Дмитровский фарфоровый завод: как рождались шедевры декоративно-прикладного искусства

Дмитровский фарфоровый завод

Казалось бы, в России существует достаточно промышленных предприятий, которые выпускают фарфоровые и фаянсовые изделия. Однако чайные сервизы, посуда и прочие предметы обихода, которые производятся на Дмитровском заводе (Вербилки), имеют особую ценность.

Почему? Все просто. Это предприятие является настоящим хранилищем традиций, которые складывались на протяжении веков. Секреты производства изделий из фарфора передаются от одного поколения к другому. И именно это дает возможность вновь и вновь возрождать уникальные шедевры декоративного и прикладного искусства.

Чайные сервизы, тарелки для царских особ, фарфоровые скульптуры, выпущенные в середине восемнадцатого века – это не просто изделия промышленного производства, а мечта многих коллекционеров. Сейчас в магазинах скупки антиквариата можно найти поистине уникальные предметы, которые способны стать главным украшением коллекции.

Удивительная история

О Дмитровском заводе, который производит качественные фарфоровые изделия, слышали чуть ли не в каждом уголке мира. За всю свою многолетнюю деятельность предприятие получило множество заслуженных премий и наград. А сама история его зарождения и развития поистине удивительна и богата самыми разными событиями.

Гарднеровский период

В 1746 г. из Англии в Россию на постоянное место жительства приезжает Франц Гарднер. Это был купец и по совместительству талантливый предприниматель, который имел очень тесную связь при царском дворе. Его главным занятием была реализация самых разных деловых проектов, которые, надо сказать, приносили немалую прибыль.

Используя свои связи, в 1766 г. он открывает завод по производству фарфоровых изделий, взяв за основу Мейсенскую немецкую технологию. Стоит отметить, что еще до переезда в Россию Гарднер очень много путешествовал по миру. Его главной целью было найти голубую глину, которая, как он считал, идеально подходила для изготовления фарфора. Лучший материал нашелся на территории Черниговщины.

Интересно, что несмотря на большие связи, первое его прошение об открытии завода было категорически отвергнуто. Ведь в те времена охрана окружающей среды являлась одним из самых щепетильных вопросов. Чтобы рубить лес в районе ста километров от Москвы – об этом даже речи не могло быть.

Но Франц после такой неудачи не отказался от своей идеи. И в ее рализации ему помог брат князя Урусова, который тогда был губернатором Москвы. Именно он похлопотал о том, чтобы предпринимателю дали разрешение на начало строительства завода. Как известно, фабрика производства фарфора Вербилки располагается всего лишь в 90 километрах от столицы. А при царской России эта зона считалась охранной.

Русских мастеров, работавших на Дмитровском заводе, обучал сам Кестнер, который был специально приглашен из Германии Францем Гарднером. Знаменитый художник собственноручно изготовил роскошный чайный сервиз, который предназначался для Екатерины Великой. Украшением посуды стали зарисовки, связанные с победой в войне с Турцией. Императрице настолько понравился презент, что она сделала заводу заказ на изготовление орденских сервизов. Всего их было четыре: в честь князя Владимира, А. Первозванного, Г. Победоносца, А. Невского.

Удивительно, но эти сервизы использовались на праздничных обедах при царском дворе более 150 лет. Успех Гарднера настолько был ошеломительным, что императрица разрешила заводу ставить на своей продукции особую метку в виде московского герба.

Франц Гарднер был предпринимателем с хорошей хваткой. Он моментально смекнул, что, если запустить массовое производство фарфоровых изделий, это может принести колоссальную прибыль. По качеству его продукция совершенно не отличалась от заграничных аналогов, а вот стоимость была гораздо ниже. Высокий спрос привел к тому, что за десять лет в штате фабрики стало числиться вдове больше работников.

Франц Гарднер скончался в 1796 г. К этому времени его предприятие было одним из самых крупнейших и прибыльных. В поселке Вербилки основателю завода даже установлен памятник за его заслуги, вошедшие в историю России.

Управление после смерти Гарднера перешло вначале к сыну, который тоже через время скончался. Затем к супруге, которая не отличалась предпринимательской жилкой. В итоге деятельность завода очень быстро пришла в упадок. Только благодаря стараниям ее сыновей производство знаменитого фарфора было налажено, однако предприятие все равно переживало далеко не лучшие времена.

Кузнецов: возрождение производства

Дмитровский фарфоровый завод

В конце девятнадцатого столетия (1882) завод Вербилки выкупает Матвей Кузнецов, который был опытным предпринимателем и промышленником. На тот момент у него было отлично налажено собственное производство по изготовлению фаянса. Его знания и опыт дали возможность Кузнецову быстро поставить на ноги гарднеровский завод и значительно увеличить производственный оборот. На предприятии стали выпускать не только столовые и чайные сервизы. Особое внимание уделялось и изготовлению отдельных предметов, таких как: чаши, люстры и даже церковные лампады.

События советского периода

В это время для деятельности завода начинается совершенно новый этап – национализация и получение нового названия «Дмитровский». Ассортимент был очень ограниченным. Выпускались преимущественно декоративные предметы, вазоны, блюда, чашки, не имеющие уже практически ничего общего с «гарднеровскими» изделиями. Более того, практически обязательными стали агитационные зарисовки с различными призывами. Да и в целом так называемая массовая штамповка имела весьма посредственное качество.

Новые, но уже позитивные изменения в жизни завода пришлись на тридцатые годы. На предприятии трудились уникальные личности, которые прославились своими потрясающими фарфоровыми изделиями. Ученик школы Фаберже Т. Г. Тихонов, талантливый мастер Е. П. Смирнова и знаменитый скульптор С. М. Орлов. Именно благодаря эти людям Дмитровский завод обрел мировое признание. Среди их работ: чайные сервизы «Искусство народов СССР» и «Битва за Родину», декоративные статуэтки «Золотая рыбка», знаменитый «Конек-горбунок» и пр.

Перестройка и настоящее время

В 1991 г. сотрудники выкупают завод и переименовывают его в ЗАО «Фарфор Вербилок». А в 1995 г. они начинают возрождать дореволюционные традиции по производству фарфора. Затея полностью воплощается в реальность, о чем свидетельствуют множественные награды, полученные на отечественных и международных выставках. Сейчас завод, как и прежде, изготавливает самую разнообразную фарфоровую продукцию, которая считается эталоном высшего качества.

Разнообразие выпускаемой продукции

Дмитровский завод производил несколько линеек фарфоровых изделий. Многие из них стали настоящими мировыми знаменитостями.

Сервизы

Конечно же, в первую очередь это орденские сервизы, которые действительно считаются произведениями искусства. Правда, история их связана с одним не очень приятным обстоятельством.

Франц Гарднер не имел дворянского происхождения, а потому по закону ему было запрещено использовать труд крепостных крестьян. Но и здесь он нашел выход. Предприниматель оформил купчую на помещика Вырубова. Однако тот через время по каким-то причинам был арестован, поэтому Гарднер рисковал потерять всех своих работников.

Вот тогда-то Францу пришла идея лично изготовить подарок для Екатерины Великой. Да, он, конечно же, тем самым хотел получить свою выгоду, но ведь она заключалась в том, чтобы спасти свое детище, на которое он возлагал огромные надежды. И у него получилось. Императрица, получив такой великолепный подарок, предоставила предпринимателю аудиенцию. Все работники остались на своих местах, и завод удалось спасти.

Тематическое направление

Главным символом гарднеровского фарфора стали уникальные цветочные рисунки, которые были с любовью и теплотой разработаны мастерами фабрики. Это были и отдельные розочки, тюльпаны, шиповник, и целые цветочные композиции. Это направление было выбрано не случайно, ведь в конце восемнадцатого столетия оно было самым популярным.

Кроме этого, мастера, разрабатывающие дизайн фарфоровой посуды, нередко использовали тематику европейских живописцев. Это были тоже цветочные мотивы, но в виде букетов, помещенных в корзину, подвешенную на ленточке.

И понятно, что военная тематика тоже имела место быть. В период войны (1812) фабрика производила фарфоровые изделия с изображением видных военных деятелей. Были даже отдельные линейки с карикатурными зарисовками на наполеоновскую армию.

Если говорить об античном направлении, то использовалось оно редко, преимущественно в индивидуальных заказах. Не менее ценной и привлекательной была линейка скульптур, символизирующих людей самых обычных профессий. Называлась она «Волшебный фонарь». Самые интересные из них: чернильница «Поставщик», «Крестьянин», «Суд сельского констебля».

А как же романтика? Неужели мастера обошли такую животрепещущую тематику? Конечно же, нет. Женские скульптуры с обнаженной верхней или нижней частью, а также полностью обнаженные фигуры стали воплощением изящества, женственности и настоящей романтики. Большинство представленных персонажей занимались своими повседневными делами, стригли ноготки, собирали фрукты или разносили еду.

Посуда

фарфоровый завод

Чистейшая как слеза глазурь, белоснежный фарфор и буйство самых разнообразных красок – именно этим отличается посуда, которая выпускалась на фабрике Гарднера. Интересно, что до 1829 г. производили только фарфоровые изделия. После стали выпускать фаянсовую посуду, которая была предназначена для повседневного использования. А еще чуть позже на заводе открылась новая производственная линейка, на которой изготавливались предметы из опака.

Ассортимент посуды был очень разнообразным. Одни серии раскупались простыми людьми, но имеющими хороший достаток. Другие могли себе позволить исключительно аристократы, поскольку это были искусно созданные изделия с уникальной росписью и позолоченными ручками изящной формы.

Многие предметы дореволюционного и советского фарфора, изготовленного на Дмитровском заводе, представляют особую ценность для коллекционеров. Если в вашем буфете уже давно пылится какое-нибудь изделие с фирменной меткой (клеймо) этой фабрики, не спешите выбрасывать его. Возможно, оно действительно является редким экземпляром, сохранившимся до наших дней.

В скупке антиквариата «Ретро Мир» можно сделать оценку изделия. И если оно на самом деле окажется ценным, то магазин готов выкупить его за наличный расчет. Кроме этого, вы можете сдать на реализацию любые антикварные вещи и даже целые квартирные обстановки. Денежная сумма выплачивается сразу и полностью.

Читайте также:

«Мелодия»: полувековая история знаменитой советской фирмы звукозаписи

Печати и штампы времен СССР. О символизме, технологии производства

Старинная печать. История появления, виды печатей

Старинная прялка, как памятник древнерусской культуре

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *