Впервые фарфоровый завод образовался благодаря династии Кузнецовых. Именно Яков Сергеевич стал его основателем в 1812 году. Первые изделия изготавливались из Гжели, но со временем производство быстро росло. Когда первооткрыватель умер – его дело «подхватили» сыновья, а затем и их сыновья. Все эти люди внесли свой вклад в дальнейшее производство, и так было открыто еще несколько мануфактур. Одним из них стал Рижский фарфоровый завод, который был основан в 1841 году в предместье Дрейлингсбуш.
У Кузнецовых, которые открыли фабрику в Прибалтике, были на это свои мотивы. Они хотели, чтобы фарфоровые изделия вывозились по рижскому порту за границу. Для Кузнецовых это был один из самых удачных способов сбыта.
В начале 19 века производство на этой фабрике развивалось огромными темпами. Здесь производилась посуда как из фаянса, так и из фарфора. А в дальнейшем здесь же начали производить еще и кирпич. В 1889 году эта фабрика стала одной из восьми, которые принадлежали Кузнецовым. Производство изделий увеличилось в несколько раз, а во II половине 19 века этот известный завод во всю расцвел.
В 1917, после Великой Революции, этот завод, как и множество других в России, был национализирован. Те наследники из рода Кузнецовых, которых вынудили покинуть СССР, посилились в Риге. И здесь они занялись тем, что начали восстанавливать завод, который пришел в упадок. Конечно, вернуть те масштабы, которые были до войны, они не смогли, однако часть завода удалось восстановить, и он продолжил работать. Особое внимание уделялось культуре, которая существовала в Латвии. Для росписи посуды было приглашено множество известных мастеров, готовых украшать фарфоровые изделия. Именно благодаря этим художникам на посуде появились такого рода красивые рисунки, выполненные в стиле кубизма. А изделия, выполненные данными мастерами, собрали немало наград на выставках. И в наше время товары этого производителя хранятся во многих частных и музейных коллекциях.
После того, как окончилась ВОВ, завод продолжил свое существование и выпуск эксклюзивных изделий. Со временем товары этого завода приобрели очень большую популярность, и в основном из-за того, что вся предлагаемая продукция была высокого качества. А в 1960 году этот завод объединили с еще одним известным заводом в Риге. А еще через 8 лет на заводе приостановили выпуск фаянсовой посуды. После того, как СССР распался, завод еще некоторое время существовал, но в 2000 году его производство было приостановлено. Годом позже в нем открыли музей, в котором и по сей день хранятся произведения известных мастеров.
Изделия, которые выпускались на заводе
Сегодня материал, который выпускался в те годы на фабрике, до сих пор имеет высокую ценность. И самыми драгоценными считаются варианты, принадлежащие к периоду, когда на заводе правили Кузнецовы. Собрать сервиз в полном виде из таких изделий почти невозможно, так как большинство их них сейчас отправлены в музей. Но и в наше время можно увидеть некоторые отдельные части – например, сахарницы, кувшины для молока или даже несколько чайных пар. Обычно стоимость таких изделий, если только они находятся в хорошем состоянии, составляет от 3 тысяч рублей до 12 тысяч рублей.
Также большой коллекционный интерес представляет рижский фарфор, который относится к советскому периоду. А все потому, что он имеет особую роспись и форму, а значит несколько отличается от других изделий. Хороший пример тому – фарфор, выполненный в форме «Сакта». Такие изделия выглядели весьма футуристично, и смахивали на инопланетные кораблики. Стоимость одного такого предмета может достигать 10 тысяч рублей.
Особый интерес для коллекционеров представляют фарфоровые фигурки, которые изготавливались на этом же самом заводе. Дата изготовления – начиная от 1940 годов и старше, вплоть до советского периода. Особенной популярностью пользуются такие фигуры, как «С горки», «Футболист» или «Латышский народный танец». Стоимость одной такой фигурки может достигать 20 тысяч рублей.
Клеймо рижского фарфорового завода – каким оно было в разные года
Опытные коллекционеры определяют дату производства той или иной фигуры или посуды по клейму. Например, самое первое клеймо, которое наносилось на посуду, было сделано в 1940-1941 году. И звучало оно как «Rīgas keramikas fabrika», что переводится как «Рижская фабрика керамики». Что же до цвета клейма, то он мог быть разным – зеленым, синим, либо красным.
Следующий тип клейма датируется 1941-1947 годом. На нем также была надпись «Rīgas keramikas fabrika», и наносилось оно на изделия из фарфора. Цвет клейма также мог отличаться. Он мог быть как зеленым, так и синим или красным.
Позднее, в 1947-1970 годах посуда помечалась надписью “Rīgas Porcelāna un fajansa fabrika” в сокращенном виде, что переводилось как «Рижский фарфорово-фаянсовый завод». Но также эту надпись использовали и в 1963 году, после объединения. Цвет клейма мог быть не только синим, красным и зеленым, но и черным. Также отдельно под клеймом указывался и сорт.
В 1950 – 1960 годах изделия, отправляемые на экспорт, помечались как «Rīgas Porcelāna un fajansa fabrika». Для клейма использовались такие цвета, как золотой, фиолетовый, либо красный.
С 1970 по 1990 годы на посуде появилась надпись «Rīgas porcelāna rūpnīcas». Изделия разного сорта помечались по-разному:
- Первый сорт отмечался красным цветом.
- Второй сорт отмечался синим цветом.
- Наконец, третий сорт отмечался зеленым цветом.
В 1981 году на посуде появилось юбилейное клеймо «Rīgas porcelāna rūpnīca», на котором также присутствовал значок СССР.
С 1991 по 2003 года изделия помечались как SIA «Latvpotiks», а снизу был значок «RIGA».
С 1994 года по года на изделиях было клеймо А/О «Porcelāns».
Далее клеймо поменялось на Арендное предприятие "Rīgas porcelāns", 1990 - 1991 годы, А/О "Rīgas porcelāns", 1991 -1996 годы.
С 1944 года по 1953 изделия помечались как «Rīgas porcelāna fabrika», что переводилось как «Рижский фарфоровый завод» - бывшей фабрики "J.C.Jessen". Цвет у такого клейма мог быть черным, зеленым, синим, либо красным. Отдельно под клеймом указывался сорт материала.
С 1953 года по 1962 год изделия помечались как «Rīgas porcelāna fabrika», что опять же переводится как «Рижский фарфоровый завод». Цвета такого клейма также могли отличаться – они были представлены в черном, красном, зеленом или синем варианте. А сорт конкретного изделия указывался под ними.
С 1996 год по 2003 вид клейма был один - SIA «Jesena porcelāns». Цвет его был исключительно черным.
Следующее изменение клеймо этого завода претерпело в 1996 году. И такой вид оно носило вплоть до 2003 года. А вот надпись осталась прежней - SIA «Jesena porcelāns».
Наконец, самый последний вид клейма сохранялся с 1998 года и вплоть до закрытия фабрики – 2010 года. Надпись звучала как А/О «Latelektrokeramika».
Факты, касающиеся рижского завода
Есть несколько известных фактов, касающихся этой мануфактуры, о которых стоит знать любому, кто интересуется историей фарфорового материала:
- Тысяча восемьсот сорок третий год известен тем, что завод впервые представил свои изделия на выставке.
- Тысяча девятьсот тридцать седьмой год отмечен тем, что завод выпустил посуду, на которую было нанесено клеймо юбилейного типа. Оно носило название «Кузнецов – 125».
- Тысяча девятьсот сороковой год отметился тем, что завод, после прохождения Великой Революции, стал принадлежать государству. А немногим позже у завода вновь было обновление, когда его объединили с иными заводами.
В данный момент эти изделия имеют большую ценность у любителей дорогих вещей, и «осели» они во многих странах помимо России. Существует даже информация о том, что семья родом из Саудовской Аравии также прикупила себе несколько экземпляров, которые имеют особую ценность.
В две тысячи первом году на заводе был основан музейный комплекс, посвященный фарфору. И основой его стала коллекция, которая была изготовлена еще на фабрике Кузнецовых. Основная ее часть – это экспонаты, который были изготовлены начиная с 1950 года, и заканчивая 1990 годом. То есть это те варианты, которые были изготовлены во времена Советского Союза. Здесь же можно просмотреть различные выставки, посетить лекции и мастер-классы.
Завод Ессена
Особое внимание стоит завод Ессена, так как именно он в дальнейшем был объединен с фабрикой Кузнецова. Он был открыт в 1886 году как завод, выпускающий фарфор, и основал его Якоб Ессен. В своем производстве фабрика использовала высококачественный фарфор, а сама посуда изготавливалась на европейский манер. На самых разных выставках изделия не раз занимали первые места. Одно из самых популярных изделий, которое выпускалось на этом заводе – это фарфоровая ваза красного цвета, на которой нанесен золотой рисунок. Эта ваза была выставлена на известной выставке в 1901 году, и она же удостоилось почетной на то время награды «Гран-при». До сих пор эту вазу можно увидеть в музее фарфора во дворе Конвента.
Немец, основатель завода, умер в 1891 году. На его место вступил купец Храпунов, и он оказался в этом деле не менее успешным, чем сам Ессен. Как результат, продукция приобрела популярность не только в Латвии, но и в Питере. Но в дальнейшем произошел кризис, связанный с Первой Мировой войной. В это время поставки были ограниченными, да и спроса на сервизы такого уже не было. А из-за того, что фронт приблизился к фабрике, производство и вовсе пришлось приостановить.
Полноценно работать завод начал лишь в 1926 году. Из-за того, что конкуренция возросла, производителям пришлось в разы увеличить свой ассортимент. Количество постоянных заказчиков увеличилось, а еще увеличился экспорт поставляемых товаров в европейские страны. Однако полного восстановления фабрика не достигла, и дополнительно на это повлиял кризис, произошедший в 1930 году. А через 9 лет производство и вовсе было прекращено. И в 1944 году фабрику переименовали в Рижский Фарфоровый завод. По сей день изделия, которые выпускались на этом заводе, имеют большую ценность у коллекционеров. Они обладают особым изяществом и европейским шармом.
Свою работу завод восстановил в 1945 году. Начали расти как ассортимент, так и коллектив. А через 8 лет на фабрике даже организовали художественную лабораторию. В качестве основателя здесь выступила выпускница Академии Художеств. Главной целью лаборатории стала разработка новых форм и росписей.
Способ оформления фарфора на заводе
У каждого изделия, которое изготавливалось на этой фабрике, имеется высокая технология исполнения. При росписи используются разные варианты декора, которые могут отличаться по способу нанесения рисунка. Например, хороший пример тому - «прозолоть», когда веточки прорисовывались золотом, либо «агашка», когда на посуде изображались яркие букеты.
Одной из особенностей этого завода была глазурь, которая наносилась разными цветами с помощью кобальта. А начиная с 1937 года на этом же заводе использовалась роспись, имитирующая «слоновую кость». Позже, когда окончилась Вторая Мировая Война, на заводе также начали изготавливать фарфоровые статуэтки. Хороший пример тому – фигурки «Народный танец».
Клеймо
Вплоть до ПМВ у завода не было вообще никакой фабричной отметки. Красную подглазурную марку ставили лишь на тех изделиях, которые в дальнейшем планировали выставить на различных выставках. И лишь в 1933 году у завода появилось клеймо. Выглядело оно как круглая надпись «Ессен в Риге».
В 1935 году клеймо изменилось – это стал более усовершенствованный значок клевера. Во те времена, когда осуществлялась немецкая оккупация, клеймо выглядело просто как надпись с названием завода. А позже, в 1953 году, этот значок сменили просто на инициалы завода.
Объединение фабрик
1963 год стал знаменательным, так как именно тогда сразу несколько рижских заводов соединили в одно производство. Название это производство получило «Рижский фарфорофаянсовый завод». А отдельные здания, которые были раньше, стали именоваться первым и вторым участком.
Позже, в 1968 году, на первом участке появилась новая технология – «тонкостенный фарфор». В этом же году отказались от производства фаянсовых изделий, и сохранили только фарфоровую. На втором участке также освоили новую технологию, и стали выпускать изделия с деколью. Здесь выпускалась посуда, которая украшалась именно этим способом. Далее, в начале девяностых, производство изделий из фарфора выпускать перестали. Немногим позже фабрику разворовали, а затем и полностью закрыли.
Несколькими годами позже, в 1994, второй участок отделили от первого, и вернули ему название «Ессен». Фабрика даже успела выпустить несколько чашек, а также иных мелочей с собственным клеймом. Однако в короткие сроки организация прекратила свою деятельность.
Рижский фарфор считается одним из самых известных, а потому он встречается как в частных коллекциях, так и в государственных музеях. Его преимущество – это высокий художественный уровень и самобытность.
Если вы по какой-то причине желаете продать свой рижский фарфор, то мы с радостью его приобретем. Скупка антиквариата в «Ретро Мир» осуществляется за наличные средства. Мы готовы выкупить целые квартирные обстановки, средства предоставляются сразу же.