поменяла свое название и сама фабрика – теперь она стала именоваться как «Пролетарий». В смене названия поучаствовали сами рабочие, так как они посчитали его более уместным.
Через восемь лет фаянс на этом заводе изготавливать перестали, а ставку сделали на изделия из фарфора. Сервизы изготавливались по кузнецовским формам. Основной доход местное население получало именно благодаря этому заводу, так как никаких других производств поблизости не имелось, чтобы можно было зарабатывать на них. В тридцатых годах формы изделий стали более простыми, а вместо росписи стала использоваться деколь. Также, помимо фарфоровой посуды, на этом предприятии стали изготавливать и электрические изоляторы.
Через несколько лет, в 1931 году, тот населенный пункт, где располагался завод, переименовали. Так Бронница была переименована в Мстой. Название населенный пункт получил от близлежащей реки. Такое новшество в этой местности не придилось, поэтому через год поселению вернули прежнее название. Однако клеймо осталось прежним, и район по-прежнему был Мстинским.
Во время ВОВ завод частично был перевезен в Красноярск. А после войны мануфактура была практически полностью разрушена. Также непосредственно при фабрике открыли специальное училище, где людей обучали фарфоровому мастерству. Благодаря этому у завода появились собственные кадры.
Рассвет фабрики, а также ее закат
В шестидесятых годах на заводе была осуществлена большая реконструкция, после чего здесь стали изготавливать изделия из тонкостенного фарфора. К семидесятым годам каждый год здесь выпускали порядка пятидесяти миллионов единиц. В качестве украшений служили как шелкография, так и сдвижные деколи. Здесь часто встречался дулевский стиль – например, зеленая трава, розаны, различные ягоды. Но встречалась и местная роспись, борецкая.
Основным художником, который работал здесь начиная с сороковых годов, и заканчивая пятидесятыми, была Крохина. Когда-то окончила здесь училище, и так и осталась работать при фабрике. В новгородском музее до сих пор можно встретить некоторые ее работы – например, различные чайные и столовые сервизы, чайники, тарелки как для общего пользования, так и декоративные.
Помимо фарфоровых украшений здесь же производилась и малая пластика. Особенно ценными считаются изделия Равкина, которые по своему внешнему виду напоминают глиняную русскую игрушку. Здесь же продавались такие изделия, как чайники, декоративные шкатулки, штофы. Их использовали не только для оформления помещения, но и по прямому назначению. Обычно автор изображал на своих изделиях зарисовки крестьянского быта, которые были изображены преимущественно в бело-голубых тонах. Например, хороший пример тому – произведение «Баня» или «Мужичок на дровах».
В девяностых годах завод приобрел статус градообразующего, на нем осуществляло свою деятельность более тысячи человек. Однако из-за того, что появилась более дешевая китайская позиция, фабрика стала постепенно ставать свои позиции, а в скором времени и вовсе была признана банкротом. Банкротство завода было признано в 2008 году.
Клейма ПФЗ
Клейма данного завода менялись сразу несколько раз. Например, с тридцатых годов здесь изображался чайник, внутри которого было обозначено название завода. А в 1951 году здесь появился знак «серпа и молота». В 1953 году надпись была значительно сокращена до письменных букв «П» и «З», что переводилось как «Завод Пролетарий». А в 1671 году появилась стилизованная буква «П» на ладье.
Если у вас по какой-то причине больше нет необходимости в посуде или статуэтках завода «Пролетарий», то компания «Ретро Мир» готова их выкупить. Оплата за товары осуществляется наличными. Мы готовы приобрести изделия целой квартирной обстановкой. Оплату можно будет получить в тот же день, в который будет сдан антиквариат.