Антикварный Петербург

Говоря об истории антиквариата в России начать, несомненно, следует с первой столицы — Санкт-Петербурга. Но не только из-за статуса столицы, Петербург действительно являлся центром торговли. Каждый год в порты Петербурга приходили корабли которые были загружены бронзой, статуями, картинами, статуэтками и прочими ценными предметами.

Молодая столица была амбициозна и новые культурные запросы обусловили развитие внутреннего рынка антиквариата в городе на Неве. За короткое время сформировалась база предметов, которая большой части состояла из культурного наследие минувших веков, то есть антикварных ценностей.

Как и сам город, антикварный рынок обязан своему зарождению Петру Великому. Окно в Европу было открыто и оттуда хлынули различные «древности». Богатые слои общества (аристократия и высшие сословия) тут же заинтересовалась этими диковинками. А интерес, как известно, рождает рынок.

Сам Петр I не ограничивался коллекционированием предметов из-за рубежа, он уделял достаточно пристальное внимания и отечественным предметам старины. А раз сам Император интересуется антиквариатом то это становится целью и задачей для всего государства. Это несло и чисто политическую пользу. Если у государства Российского появится коллекция редких вещиц то это повысит ее культурный престиж и статус в Европе. Кроме того, царь подавал пример остальным. Великие князья, а уж тем более цари были тогда законодателями мод. Таким образом их вкусы и пристрастия, любовь к тем или иным антикварным вещам, формировали рынок. Много коллекционеров было и среди военной элиты, а так же историков медиков и носителей благородных фамилий.

Среди известных коллекционеров можно ответить Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых. Богатейшие семьи Российской империи соревновались друг с другом в редкости и дороговизне своих антикварных коллекций.  Более того, если состоятельный человек не собирал подобных коллекций это считалось дурным тоном. В дальнейшим этот интерес к собиранию «древностей» только набирал обороты и распространялся в куда более бедные слои населения.

В конце концов нарастающий интерес вылился в то, что появилась профессия антиквара. Их еще называли комиссионерами, корреспондентами, поставщиками, дилерами от искусства. Люди этой профессии занимались тем, что поставляли антикварные статуэтки, картины, предметы мебели и много чего еще из Европейский стран в российскую империю. Это были своего рода посредники между рынками антиквариата в Европе и Петербурге. Они же формировали антикварный городской фонд.

Антикварные статуэтки

Иностранные торговцы с большим опытом ведения бизнеса в сфере антиквариата все больше стали проникать на внутренний рынок Петербурга. Это были торговцы из Италии, Германии, Голландии, Франции. В виду отсутствующей на тот момент инфраструктуры в России (никаких вам магазинов, выставок аукционов) и, при этом, достаточного количества посредников первые владельцами первых антикварных лавок становились так же иностранцы.

На момент второй половины XVIII века, торговля предметами искусства в России велась фрагментарно и набрала обороты лишь к концу означенного периода. Уже в начале 19ого века на центральных улицах северной столицы (невский проспект, гостиный двор, апраксин рынок) появляются первые специализированные лавки по продажи антикварных картин, статуэток, гравюр, рукописей, литературы. Все товары, или почти все, происходили из стран Европы.

К середине 19-ого столетия наконец формируется понятная система отношений между тем кто продает, и тем кто покупает. Здесь свою роль так же сыграл европейский опыт. Теперь покупка антиквариата происходила так:

  1. Покупатель производил оплату за товар
  2. Продавец собственно отдавал товар покупателю
  3. Вместе с товаром покупатель получал специальный сертификат

Этот сертификат при повторной продаже и экспертизе повышал цену на отпускаемый товар. А антиквар, которые производил подобные экспертизы, повышал свой авторитет среди остальных.

Все бы было хорошо, но в России случилась революция и антикварный рынок на какое-то время уходит в глубокое подполье. НЭП дал надежду на его возрождение, но надежда была недолгой. Так, в начале 20-ого века все, что было наработано годами: аукционы, магазины, лотереи, регламенты правила и закону остались где-то в далеком прошлом.

Хрущевки и «черный» рынок

Советский антикварный рынок начал развиваться после реформ Никиты Сергеевича Хрущева. Массовое строительство  «хрущевок» привело к тому, что старинная мебель, которая украшала дореволюционные квартиры никак не помещалась в квартиры нового типа. Предметы же быта, которые вполне могли бы найти свое место в новых «хрущевских» домах не соответствовали советской стилистике. Их считали элементом «чуждого мещанства».

Антикварные часы

Это привело к тому что антикварные вещи утратили свою ценность, так как использовать их утилитарно в условиях советского быта было попросту невозможно. Выйдя из бытовой сферы все эти предметы старины формируют мощное предложение на рынке антиквариата.

В отличие от Российской Империи в Советском Союзе не было как таковы магазинов, которые специализировались на антиквариате, а частная торговля и вовсе была под запретом и считалась спекуляцией. Государство стремилось к полному искоренению частной торговли: частные коллекции изымались, на дилеров устраивались облавы, а у населения предметы старины скупались по той цене, что была выгодна государству.

Государственные комиссионные антикварные магазины в Ленинграде появились в конце 50х годов. К середине 60-х годов их было три штуки на довольно большой город. В этих магазин любое частное лицо могло принести свой антиквариат и получить за него некоторую сумму денег. Самые редкие предметы старины приобретали музеи, но цены в таких магазинах были сильно ниже тех цен, которые мог предложить «черный» рынок антиквариата.

Цена на тот или иной предмет старины складывалась из следующих критериев:

  • вид декоративного-прикладного искусства, к которому принадлежал товар;
  • оригинальность художественной специфики: ясность стиля, небанальный сюжет;
  • уровень мастерства и сложность технологий, которые были применены для исполнения вещи;
  • мера визуально-смыслового узнавания;
  • место, занимаемое предметом антиквариата в культурном и историческом контексте.

Можно заметить, что экономическая составляющая играет вторые а то и третьи  роли в формировании цены на антиквариат. Расходы на хранение, страховку, транспортировка и даже стоимость самого производства изделия — то есть те критерии, которыми определяется цена на любом другом рынке, здесь формирует её лишь от части.  А вот нематериальные показатели, такие как старина, уникальность технологий, культурная ценность, имя автора — это было куда более важно. Еще одним критерием ценность являлась статусность в современном советском обществе.

Энергия антиквариата

Последние десятилетия показали, что несмотря на ускорение времени и постоянные поиски чего-то новенького, люди больше стали интересоваться антиквариатом. Впрочем, это неудивительно, ведь однообразность товаров на современном рынке, даже в премиум сегменте, не оставляют иного выбора, как обратиться в чему-то старинном и давно забытому.  Люди начищают «бабушкино» серебро до блеска и ставят его на почетное место в свои буфеты, отдают в ремонт и на реставрацию старую мебель, а антикварные магазины получают постоянный поток новых покупателей. Умение разбираться в художественных стилях и выделить из большого ассортимента товаров нужный — неотъемлемая часть процесса собирание воедино антикварных коллекций, или отдельных предметов старины.

Антикварные вазы

Вещи, которым несколько десятков, а порой и сотен лет несут с собой особую энергетику. Любители старины и коллекционеры давно заметили, что старые вещи использовать можно гораздо дольше, чем современные. Они продуманы до мелочей и приспособлены под утилитарное использование гораздо лучше своих современных конкурентов. Кроме того, антикварная вещь попросту притягивает к себе внимание. Пускай она не может выполнять много функций, не отличается компактностью и состояние ее далеко от идеала — в такую вещь влюбляются с первого взгляда и берегут ее долгие годы.

Феномен этой притягательности субъективен и объяснить его  сложно. Может быть секрет в том, что старинные вещи всегда изготавливались или расписывались вручную и мастера передавали своим изделиями часть себя. Антиквариат это всегда глубже чем просто «древность». Коллекционеры антиквариата чаще всего люди образованные, любящие и понимающие культуру, историю и искусство.

Закон сохранения энергии

Распад такого огромного государства как СССР привел к большим изменениям во всех сферах жизни. В том числе и в экономической. Рынок антиквариата шаг за шагом начинает выходить из подполья. Вместе с приватизацией, начавшей в 1992 году Министерство культуры организует комитет по сохранению историко-культурных ценностей. Торговцам антиквариатом наконец разрешают открывать частные лавки, правда для этого нужно было обзавестись лицензией.

Когда ХХ-й век подходил к концу, в Ленинграде уже была сформирована и полностью функционировала сеть из антикварных магазинов. Магазинов в городе стало уже порядка сотни. В них выставлялся совершенно разнообразный товар без акцентов на каком либо из сегментов. За рубежом антикварные лавки делились по сегментам: только антикварные часы, только старая мебель или только антикварные статуэтки. У нас же, в силу молодости рынка такого деления ещё не была. Отечественному рынку антиквариата было всего каких-то 20 лет, а Англии, например, антикварная торговля непрерывно развивалась ещё с 18-ого века.

Так как конкуренция на молодом рынке растет быстро, сформировалась тенденция разнообразия в ассортименте торговых лавок. Эпохи и стили на прилавках смешивались и в одном и том же магазине можно было встретить как каминные часы и самовары, так и раннюю советскую графику или изделия из фарфора. Однако, дифференциация всё же была. Среди антикварных лавок стали появляться те, где торгуют только очень дорогостоящим товаром премиум сегмента. Попасть туда можно было только по записавшись заранее. Сосчитать количество таких магазинов можно было по пальцам одной руки, но сам факт их существования говорил о том, что в постсоветском обществе стали появляться группы людей с весьма большим доходом, которые стали по-настоящему интересоваться стариной.

Основными разделами антикварного рынка на то время были:

  • живопись и разнообразная графика;
  • скульптуры разных эпох (от царских статуэток до советских барельефов);
  • разнообразное декоративно-прикладное искусство;
  • предметы мебели;
  • изделия вылито из чугуна и бронзы (т. н. художественное литье);
  • фарфоровые и фаянсовые изделия, а так же изделия из стекла;
  • холодное оружие и даже огнестрельное;
  • нумизматика, бонистика, фалеристика.

Так, распад советского союза привел к расцвету антикварной торговли на территории бывшей РСФСР и, в частности в Ленинграде.

 

Антиквариат поднимает голову

Развитие антикварного рынка привело к появлению первых выставок в антикварных салонах. Это были своего рода ярмарки. Все в России тогда существовало порядка 20 салонов. Выставки проводились в Москве, в ЦДХ. Проводились она 2 раза в год, в осенний и весенний периоды. Искусствовед Погодин отмечал, что организаторы салона занимаются ни чем иным, как введением произведений искусства и предметов старинного быта в коммерческий, научный и антикварных дискурс, и в этом преуспевает куда больше, чем даже работники музеев.

Традиция проведения подобных салонов (выставок) существовала не только в Москве. В Петербурге такие салоны тоже случались, но они были куда скромнее, ведь в северной столице традиция проведения подобных выставок только-только зарождалась. Последний раз подобный салон состоялся в 2010 году. На него съехалось внушительное количество коллекционеров и представителей магазинов со всей страны.

Еще одним атрибутом, которым рано или поздно обзаводится антикварный рынок становятся аукционы. В России возможность их проводить есть только у крупных антикварных магазинов и аукционных домов (например «Геллос» и «Альфа-арт»). Для того чтобы продать ту  или иную вещь на аукционе, ее необходимо включить в каталог. В каталог вещь включается только после экспертизы, что подтверждает ее подлинность и ценность. Торги на аукционах являются законодателем мод на рынке антиквариата. Тот предмет, что был продан на престижном аукционе может вырасти в цене вдвое, а то и в большее число раз.

Знать о том где и как проходят публичные торги, устраиваемые, например в «Геллосе» это очень важно для рынка антиквариата и  для того, кто хочет на него зайти. Геллос это одновременно и магазин и место для аукционов. Здесь можно приобрести старинную русскую и даже западноевропейскую живопись, декоративно-прикладные изделия из бронзы и серебра, стекла и фарфора. Кроме того здесь можно приобрести и старинную литературу на разных языках, редкие монеты (к примеру Санкт-Петербургского монетного двора), знаки отличия, ставшие раритетом и многое другое.

За год этим аукционным домом проводится порядка ста аукционов. Половина продаж осуществляется заочно, по так называемым заочным «бидам». Одним из самых значимых лотов является, например, «Черный Квадрат» Малевича или «Библиотека Гоголя», в которую входят ряд подарочных изданий по истории искусства России и Франциии, и даже оригинал письма Наполеона, которое «корсиканское чудовище» написал своей супруге Жозефине, когда осуществлял итальянский поход в 1796 году). Кроме «Геллоса» в России можно выделить еще несколько аукционных домов: аукцион Шишкина, галерея «Совком», «Магнум аре», «Альбион» и аукционный дом «Кабинетъ».

Как оценить предмет старины

Антиквариат оценивают в несколько этапов. Сперва, необходимо подтверждения художественной и антикварной ценности конкретного предмета. Эксперты берут в  расчёт происхождение предмета, «старину» предмета, и автора, которые изготовил изделие. Вторым этапом оценки является определения спроса на конкретный товар. Это обусловлено тем что антикварный рынок постоянно находится в движении, и предсказать что будет завтра, зачастую довольно сложно.

Антикварный нож

Однако, для полностью корректной оценки необходимо также учесть «счетные расходы». Это  расходы которые привязаны к кредитным ресурсам, величине инфляции и величине издержек, которые придется затратить на хранение и транспортировку предмета. Попросту говоря это сопутствующие расходы. Есть и совсем субъективные критерии, которые не поддаются математически точному подсчёту: тиражируемость товара, рекламный потенциал и т. д.

Если на рынке существуют аналоги товара это так же будет влиять на его «отпускную» стоимость. Но на российском рынке, в виду отсутствия структурированных аукционных каталогов это учесть практически невозможно. На сегодняшний день единственным местом аукционных торгов в России остался «Геллос». Количество лотов на российском аукционе заметно уступает известным западным аукционным домам (таким как Sotheby’s и Christie’s). Поэтому, для установления окончательной цены, антиквары смотрят не на российские а на западные каталоги.

Но продать или купить антикварные вещи можно не только на аукционах. Скупка антиквариата «Ретро Мир» выкупает не только отдельные предметы старины но и целые квартирные обстановки. Клиенты этой скупки получают наличные деньги сразу на руки и для этого не нужно проходить никаких дополнительных процедур. Кто знает, может быть именно здесь суждено начаться вашей антикварной истории. В любом случае, это как минимум интересно и может быть весьма прибыльным делом.

Читайте также:

Антиквариат СССР: сервиз Мадонна советского времени

Антикварные люстры

Радиолы: особенности, классификация и обзор моделей

Лучшие патефоны СССР, на каких заводах они выпускались

Подзорная труба СССР

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *