Казалось бы, в России существует достаточно промышленных предприятий, которые выпускают фарфоровые и фаянсовые изделия. Однако чайные сервизы, посуда и прочие предметы обихода, которые производятся на Дмитровском заводе (Вербилки), имеют особую ценность.
Почему? Все просто. Это предприятие является настоящим хранилищем традиций, которые складывались на протяжении веков. Секреты производства изделий из фарфора передаются от одного поколения к другому. И именно это дает возможность вновь и вновь возрождать уникальные шедевры декоративного и прикладного искусства.
Чайные сервизы, тарелки для царских особ, фарфоровые скульптуры, выпущенные в середине восемнадцатого века – это не просто изделия промышленного производства, а мечта многих коллекционеров. Сейчас в магазинах скупки антиквариата можно найти поистине уникальные предметы, которые способны стать главным украшением коллекции.
Удивительная история
О Дмитровском заводе, который производит качественные фарфоровые изделия, слышали чуть ли не в каждом уголке мира. За всю свою многолетнюю деятельность предприятие получило множество заслуженных премий и наград. А сама история его зарождения и развития поистине удивительна и богата самыми разными событиями.
Гарднеровский период
В 1746 г. из Англии в Россию на постоянное место жительства приезжает Франц Гарднер. Это был купец и по совместительству талантливый предприниматель, который имел очень тесную связь при царском дворе. Его главным занятием была реализация самых разных деловых проектов, которые, надо сказать, приносили немалую прибыль.
Используя свои связи, в 1766 г. он открывает завод по производству фарфоровых изделий, взяв за основу Мейсенскую немецкую технологию. Стоит отметить, что еще до переезда в Россию Гарднер очень много путешествовал по миру. Его главной целью было найти голубую глину, которая, как он считал, идеально подходила для изготовления фарфора. Лучший материал нашелся на территории Черниговщины.
Интересно, что несмотря на большие связи, первое его прошение об открытии завода было категорически отвергнуто. Ведь в те времена охрана окружающей среды являлась одним из самых щепетильных вопросов. Чтобы рубить лес в районе ста километров от Москвы – об этом даже речи не могло быть.
Но Франц после такой неудачи не отказался от своей идеи. И в ее рализации ему помог брат князя Урусова, который тогда был губернатором Москвы. Именно он похлопотал о том, чтобы предпринимателю дали разрешение на начало строительства завода. Как известно, фабрика производства фарфора Вербилки располагается всего лишь в 90 километрах от столицы. А при царской России эта зона считалась охранной.
Русских мастеров, работавших на Дмитровском заводе, обучал сам Кестнер, который был специально приглашен из Германии Францем Гарднером. Знаменитый художник собственноручно изготовил роскошный чайный сервиз, который предназначался для Екатерины Великой. Украшением посуды стали зарисовки, связанные с победой в войне с Турцией. Императрице настолько понравился презент, что она сделала заводу заказ на изготовление орденских сервизов. Всего их было четыре: в честь князя Владимира, А. Первозванного, Г. Победоносца, А. Невского.
Удивительно, но эти сервизы использовались на праздничных обедах при царском дворе более 150 лет. Успех Гарднера настолько был ошеломительным, что императрица разрешила заводу ставить на своей продукции особую метку в виде московского герба.
Франц Гарднер был предпринимателем с хорошей хваткой. Он моментально смекнул, что, если запустить массовое производство фарфоровых изделий, это может принести колоссальную прибыль. По качеству его продукция совершенно не отличалась от заграничных аналогов, а вот стоимость была гораздо ниже. Высокий спрос привел к тому, что за десять лет в штате фабрики стало числиться вдове больше работников.
Франц Гарднер скончался в 1796 г. К этому времени его предприятие было одним из самых крупнейших и прибыльных. В поселке Вербилки основателю завода даже установлен памятник за его заслуги, вошедшие в историю России.
Управление после смерти Гарднера перешло вначале к сыну, который тоже через время скончался. Затем к супруге, которая не отличалась предпринимательской жилкой. В итоге деятельность завода очень быстро пришла в упадок. Только благодаря стараниям ее сыновей производство знаменитого фарфора было налажено, однако предприятие все равно переживало далеко не лучшие времена.
Кузнецов: возрождение производства
В конце девятнадцатого столетия (1882) завод Вербилки выкупает Матвей Кузнецов, который был опытным предпринимателем и промышленником. На тот момент у него было отлично налажено собственное производство по изготовлению фаянса. Его знания и опыт дали возможность Кузнецову быстро поставить на ноги гарднеровский завод и значительно увеличить производственный оборот. На предприятии стали выпускать не только столовые и чайные сервизы. Особое внимание уделялось и изготовлению отдельных предметов, таких как: чаши, люстры и даже церковные лампады.
События советского периода
В это время для деятельности завода начинается совершенно новый этап – национализация и получение нового названия «Дмитровский». Ассортимент был очень ограниченным. Выпускались преимущественно декоративные предметы, вазоны, блюда, чашки, не имеющие уже практически ничего общего с «гарднеровскими» изделиями. Более того, практически обязательными стали агитационные зарисовки с различными призывами. Да и в целом так называемая массовая штамповка имела весьма посредственное качество.
Новые, но уже позитивные изменения в жизни завода пришлись на тридцатые годы. На предприятии трудились уникальные личности, которые прославились своими потрясающими фарфоровыми изделиями. Ученик школы Фаберже Т. Г. Тихонов, талантливый мастер Е. П. Смирнова и знаменитый скульптор С. М. Орлов. Именно благодаря эти людям Дмитровский завод обрел мировое признание. Среди их работ: чайные сервизы «Искусство народов СССР» и «Битва за Родину», декоративные статуэтки «Золотая рыбка», знаменитый «Конек-горбунок» и пр.
Перестройка и настоящее время
В 1991 г. сотрудники выкупают завод и переименовывают его в ЗАО «Фарфор Вербилок». А в 1995 г. они начинают возрождать дореволюционные традиции по производству фарфора. Затея полностью воплощается в реальность, о чем свидетельствуют множественные награды, полученные на отечественных и международных выставках. Сейчас завод, как и прежде, изготавливает самую разнообразную фарфоровую продукцию, которая считается эталоном высшего качества.
Разнообразие выпускаемой продукции
Дмитровский завод производил несколько линеек фарфоровых изделий. Многие из них стали настоящими мировыми знаменитостями.
Сервизы
Конечно же, в первую очередь это орденские сервизы, которые действительно считаются произведениями искусства. Правда, история их связана с одним не очень приятным обстоятельством.
Франц Гарднер не имел дворянского происхождения, а потому по закону ему было запрещено использовать труд крепостных крестьян. Но и здесь он нашел выход. Предприниматель оформил купчую на помещика Вырубова. Однако тот через время по каким-то причинам был арестован, поэтому Гарднер рисковал потерять всех своих работников.
Вот тогда-то Францу пришла идея лично изготовить подарок для Екатерины Великой. Да, он, конечно же, тем самым хотел получить свою выгоду, но ведь она заключалась в том, чтобы спасти свое детище, на которое он возлагал огромные надежды. И у него получилось. Императрица, получив такой великолепный подарок, предоставила предпринимателю аудиенцию. Все работники остались на своих местах, и завод удалось спасти.
Тематическое направление
Главным символом гарднеровского фарфора стали уникальные цветочные рисунки, которые были с любовью и теплотой разработаны мастерами фабрики. Это были и отдельные розочки, тюльпаны, шиповник, и целые цветочные композиции. Это направление было выбрано не случайно, ведь в конце восемнадцатого столетия оно было самым популярным.
Кроме этого, мастера, разрабатывающие дизайн фарфоровой посуды, нередко использовали тематику европейских живописцев. Это были тоже цветочные мотивы, но в виде букетов, помещенных в корзину, подвешенную на ленточке.
И понятно, что военная тематика тоже имела место быть. В период войны (1812) фабрика производила фарфоровые изделия с изображением видных военных деятелей. Были даже отдельные линейки с карикатурными зарисовками на наполеоновскую армию.
Если говорить об античном направлении, то использовалось оно редко, преимущественно в индивидуальных заказах. Не менее ценной и привлекательной была линейка скульптур, символизирующих людей самых обычных профессий. Называлась она «Волшебный фонарь». Самые интересные из них: чернильница «Поставщик», «Крестьянин», «Суд сельского констебля».
А как же романтика? Неужели мастера обошли такую животрепещущую тематику? Конечно же, нет. Женские скульптуры с обнаженной верхней или нижней частью, а также полностью обнаженные фигуры стали воплощением изящества, женственности и настоящей романтики. Большинство представленных персонажей занимались своими повседневными делами, стригли ноготки, собирали фрукты или разносили еду.
Посуда
Чистейшая как слеза глазурь, белоснежный фарфор и буйство самых разнообразных красок – именно этим отличается посуда, которая выпускалась на фабрике Гарднера. Интересно, что до 1829 г. производили только фарфоровые изделия. После стали выпускать фаянсовую посуду, которая была предназначена для повседневного использования. А еще чуть позже на заводе открылась новая производственная линейка, на которой изготавливались предметы из опака.
Ассортимент посуды был очень разнообразным. Одни серии раскупались простыми людьми, но имеющими хороший достаток. Другие могли себе позволить исключительно аристократы, поскольку это были искусно созданные изделия с уникальной росписью и позолоченными ручками изящной формы.
Многие предметы дореволюционного и советского фарфора, изготовленного на Дмитровском заводе, представляют особую ценность для коллекционеров. Если в вашем буфете уже давно пылится какое-нибудь изделие с фирменной меткой (клеймо) этой фабрики, не спешите выбрасывать его. Возможно, оно действительно является редким экземпляром, сохранившимся до наших дней.
В скупке антиквариата «Ретро Мир» можно сделать оценку изделия. И если оно на самом деле окажется ценным, то магазин готов выкупить его за наличный расчет. Кроме этого, вы можете сдать на реализацию любые антикварные вещи и даже целые квартирные обстановки. Денежная сумма выплачивается сразу и полностью.
Читайте также:
«Мелодия»: полувековая история знаменитой советской фирмы звукозаписи
Печати и штампы времен СССР. О символизме, технологии производства
Старинная печать. История появления, виды печатей
Старинная прялка, как памятник древнерусской культуре
Думаете, что железная кровать, изготовленная более 50 лет назад, – устаревший предмет, который не имеет никакой ценности? Напрасно! Уникальные такие экземпляры интересны ценителям, коллекционерам антикварной мебели. Вы – обладатель старинной железной кровати, но не видите ценности в таком предмете? Предлагаем вам оптимальное решение – продажу старинной железной кровати по привлекательной цене!
Разновидности железных кроватей
Если сегодня железные кровати не так популярны в интерьере, то еще 5 десятилетий назад такая мебель присутствовала в каждом доме! В разнообразии моделей можно было легко найти односпальные, полутораспальные, двуспальные кровати, детскую мебель для сна. Производились железные кровати со следующими видами конструкций:
- С панцирной сеткой. Обычно такие модели дополняются высокими металлическими изголовье и изножье с хромированным покрытием. Для удобства перемещения предусмотрены ролики. Такие кровати очень долговечны, комфортны, устойчивы к коррозии и излому. Сегодня отреставрированную мебель для сна с панцирной сеткой можно использовать в классическом, винтажном интерьере спальной комнаты;
- Складные. Производство такой мебели началось после 1945 года. В послевоенное время присутствовал дефицит жилья. Люди ютились в коммунальных квартирах, поэтому была необходима эргономичная, функциональная и практичная мебель. При складывании такие кровати трансформировались в тумбы, детские люльки;
- Двухъярусные. Специализированная больничная, армейская мебель, спальные места для интернатов. Обычно такие конструкции оснащались страховочной перекладиной, откидной лесенкой;
- С деревянными спинками. Более бюджетные модели в сравнении с цельными предметами из железа. Они использовались не только для создания домашнего уюта, но и для оснастки военных казарм, тюрем.
Преимущества железных кроватей
Не случайно антикварная мебель, произведенная более 50 лет назад, имеет высокую ценность и сегодня! Кровати того времени были выполнены из железа, а не сплавов. Это обуславливает их высокое качество. К числу основных достоинств железных кроватей относятся:
- Повышенная износоустойчивость, долговечность;
- Экологичность;
- Гигиеничность;
- Комфорт эксплуатации;
- Удобство транспортировки;
- Устойчивость к горению;
- Инертность к появлению бактерий, насекомых, грибка, плесени;
- Доступная стоимость;
- Простота ухода.
Долговечность старинных железных кроватей невозможно не заметить современному обывателю. Глядя на экземпляры того времени, очевидно, что время над ними не властно! Несмотря на многолетний срок службы, старинные железные кровати сохраняют первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства.
Размеры старинных железных кроватей
Как и современные кровати для сна, антикварные модели также производились в различных габаритах. В их числе:
- Односпальная. Модели для отдыха 1 взрослого или ребенка. Имея стандартные габариты, она часто приобреталась детям на вырост – со школьного возраста до взрослого. Размер односпальной железной кровати – 80x180 см.
- Полутораспальная. Железные кровати таких габаритов пользовались наибольшим спросом в послевоенный период. Их стандартные габариты – 2x1,4 м. Такие модели предназначены для сна 1 либо 2 взрослых.
- Двуспальная. Такие старинные железные кровати можно было увидеть в домах, квартирах высокопоставленных лиц. Помимо высокой комфортабельности, они обладают привлекательным внешним видом. Никелированные или хромированные изголовье и изножье в их конструкции украшались набалдашниками, шариками. Такая кровать – мечта современного ценителя антикварных, винтажных предметов мебели.
Панцирная сетка – обязательный атрибут старинной железной кровати
Конструкция панцирной кровати сочетает изголовье и изножье, выполненных из железа, между которыми натягивается сетка. Свое название «панцирная» она заслужила по причине особого плетения металлических пружин. На каркасе кровати сетка фиксируется разными методами, в зависимости от способа переплетения колец. Выделяются следующие типы панцирной сетки:
- Кольчато-шпилечный. В таком типе сетки пружина представлена несколькими кольцами, которые соединены проволокой из металла. Натяжные болты при такой конструкции отсутствуют. Такой тип сетки натягивается во время производства, а после фиксируется на корпусе;
- Сетчатый. По внешнему виду металлические пружины в такой конструкции схожи с ромбами. Ее натяжение на каркас производится самостоятельно, что позволяет корректировать жесткость спального места. Для этого натяжные болты, расположенные по металлической планке основания, подтягиваются разводным ключом.
Панцирная сетка очень износоустойчива. Ключевой недостаток такого вида основания кровати – быстрое растяжение. Однако, он легко исправляется своевременным подтягиванием сетки. Минимальный срок эксплуатации панцирной сетки составляет 20 лет. Максимальная нагрузка 1 такого спального места – 150 кг. Таким образом, старинные железные кровати с панцирной сеткой подходят для регулярной эксплуатации мужчинами и женщинами различной комплекции.
Ценность старинных железных кроватей
Наивно думать, что железные кровати – пережиток эпохи социализма. Такие предметы мебели представляют собой высокую ценность среди современных ценителей антиквариата. Желание обладать таким предметом повышают следующие факторы:
- Год производства модели. Минимальный – 50 лет. Чем предмет мебели старше, тем ценнее;
- Уникальность. Особенно ценятся предметы мебели, производство которых не было поставлено на поток. Однако и модели, выпущенные в послевоенный период, в больших тиражах, также представляют собой ценность для современников;
- Внешний вид. В случае с железной кроватью беспокоиться о ее реставрации точно не стоит. Долговечные модели сохраняют свой первоначальный внешний вид столетиями, лишь потеряв первоначальный никелированный отблеск;
- Возможность эксплуатации. Сон на старинной железной кровати с панцирной сеткой по комфорту гораздо выше в сравнении с отдыхом даже на самом дорогом анатомическом или ортопедическом матрасе;
- Коллекционная ценность. Ценители антиквариата не упустят возможность приобрести единичный экземпляр старинной железной кровати, произведенный на известном заводе в СССР, Польше, в других странах. Стоимость таких экземпляров гораздо выше привычных моделей из металла.
Недостатки железных кроватей
Как и любой предмет мебели, помимо множества достоинств, железная кровать имеет и ряд минусов. Многие из них лишь относительны и легко компенсируются обилием преимуществ такого изделия. Основными недостатками старинных железных кроватей являются:
- Большой вес. Такой минус – расплата за повышенную долговечность модели. Впрочем, именно за счет тяжести такой предмет мебели очень устойчив;
- Низкая температура каркаса. Железо – холодный металл, при этом, его температура будет понижаться в зависимости от температуры в квартире. Такой нюанс легко компенсируется неотьемлемыми атрибутами каждой кровати – постельным бельем, подушками, одеялом, покрывалом;
- Незамысловатый дизайн. Увы, старинные железные кровати не отличаются изящностью форм и наличием необычных декоративных элементов. Это объясняется тем, что в период пика их массового выпуска не существовало таких технологий. По такой причине обычному человеку сложно использовать старинную железную кровать. Она точно не впишется в лофт-интерьер, классический и современный;
- Травмоопасность. Да, на такой кровати отсутствуют острые края и зазубрины, которые могут нанести травму ребенку или взрослому. Однако, синяк после удара об спинку или каркас неизбежен.
Скупка антиквариата «Ретро Мир»
Предметы антиквариата – объект вожделения каждого коллекционера! Удивительно, но антиквариат сегодня вызывает огромный интерес и у обывателей. Ключевые причины такой тенденции – их необычный дизайн и отменное качество, которое не сравнится с современными предметами мебели. Для коллекционера предмет антиквариата представляет собой высокую культурную ценность. Обычные люди используют старинные кровати в создании интерьера в стилях «прованс», «конструктивизм», французском, «арт-деко» «минимализм».
Антикварные предметы мебели сегодня пользуются большим спросом! Если вы являетесь обладателем старинной железной кровати и полагаете, что это хлам и пережиток прошлого, то приложите усилия для того, чтобы такой предмет попал в руки настоящего ценителя. Сделать это можно, обратившись в скупку антиквариата «Ретро Мир». Мы расположены в Санкт-Петербурге и осуществляем деятельность с 2010 года. В числе наших преимуществ:
- Выкуп антикварных предметов в любом состоянии;
- Наличный и безналичный расчет на месте;
- Оперативность выезда агента по оценке;
- Возможность выкупа квартирных обстановок.
Будьте спокойны, оценку антикварного предмета осуществляет настоящий профессионал. Доступно привлечение специалистов искусствоведения, ювелирного дела. Штат высококлассных специалистов по достоинству оценит старинный предмет. При необходимости составляются договор купли-продажи, использование антикварных вещей, как залога, оформления страховки, формирования уставного капитала предприятия. Подарите новую жизнь ненужной для вас старинной железной кровати либо другим раритетным предметам, обратившись в скупку антиквариата «Ретро Мир»!