Глиняная посуда испокон веков использовалась многими народами. Этот материал экологически чистый, надежный и, в целом, неприхотливый. Глиняные кувшины были «мастхэвом» почти в каждом доме. Сегодня они служат, скорее, для украшения интерьера. Они добавляют «изюминки» в интерьер.
История глиняной посуды
Гончарное дело — древнейшее ремесло. В доисторические времена воду носили в плетеных корзинах, выложенных речной глиной. После того как вода выливалась из емкости, слой глины высыхал. Из-за потери влаги форма сжималась и отделялась от стенок корзины.
Когда глину, теперь уже в форме горшка, удаляли и высушивали на солнце на горячем песке, она сохраняла узор от корзины. Затем наши предки обнаружили, что они могут закаливать вылепленную керамику в горячей золе и делать прочные контейнеры для переноса и хранения пищи. Так появились горшки и кувшины, сформированные вручную и украшенные грубыми инструментами.
С очень раннего периода истории, по некоторым данным, не менее 400 лет до н.э., глиняная посуда массово производилась на гончарном круге во многих частях света.
Египтяне делали печи, в которые помещали глиняные горшки для обжига. Печь была выложена своеобразным изоляционным кирпичом, который изготавливали из смеси соломы и глины, высушенной на солнце. Позже древние египтяне использовали более тонкую глину с высоким содержанием кварца для изготовления тонкой керамики. Они терли изделия гладким камнем, чтобы придать им тусклый блеск или покрывали их тонким слоем глины другого цвета.
Дальнейшие эксперименты привели египтян к тому, что они наносили на глиняные предметы голубовато-зеленое вещество, чтобы сделать их непористыми. Это была глазурь, состоящая из кварца, соды и минерала, содержащего медь. При обжиге она покрывала глиняные чаши и вазы поверхностью, напоминающей стекло.
На Руси кухонную глиняную утварь изготавливали на гончарном круге. С его помощью создавали овальную, цилиндрическую посуду или в форме перевернутого конуса. Пища считалась особенно вкусной, если была приготовлена в глиняной посуде.
Гончарами становились только профессионалы своего дела, ведь к их ремеслу предъявляли высокие требования. Считалось, что нельзя заниматься гончарным делом с плохим настроением. Если у мастера дурные мысли, то и изделия получались низкого качества. Так, по крайней мере, думали наши предки.
Несмотря на свою популярность во всем мире в разные эпохи, пик производства глиняной посуды пришелся только на XIX век. Сегодня посуда из керамики, в состав которой входит глина, стала эксклюзивом для собирателей старинных предметов.
Древнегреческая керамика
Древнегреческие вазы высоко ценятся за неповторимую форму и уникальный декор. Изящные линии и идеальный баланс говорят о стремлении к красоте. Керамика украшалась изображениями повседневной жизни людей и историями их богов, богинь и героев мифов. На красных вазах фон был закрашен черной краской, а фигуры оставлены естественного красного цвета глины. На вазах с черными фигурами эффект делали обратным.
В средневековые времена песок смешивали с глиной, чтобы сделать горшки для приготовления пищи прочнее и ставить их на открытый огонь. Сегодня по той же причине формы, используемые для выпечки, делают из глины, смешанной с грогом, который представляет собой измельченную обожженную керамику.
Зарубежная уникальная керамика
Примерно в середине XIII века немецкие гончары начали производить каменную керамику. Этот материал изготавливали из более тонкой глины и обжигалась при более высокой температуре, чем глиняная посуда. Каменная керамика была коричневого или серого цвета, прочной и непористой по составу.
Светлый прозрачный фарфор впервые был произведен в Китае. Материал изготавливался из очень пластичной и чистой глины, называемой каолином, смешанной с полевым шпатом. Красочное оформление фарфора достигалось путем обжига каждого цвета по отдельности после его нанесения. Изящные блюда и статуэтки пользовались спросом по всей Европе. Пытаясь разгадать секрет состава китайского фарфора, европейские и другие азиатские гончары разработали множество вариантов техники глазурования.
Посуда раку — еще один вид керамики, представляющий особый интерес. Кракелюрная глазурь раку зародилась в Японии, где чайные чаши лепили вручную из очень грубой глины.
В конце XVI века торговый путь через Манилу привел гончарные изделия из Китая в Акапулько и Веракрус, Мексика, в Европу.
Уникальная черная керамика изготавливается с использованием традиционных методов, уникальных для северных джунглей Перу, общины Лорето.
Глина образуется путем смешивания белой глины из бассейна Амазонки с золой коры апачарамы. Яркий черный цвет изделий получается в результате процесса окуривания керамики различными растениями и тропическими породами дерева — процесс, который делает их водонепроницаемыми и термостойкими.
Поскольку цвет и блеск керамики исходит от самой глины, она не содержит краски или глазури.
У кувшинов есть лица
Традиция изготовления керамики с лицами восходит к египетским и месопотамским временам и встречается во многих других культурах. Существуют противоречивые свидетельства, многочисленные истории и различные теории о первых кувшинах с лицами в США. В одном случае создателем первого лицевого кувшина в США называют неизвестного гончара из Массачусетса.
По другой версии, первые глиняные кувшины с изображением лиц в США появились благодаря африканским рабам, работавшим на американских плантациях. Согласно одной из теорий, ранние кувшины с изображением лица использовались рабами в качестве могильных маркеров. Эти кувшины должны были отпугивать злых духов. Гончар из Южной Каролины, который проследил свое происхождение до рабства, утверждает, что «идея заключалась в том, что кувшин с лицом достаточно уродлив, чтобы отпугнуть дьявола от вашей могилы, и ваша душа сможет попасть на небеса».
В исторических данных о создании, использовании и значении кувшинов с лицами имеется много пробелов. Но нет сомнений в том, что эти сосуды были оригинальным, функциональным художественным выражением культуры африканских рабов того времени. Все это добавляет загадку к возможному более глубокому значению лицевых кувшинов в рабской культуре. Удалось определить лишь немногих из искусных гончаров, которые изготавливали кувшины с лицами. Секрет их вдохновения для изготовления сосудов с лицами доподлинно неизвестен.
Исследователи предполагают:
- кувшины могли иметь религиозное или погребальное значение;
- сосуды отражают сложные реакции людей, пытавшихся жить и сохранять свою индивидуальность в жестоких и трудных условиях.
Лицевые кувшины были найдены вдоль маршрутов Подземной железной дороги и на местах захоронений. Это свидетельствует о том, как высоко они ценились и как тесно кувшины были связаны с культурой порабощенных афроамериканцев.
В начале XIX века эту форму переняли белые гончары. Практика изготовления лицевых кувшинов распространилась по всей Южной Каролине, а также в Джорджии, Северной Каролине и других штатах. Это можно объяснить снижением прибыли белых гончаров от производства повседневных изделий — обычных кувшинов для хранения. Вероятно, это было связано с большим наплывом более дешевой посуды массового производства, импортируемой с северных фабрик. Чтобы не выйти из бизнеса, гончары создавали уникальные изделия, такие как миниатюры и кувшины с лицами. Эти изделия помогали гончарам держаться на плаву, поскольку они привлекали туристов.
Назначение кувшинов со временем менялось. В 1920-х годах сосуды с лицами стали называться уродливыми. Их использовали для хранения алкоголя и даже пугали такими кувшинами детей.
Как оценить качество глиняного кувшина
Глиняные кувшины традиционно делятся декоративные и хозяйственные.
Сосуды, предназначенные для быта, служили и служат эксклюзивным элементом декора. В них можно не только хранить воду, молоко, крупы, вино, но и выставлять на видное место для красоты.
А вот декоративные кувшины специально предусмотрены для украшения интерьера. Они будут интересно смотреться и дома, и в саду. И, конечно, глиняные сосуды — желанный предмет антиквариата для многих коллекционеров винтажа.
Разные предметы керамики оцениваются по-разному, исходя из факторов или критериев. Мы расскажем, как можно определить приблизительную стоимость вашей художественной керамики.
Как понять, ценна ли ваша керамика:
- Состояние. Состояние гончарного изделия определяет его стоимость. Идеальная форма кувшина означает, что на нем нет ни трещин, ни сколов, ни разломов, и он выглядит как новый. Керамика, находящаяся в прекрасном состоянии, очень ценна.
- Уникальность. Когда предмет является редким, это означает, что их не так много. Поэтому лишь несколько человек владеют эксклюзивным видом керамики. Редкость обусловлена несколькими факторами. Например, изделие давно перестали производить.
- Подлинность. Подлинность предмета зависит от того, насколько он реален и оригинален. Во-первых, проверьте, есть ли на основании подпись или маркировка, и являются ли они подлинными. Проверьте временной период, указанный на изделии, и определите, соответствует ли он действительности. Кроме того, изучите информацию об изготовителе изделия и выясните, являются ли они настоящими художниками, создавшими это произведение искусства. Изделия ручной работы обладают большей аутентичностью, и за них обычно платят больше, чем за другие изделия.
- Эстетика. В эстетичном изделии все элементы гармонично сочетаются друг с другом. Цвета дополняют друг друга, сочетаются с узорами и размером кувшина, создавая общую приятную для глаза картину.
«Ретро Мир» скупает старинные предметы — от аксессуаров и значков до мебельных гарнитуров. Вы получаете наличные деньги сразу же после передачи антиквариата нам. У вас есть ненужный глиняный кувшин или другой старинный предмет, который вам не нужен? Отлично! Звоните нам, и сотрудники «Ретро Мира» проведут оценку и назовут вам стоимость вещи.