Лучшие патефоны СССР, на каких заводах они выпускались

Патефон "Молот"

Сегодня лучшие патефоны СССР – предмет воздыхания многих коллекционеров. Особенно, если речь идет об аппаратах, сохранивших свое работоспособное состояние. Но когда-то они являлись тем, для чего, собственно говоря, и задумывались, - устройством для воспроизведения звукозаписи. Под патефон любили и грустили, мечтали и веселились, воевали и строили планы на будущее.

Патефон по традиции считают переносной версией граммофона, хотя это и не совсем так. Эти устройства имели немало конструктивных отличий. Главная особенность патефона в том, что раструб для усиления громкости располагается внутри корпуса, а не снаружи – как у граммофона. Это и привело к удешевлению производства, к мобильности устройства и уменьшению его веса.

Предтеча патефона – граммофон, который имел в буквальном смысле выдающуюся деталь – большую выступающую трубу. Пластинки для граммофона обладали более крупной нарезкой, потому невозможно прослушать патефонную пластинку прослушать на граммофоне и наоборот.

Кроме того, граммофон имел лишь одну скорость – 78 оборотов в минуту, тогда как почти все модели патефона – от 33 до 78.

Самая дефицитная часть устройства – пружина. Ее было трудно достать и тогда, не говоря уже о сегодняшнем времени. Потому патефон требует бережного отношения к себе.

Достаточно любопытным экземпляром можно считать миниатюрный патефон времен Великой Отечественной. Он использоваться и как развлекательное, и как агитационное средство.

В послевоенные годы патефон помогал людям справиться с невзгодами того времени. Почти в каждом дворе организовывались импровизированные танцевальные площадки – под хрипловатые звуки патефона. Тем более, что его громкости для этого оказывалось вполне достаточно – до 100 децибел.

Примечательный факт: так называемый патефон Сталина вовсе таковым не являлся. Это «прозвище» получил пулемет Дегтярева Пехотного за характерный внешний вид - дисковый магазин, напоминавший патефонную пластинку.

На каких заводах выпускали патефоны

Выпуск патефонов в Советском Союзе был поставлен на широкую ногу еще в начале 30-х годов. Многие заводы и даже ткацкие фабрики принимали в этом участие. К одним из наиболее популярных можно причислить завод ордена Ленина – Молот. Находился он в Вятских Полянах и производил патефоны с конца войны. В течение десятка лет, пока на смену патефону не пришел электрофон, устройства Молот радовали слушателей.

А в 30-е и 40-е годы на всю страну славилась продукция Коломенского патефонного завода. Без преувеличения, коломенские патефоны можно называть легендарными. Что и говорить: в течение суток производственная мощность завода позволяла выпускать в свет до тысячи экземпляров.

А еще раньше в Ленинграде начал работу завод Грампласттрест. Пользовалась популярностью и продукция другого ленинградского завода – Северный пресс.

Ленинградский патефон пользовался спросом и популярностью среди граждан Советского Союза, сегодня найти качественно сохранившиеся экземпляры таких патефонов достаточно трудно.

Наиболее известные модели патефонов в СССР

Стоит вспомнить о наиболее популярных моделях патефонов Советского Союза. Именно они сегодня и представлены в большинстве своем на разного рода барахолках и в антикварных магазинах.

Патефоны в разное время производили на:

  • Заводе Ордена Ленина «Молот»;
  • Московским, Ленинградским и Владимирским патефонных заводах;
  • Московском заводе при объединении точной индустрии;
  • Кооперативной фабрике «Красногвардейск»;
  • Патефонном заводе в Днепропетровске;
  • Велосипедном заводе имени Фрунзе в Пензе;
  • И, конечно же, в городе Коломне.

Начать стоит с самого популярного патефона - ПТ-3. Выпускался он с 40-х годов на заводе Молот. Иногда его называли патефоном Молотова. Звук можно охарактеризовать как густой и громкий. Модель оснащалась пружинным приводом, заводимым от рукояти. Как и в случае со многими классическими патефонами, усиление звука производилось посредством спрятанного в корпус раструба. Устройство звукоснимателя состояло из мембраны и металлической иглы. Присутствовали ручки стопа и регулятора скорости оборотов. Данная модель выпускалась в трех цветовых исполнениях - черный, темно-серый, коричневый, темно-синий и красный. Завод Молот изначально располагался в Загорске, однако позднее его эвакуировали в Вятские Поляны.

Патефоны Артель оказались также весьма востребованными в Стране Советов. Они имели довольно компактные габариты и оснащались комфортной ручкой для переноски. Корпус этих патефонов, как правило, выполнялся из металла, отсюда и легендарная надежность Артели. Заслуживают внимания портативные модели, предназначенные для мобильного прослушивания – выражаясь современным языком.

Стоит отметить, что патефон ленинградского завода Артель являлся одним из самых массовых. В разное время он имел разную эмблему, так что истинные знатоки всегда смогут определить примерный год выпуска – по внешнему виду эмблемы на внутренней крышке патефона.

Патефоны фабрики в Красногвардейске выходили в свет в период с довоенного времени – с 1935-го года. Корпус почти всегда выполнялся из дерева. Заводную рукоять соединяли с приводом через особое отверстие сбоку в корпусе. Позднее конструкторы перешли к расположению ее под углом. Так что модели с прямым расположением можно назвать редкостью. В стандартной комплектации патефон Красногвардейск имел три десятка игл.

Очень популярны модели фабрики Коломна. Их производили соответственно в городе Коломна, с 30-х годов. Первый десяток коломенских патефонов вышел к потребителю в 1934-ом году, а всего через два года мощность завода позволяла выпускать почти 150 тысяч экземпляров. Еще через два – 300 тысяч.

Эти устройства отличались довольно громким и четким звучанием, среди которых преобладали высокие частоты. Завод всесоюзного значения местными жителями назывался патефонка.

За основу первого патефона из Коломны была взята лучшая на тот момент английская модель - «His Master’s Voice». Однако очень скоро конструкторы стали разрабатывать и собственные уникальные модели.

Коломенский патефон славился своей надежностью. Факт: в 1937-ом году именно патефоны родом из Коломны были выставлены на всемирной выставке научных и хозяйственных достижений в Париже.

Патефон – стильный и функциональный подарок

Патефон "Красногвардейск"

Кому сейчас может прийти в голову приобрести патефон? Ведь это – атрибут из прошлого.

Но ни в коем случае не стоит считать, что возраст устройства – это его недостаток. Все как раз наоборот. Каждый настоящий ценитель знает, что именно годы придают вещи эксклюзивности. Потому и преподнести в подарок редкий старинный патефон окажется уместным практически всегда. Особенно тому, кто обладает отменным вкусом и тем более – испытывает трепет к старинным раритетным вещам.

Глубокий и своеобразный звук патефонной пластинки с едва различимой хрипотцой подарит минуты истинного релакса и утонченного наслаждения.

Удобная конструкция патефона и его малые габариты позволяют взять устройство с собой – чтобы удивить друзей и скрасить любую встречу.

Кроме того, по-настоящему раритетные вещи всегда особенно оригинально украшают интерьер и подчеркивают статусность своего владельца. Деловой или личный кабинет приобретет еще больше презентабельности. Патефон станет уютным оригинальным дополнением для любой гостиной.

Незаменимый атрибут – пластинка для патефона

Сегодня любой ретро патефон просто невозможно представить и без другого его неотъемлемого атрибута – пластинки.

Многие патефонные и граммофонные пластинки можно считать настоящим произведением искусства. Особенно те, которые выпускались ограниченным тиражом. И в Советском Союзе производились не только патефоны, но и пластинки для них.

Патефонные пластинки имеют нарезку, более мелкую, чем граммофонные. Так что и потребуют более бережного отношения к себе. Иглу в патефоне необходимо менять после прослушивания каждой пластинки, иначе та может повредить нарезку и привести пластинку в негодность.

Сегодня оригинальные патефонные пластинки в хорошем состоянии можно встретить, пожалуй, еще реже, чем сами патефоны. Все-таки годы и часто не совсем приемлемые условия эксплуатации берут свое.

На пластинки записывали не только песни, но и речи вождей, поздравления. Это поднимало моральный дух жителей Страны Советов, помогало преодолевать невзгоды. Особенно во время Великой Отечественной.

Не стоит недооценивать роль компактного полевого патефона на фронте. Под него слушали любимые песни, отдыхали после боя и вспоминали родных. О важности патефона хотя бы говорит тот факт, что даже в условиях блокадного Ленинграда порой хлеб обменивался на пластинки.

Скупка патефонов, а также иных предметов старины предлагается магазином Ретро мир. Самые честные расценки, оплата сразу наличными. Возможен выкуп целыми интерьерами.

Чем отличается патефон от граммофона

Нет ничего удивительного в том, что многие не знают, чем отличается патефон от граммофона. Ведь оба этих устройства очень похожи между собой – как внешне, так и конструктивно. Бывает, что и весьма опытный владелец старинной техники с первого взгляда не может точно определить, что именно перед ним, - патефон или граммофон.

Тем не менее, отличия между этими двумя устройствами, разумеется, имеются. И порой весьма значительные.

Так чем же отличается граммофон от своего «коллеги» - патефона? Но перед тем, как ответить на этот вопрос, имеет смысл сделать несколько шагов в историю.

Граммофон: начало

А начиналось все с такого устройства, как – фонограф. Хотя наверняка многие теперь и не вспомнят, что это было за устройство, откуда оно «есть и пошло». Ведь именно граммофон, а вслед за ним и патефон называют – зеркало времени. Эти устройства как нельзя лучше передают интонации времени. Внутри звуковой дорожки пластинки находится не просто музыкальное произведение. Там – целый уклад жизни, традиции.

Звук граммофона перепутать ни с чем невозможно. Он никогда не будет соперничать с «холодной и бездушной» цифрой. Потому что ему этого не надо. Потому что он – практически познал вечность и что-то такое, что выразить очень трудно при помощи слов.

Но – возвращаясь к фонографу. Его изобрел знаменитый коммерсант и сам, впрочем, изобретатель – Томас Эдисон. Первое испытание фонографа произошло в 1877-ом году. Рассказывают, что на изобретение устройства его сподвиг случай с ремонтом телефона. Эдисон заметил, что в то время, как он удерживал в руке иголку и прикладывал ее к металлической мембране, та приходила в колебание от голоса. Это и натолкнуло Эдисона на мысль о том, что можно произвести запись колебаний иглы, чтобы затем пустить ее по обратному пути – и преобразовать механические колебания в звуковые.

Конечно, устройство, сконструированное Эдисоном, было далеко от совершенства даже по тем временам. Присутствовали настолько интенсивные искажения, а сам звук был настолько тихим, что что-либо разобрать было довольно проблематично. Тем не менее, это и был первый успешный опыт звукозаписи.

Современники по достоинству оценили изобретение. Несмотря на недостатки, фонограф стал распространяться – медленно, но верно. Именно благодаря ему мы, например, сегодня можем слышать голос Льва Толстого и других знаменитых людей того времени.

Однако Эдисон был не одинок в своем изобретении. Примерно в то же самое время и независимо от него другой изобретатель – Шарль Кро – предложил… устройство для звукозаписи. Но, если аппарат Эдисона в качестве носителя звуковых дорожек имел мягкий валик, устройство Кро больше походило на патефон. Ведь звук им воспроизводился с металлического диска.

Официальный патент

Другой изобретатель - Эмиль Берлинер – объединив работы Эдисона и Кро, предложил свое устройство, которое и назвал – граммофоном. В 1887-ом году граммофон получил официальный патент.

Берлинер избавил граммофон от многих «болячек», присущих обеим конструкциям фонографа. Звук теперь воспроизводился куда более отчетливо и громко.

Изначально пластинки, на которых записывался звук для граммофона, изготавливались из эбонита, позднее – из шеллака. Хотя первая в мире пластина была из цинка. Пластинки покрывали слоем воска, на котором и выцарапывались дорожки – результат преобразования звуковых колебаний в механические.

Пластинки были компактнее, их было проще транспортировать, а что самое главное – изготавливать и тиражировать. Так что они сразу же вытеснили громоздкие и неудобные валики Эдисона.

И уже в 1895-ом году грампластинки вышли в тираж. Тогда была открыта первая звукозаписывающая компания - Berliner’s Gramophone Company, которая, как не сложно догадаться, принадлежала самому Берлинеру.

Чтобы лучше понять, какие имеют граммофон и патефон различия, нужно представить, как выглядел среднестатистический граммофон в самом начале теперь уже прошлого 20-го века. В большинстве случаев, это был компактный ящичек, который увенчивался громадным раструбом, выполненным из металла. Чем больше были размеры раструба – тем большую громкость могло выдавать устройство. Что касается громкости, то граммофоны того времени буквально поражали своих современников. Ничего подобного до того им не приходилось слышать.

Пластинку с записью размещали в специальном удерживающем механизме, после чего раскручивали привод вращения. Игла бежала по спиралевидным дорожкам, а звук от ее колебаний многократно усиливался раструбом.

Моделей граммофонов почти сразу же появилось не просто много, а – очень много. Казалось, производители соревновались между собой в фантазии. Были даже детские граммофоны и выполненные в виде всевозможных фигурок. Музыка стала доступной для прослушивания не только в операх и на концертах, но и прямо у себя в доме. Трудно переоценить значимость этого изобретения.

Характерной чертой граммофона стал огромный раструб, который сильно увеличивал размеры устройства. Перевозить и даже просто переносить с места на место граммофон было не очень удобно. Поэтому не удивительно, что изобретатели очень скоро стали задумываться на тем, как можно сделать граммофон компактнее. Трудность заключалась в том, что попытки уменьшить в размерах раструб приводили к уменьшению громкости и качеству звука.

А что с патефоном?

Завод в Коломне по Патефону

Братьям Пате удалось более-менее удачно разрешить проблему. Они не стали совсем устранять раструб-резонатор, но значительно уменьшили его габариты и спрятали внутрь корпуса. Очень быстро устройство поместили в эдакий чемоданчик, благодаря чему его стало возможным транспортировать.

Новые устройства получили название от фамилии своих создателей – патефоны.

Появились даже буквально карманные модели. Правда, выпускались они очень ограниченным тиражом и стоили весьма недешево, но факт, как говорится, имел место быть.

На новые устройства, которые получили название патефонов, обратили внимание даже в министерстве обороны. Ведь стало возможным поставлять патефоны в военные части, чтобы поднимать моральный дух солдат. Что приобрело особое значение во время Первой мировой.

Вполне естественно, что за компактность пришлось расплачиваться качеством звука. Он у патефонов был менее отчетливым и громким. Впрочем, демократичность цены и компактность габаритов перекрывали столь «незначительные» минусы. Ведь каждый теперь мог себе позволить данное чудо техники – как в дом, так и в дорогу.

Не удивительно, что конкуренция граммофонов и патефонов началась почти сразу же. В какой-то степени их можно сравнить с соревнованием кассетников и виниловых пластинок в 80-е годы прошлого века.

Патефоны быстро одержали победу. Их стоимость снижалась стремительно. Демократичные и компактные, они приобретались даже не самыми богатыми слоями населения. А позднее вместо ручного привода появился электрический.

Продолжая отвечать на вопрос: в чем разница между патефоном и граммофоном, стоит теперь подробнее остановиться на конструктивных особенностях такого устройства, как патефон.

Если быть кратким, то патефон является мобильной версией граммофона. Его плюс в компактности, которая достигается за счет скрытия раструба внутрь корпуса. Хотя некоторые модели позволяли таки пристегнуть стационарную трубу – для улучшения и усиления звука.

Практически все модели патефонов, которые дошли до нашего времени, скомпонованы внутри чемоданчика с ручкой.

Патефон успешно эксплуатировался вплоть до середины 20-го века, пока не стал вытесняться электрофонами.

Кстати, сам термин патефон – исключительно русскоязычный. Будучи ввезенным в Россию, он стал так называться потому, что первые поставки осуществлялись фирмой Пате.

Внутри патефона имелся пружинный привод, который приводился во взведенное состояние специальной ручкой. Усиление звука, как и в случае с граммофоном, производилось за счет раструба. Но на этот раз тот был спрятан внутри корпуса.

Пружинный двигатель снабжали устройством для регулирования скорости.

На сколько хватало одного пружинного взвода?

Обычно на проигрывание одной стороны пластинки. Кстати, это и равнялось одной песни. Ведь плотность записи того времени оставляла желать лучшего. Были и модели, рассчитанные на проигрывание двух сторон за счет одного взвода.

Первые игры изготавливались из стали, их необходимо было менять после проигрывания каждой пластинки. Что было, конечно, крайне неудобно. Поэтому им на смену пришли особо прочные сапфировые иглы. Срок их службы был гораздо больше.

Конструкторам также удалось увеличить громкость патефона – до 100 дБ. Но при этом «хронические болячки» устройства так и остались неразрешенными – характерные хрипы, повизгивания и искажения.

Внешне некоторые модели патефонов было трудно отличить от граммофона – за счет возможности присоединять дополнительный раструб. Но имелось у патефона немаловажное конструктивное отличие. А именно – метод образования звуковых канавок - глубинный, а не поперечный, как у граммофона, и, соответственно, адаптеры у этих устройств были разными. Помимо этого, первые модели патефонов передвигали иглу не от края к центру пластинки, а наоборот. Впрочем, это было гораздо сложнее в конструктивном плане, так что от нововведения быстро отказались.

Наиболее частые поломки

Патефоны ломались чаще граммофонов. Ведь им нередко приходилось эксплуатироваться буквально в полевых условиях. Вот только некоторые причины выхода из строя патефонов:

  • Естественный износ иглы;
  • Разрушение пружины, которое наблюдалось при интенсивном взводе;
  • Если патефон хранили во взведенном состоянии долгое время, проявлялось ослабевание пружины;
  • Модели патефонов с прямой ручкой подвергались срыву стопора;
  • Коррозийное разрушение или просто ржавление подшипника тонарма – эта неполадка была характерна для патефонов советского производства из-за несовершенства материала изготовления подшипника;
  • Могла загустеть или загрязниться смазка, что исправлялось разборкой и тщательной прочисткой механизма;
  • Выходил из строя центробежный регулятор скорости;
  • Мембрана со временем начинала дребезжать и искажать звук.

Таким образом, патефон является усовершенствованным граммофоном. Но назвать его старшим братом граммофона не поворачивается язык. Ведь граммофон обладает собственной статью, достоинством. Его просто невозможно представить в ветхой лачуге или в окопе. Он – признак благосостояния и даже роскоши. Да и качество звучания – на порядок выше патефонного.

В свое время патефон и граммофон могли поразить владельцев и их гостей кардинальными экспериментами в дизайне и обширным ассортиментом самых разных моделей.

Покупатели могли выбирать как среди самых простеньких и дешевых моделей, так и довольно «продвинутых монстров», поднять которые одному человеку было проблематично. Раструбы выполнялись порой самые причудливые. И, если патефоны помещались в демократичные чемоданчики с ручкой, то граммофоны могли размещать внутри роскошных корпусов из драгоценных пород дерева, с вычурными украшениями.

Подводя итоги

Патефон

Что же, теперь можно обозначить главные отличия патефона и граммофона:

  • Патефон обладает более компактными размерами, имеет меньшую массу;
  • Граммофон имеет внешний звуковой раструб, который сложно не заметить. Патефон также оснащается раструбом, однако его спрятали внутрь корпуса;
  • Патефон имеет звук тише и с большими искажениями. Конечно, все зависит от конкретных моделей. Ведь более продвинутые патефоны могли дать фору и граммофону;
  • Имелись отличия и в техническом плане. Особенно – что касается устройства адаптера звукоснимателя;
  • Патефон имел более износостойкие иглы;
  • Наконец, патефон более демократичен по цене.

Конечно, прогресс не стоит на месте. Патефоны успели порадовать не одно поколение своих владельцев. Но и они уступили дорогу электрическим проигрывателям пластинок. Те, в свою очередь, вступили в неравную борьбу с катушечными магнитофонами. Катушечные магнитофоны – с кассетными. Кассетники, долгое время казавшиеся верхом прогресса, ушли под напором дешевых лазерных проигрывателей. А те проиграли в конкурентной борьбе MP3-плеерам. Похоже, что и плееры уступают дорогу мобильным телефонам, которые берут музыку из облака. По какому пути пойдет прогресс дальше – предугадать практически невозможно.

Но по-прежнему многие желают иметь у себя в коллекции и старые добрые виниловые проигрыватели, и их предков – патефоны и граммофоны.

Ну что ж, теперь многие уверенно смогут ответить на вопрос, в чем разница между патефоном и граммофоном. Не стоит переживать за то, что эти устройства ушли со сцены. Таков технический прогресс. И те устройства, которые сегодня кажутся нам верхом технической мысли, через какое-то время будут вызывать лишь снисходительную улыбку.

Лучше посетить магазин Ретро Мир, который предлагает каждому желающему с головой окунуться в особую атмосферу старины. Кстати, вы и сами можете внести свою лепту в углубление этой атмосферы. Ведь магазин принимает объекты антиквариата и просто старинные вещи. Платит сразу наличными. Доступна покупка сразу всей квартирной обстановки. Заходите – не пожалеете!

Читайте также:

Патефон: как выглядит и работает переносной граммофон

Патефон для пластинок Артель: история, нюансы выбора

Патефон завода Молот: как правильно выбрать

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *