Сегодня граммофон для виниловых пластинок – больше предмет милых «причуд» поклонников ретро. А когда-то именно патефоны и граммофоны стояли на столах буквально в каждом доме. Именно с них для многих граждан Советского Союза и началось знакомство с миром прекрасного – музыки.
Несколько шагов в историю
Патефон, тем более – советского производства – это самая настоящая капсула эпохи. Достаточно его установить где-нибудь на видном месте – как внутри сразу начинает звучать песня Козлова или Утесова…
Предтечей патефона стали такие механизмы, как фонограф, а затем – граммофон. Фонограф представил в 1877-ом году Томас Эдисон – американский изобретатель и коммерсант. Но до него – в 1860-ом – было известно такое изобретение, как фоноавтограф. Но истинного коммерческого успеха добился именно патефон – в силу своей компактности, дешевизны и практичности. Устройство получилось настолько удачным, что очень скоро оно было установлено, без преувеличения, в каждом доме.
В царскую Россию патефон (тогда он еще так не назывался) привезли в начале 20-го века, по большей части это были устройства компании Пате. Отсюда происходит и название – патефон. И российские производители технических устройств быстро освоили изготовление нового чуда техники.
Дело по производству патефонов быстро пошло на лад и оказалось весьма выгодным. Так что сразу после выхода из кризиса гражданской войны СССР также наладила изготовление этих звуковоспроизводящих устройств.
Отечественные производители патефонов
Любая советская семья просто мечтала приобрести себе патефон. Как известно, спрос рождает предложение. И производство патефонов приобрело промышленные масштабы. Если в 20-х годах советский патефон еще можно было считать редкостью, то уже начиная с 30-х, тем более – в 40-е и 50-е – было изготовлено большое количество патефонов. Их можно было поделить на:
- Стандартные;
- Уменьшенных размеров;
- Портативный граммофон.
Десятки советских предприятий занимались изготовлением патефонов. К наиболее известным производителям можно отнести как раз ленинградскую Артель.
Особенности патефонов от Ленинградской Артели
За долгое время своего существования Артель успела произвести тысячи единиц патефонов. Потому не удивительно, что на современном рынке старины чаще всего фигурируют именно они.
Можно проследить от модели к модели, как совершенствовалось производство. К услугам потребителей были самые разные патефоны, оснащенные то одним техническим новшеством, то другим.
Качество изготовления особенно последних моделей патефонов Артели были на высоте. Это касалось в том числе и игл. Даже комплектные обеспечивали довольно чистое качество звучания. Патефонные иглы Артель пользовались большим спросом, тем более, что их приходилось менять действительно часто. Активные слушатели приобретали иглы про запас и хранили их бережно. Кстати, во многих моделях патефонов этого производителя предусматривалось наличие встроенного ящичка – для хранения в нем игл.
Но продолжительность срока службы патефона и качество звучания во многом зависели от привода. Как и в других моделях, в устройствах Артели привод был пружинным. В отличие от игл, пружины патефонов были дефицитом. Нужно было проявлять определенные навыки для того, чтобы не испортить пружину. Ведь заводить граммофон ручной приходилось буквально через каждую песню.
Пружины Артели отличались износостойкостью, служили верой и правдой своим владельцам долго. До сих пор можно встретить модели патефонов в рабочем состоянии, оснащенные оригинальными заводскими пружинами.
А вот уровень громкости регулировать было нельзя – точно так же, как и в патефонах от других производителей. Громкость патефонов Артель варьируется – в зависимости от модели – от 80 до 100 дБ.
Как сегодня выбрать патефон
Каждый любитель старины, если желает приобрести патефон Артель граммофон Ленинград в хорошем состоянии, должен придерживаться определенных правил.
В первую очередь следует обзавестись закупкой достаточного количества игл. Ведь, как уже отмечалось выше, на прослушивание каждой пластинки выделялась всего одна игла. Дальше на ее мягком металле появлялись сколы и заусеницы, что влекло за собой повреждение пластинки.
Часто выбор основывают на внешнем виде патефона. Патефоны Артель могут предложить великолепный дизайн, выдержанный в своей особенной стилистике. Каждый сможет подобрать устройство для себя. Каждый патефон горделиво носил на себе яркую эмблему завода, по которой сегодня можно безошибочно узнать его. В течение времени в Артели меняли дизайн эмблемы, так что знатоки смогут определить, в какое именно время была выпущена та или иная модель.
Самое же главное – это техническое состояние. В среднем, возраст патефонов Артель составляет от 50 до 80 лет, что немало. И с каждым годом этот показатель только увеличивается.
Патефоны нуждаются в регулярном техническом обслуживании, впрочем, как и любые другие механизмы. Если приглянувшееся устройство долго не обслуживалось, вряд ли оно вообще сможет запуститься. Так что у прежнего владельца стоит прояснить вопрос относительно обслуживания, а что самое главное – выяснить состояние пружины.
Но в любом случае стоит приготовиться к тому, что у 99 процентов патефонов будут наблюдаться те или иные технические недочеты, связанные с естественным износом деталей и усталостью материалов.
Если технические характеристики можно уточнить еще на стадии выбора в Интернете, то некоторые – только при личной встрече.
Какие моменты уточнить у продавца
Прежде всего, рекомендуется попросить открыть патефон и лично произвести внимательный визуальный осмотр.
Для начала – открыть крышку патефона и попросить продавца завести пружину. Обычно хватает трех десятков оборотов. Если пружина была частично взведена, потребуется меньше. После чего нужно обязательно прослушать пластину от начала и до конца целиком.
Одного завода, как правило, как раз хватает на прослушивание одной стороны. Если не хватает, можно попросить еще раз завести – на этот раз побольше. Но не переусердствовать, так как пружина может просто лопнуть.
После этого пластинка должна прослушаться до конца. Если завода и на этот раз не хватило – лучше воздержаться от приобретения такого устройства. Если только не предполагается самостоятельный ремонт пружины.
Кстати, перед визитом к продавцу не повредит осведомиться у него о наличии запасных игл. Или явиться на прослушивание со своим набором.
В процессе прослушивания следует также обратить внимание на наличие или отсутствие посторонних звуков внутри коробки патефона. Они могут быть вызваны разными причинами, но главным образом – срывом пружины или ее залипанием.
Звук от этого может также сопровождаться вибрацией, так как старая смазка не высохла и не дает пружине свободно выпрямляться. Это не является критичной неисправностью, но, если нет в планах самостоятельного устранения неполадок, то лучше обратить внимание на это заранее.
Что касается звука, то он должен быть сравнительно чистым – насколько это возможно при данном состоянии пластинки и новизны иголки. Посторонние неприятные «примеси» должны отсутствовать. Иначе вполне возможно, что потребуется постороннее серьезное вмешательство.
Тонарм
Следует также внимательно осмотреть тонарм – эдакую металлическую изогнутую трубку. Его подшипник должен свободно перемещаться, не иметь люфтов или напротив – зажимов.
То же самое касается места примыкания деки к тонарму – без люфтов и зажимов. Тонарм и внутреннее кольцо подшипника должны быть объединены в одно целое, а не поворачиваться отдельно друг от друга.
Некоторые модели патефонов Артель оснащались устройством автостопа. Необходимо проверить его работоспособность, поместив переключатель во включенное положение. На качественно отрегулированном и работающем механизме автостопа после завершения проигрывания механизм должен сам останавливать поворот диска. Если устройство автостопа не работает, но патефон все-таки понравился, можно его приобрести. Но при этом пользоваться придется остановкой ручным тормозом.
Вот только главные пункты, которые следует принять во внимание, чтобы приобрести качественный граммофон Артель. В дальнейшем он будет долго радовать своего владельца не только привлекательным внешним видом, но и оптимальной функциональностью.
Если же покупка осуществляется через Интернет, то вышеописанные процедуры выполнить трудно. Однако можно попросить продавца снять ролик, на котором видно без монтажных перебивок, как он заводит устройство и проигрывает пластинку целиком. При необходимости – попросить снять некоторые важные узлы крупным планом.
Конечно, учитывая почтенный возраст патефонов, нельзя утверждать, что все они окажутся без недочетов. Как показывает практика, в той или иной степени недочеты все-таки встречаются, пусть и не такие критичные, при проявлении которых от покупки патефона можно было бы отказаться.
Вам нужен качественный граммофон в деревянном чемоданчике или любой другой объект старины? Посетите магазин старины и антиквариата Ретро Мир! Здесь можно как продать, так и приобрести самые любопытные старинные экземпляры разнообразных предметов. Продавцам сразу выплачиваются наличные. Если потребуется – рассматриваются предложения по выкупу целых интерьеров.