Украинскому фарфору, начиная с первого дня его основания, более трехсот лет. И один самых ярких представителей – это Городницкий фарфоровый завод. Изделия, изготовленные на данном заводе, высоко ценятся коллекционерами. Особый интерес имеет пластика. Изделия изготавливались для массового потребления, но при этом и качество всегда было на высоте.
История Городницкого завода
Датой основания этого завода считается 1799 год. Именно тогда завод был открыт в качестве дочернего предприятия, принадлежащего князю Юзефу Чарторыйскому в Корце. Первые изделия были выпущены из фаянса, а изготовили их весной 1807 года. До этого времени фабрику долго сначала строили, а затем и оснащали. А через три года эта фабрика перешла в наследство графу Любомирскому, который был зятем Чарторыйского. При этих владельцах качество изделий стало значительно хуже – они стали уступать мировым фабрикам по изготовлению фарфора.
Во второй половине девятнадцатого века хозяева этой фабрики часто менялись, однако, даже не смотря на этот факт, производство продолжало успешно развиваться. При Руликовском даже были приглашены зарубежные фарфористы, которые сделали изделия еще более изумительными. Также была усовершенствована печь для обжига, а еще изготовили новую мельницу, чтобы получать больше массы стали. К концу 1879 года на заводе случилась неприятность – произошел пожар, из-за которого в первую очередь очень сильно пострадали комнаты, где осуществлялось производство. Реальность была такова, что восстанавливать их пришлось практически с самого начала. Завод, который был практически разрушен, сразу несколько раз продавали другим владельцам, пока в 1882 году его не арендовал Зусман. Он встал во главе завода, и первым делом занялся тем, что стал выпускать керамику с тонкими стенками.
Он же пригласил мастеров из-за границы, которые значительно расширили каталог изделий: теперь помимо посуды и фигурок здесь можно было приобрести такие изделия, как корзинки, в которые можно было складывать фрукты, флаконы, в которые наливали духи, различные скульптуры, которые можно было ставить на стол для украшения, а также чайные шкатулки. А чтобы украсить все это, производители теперь пользовались новшеством – переводными изображениями. Наносились такие рисунки посредством очень сильного нагрева.
После Великой Революции, произошедшей в 1917 году, завод был национализирован, а затем его и вовсе закрыли. И вновь в полную силу он заработал только в 1923 году. Главным образом здесь выпускали небольшие скульптуры для украшения столов, а также чайные сервизы. Во время ВОВ этот завод разрушили практически до основания, но когда бой закончился, его вновь восстановили, а затем и запустили в полную силу. И далее, во второй половине двадцатого столетия, этот завод стал лидером по изготовлению изделий из тонкостенной керамики, причем по всему Советскому Союзу.
После того, как Украина вступила в ВТО в 2018 году, фарфоровая промышленность постепенно пошла на спад. Экономический кризис в стране, а также конкуренция с керамикой, которая стоит в разы дешевле, привели к тому, что в 2012 году завод обанкротился и был ликвидирован.
Заводской ассортимент
В советское время ассортимент завода особенно расширился. Здесь изготавливали не только посуду из фарфора, но и различные сувениры, а также предметы, предназначенные для декора. Если говорить о скульптурах, то здесь особое внимание уделялось деталям, а также учитывалась и национальная специфика. До военного времени здесь изготавливали фигурки в виде людей, различных зверей, и даже героев из сказок. В 1930 годах лидирующими авторами были такие художники, как Е. Гаврилюк, Р. Марчук. Первый обучался на художника в Киеве, а на фабрике работал начиная с 130 года в течение 30 лет. Одна из его популярных работ – это «Попугай какаду». Второй автор создавал примечательные фигурки в виде животных или детей.
Позже, в сороковых годах, каталог также пополнился бюстами, которые принадлежали советским деятелям. А в восьмидесятых годах часть изделий даже продавали за границу. Многие из представленных работ выставлялись в музеях и на выставках.
Благодаря тому, что производство изделий было массовым, стоимость на изделия радовала многих горожан. Немного выше, чем на посуду, была стоимость на скульптуры. До сих пор керамику этого завода можно купить в антикварных магазинах. Главное ее преимущество заключается не только в национальном колорите, но и в том, что посуда имеет высокое качество.
Самую большую популярность этот завод получил статуэткам, которые на нем изготавливались. Главным образом их делали из фарфора. Малая пластика на этом заводе больше всего расцветала начиная с тысяча девятьсот двадцать девятого года, и заканчивая тысяча девятьсот сорок первым годом. Именно в это время здесь работали многие известные скульпторы – в том числе и Марчук, Гаврилюк и Сорокин. У Гаврилюка известной работой были «Попугай какаду» и «Танцующие дети». У Марчука – «Мать с ребенком», «Мальчик в сапогах» и другие.
После того, как прошла ВОВ, к уже упомянутым авторам присоединились и другие – например, Мосийчук и Крыжановские. Она работали над изображениями советских деятелей. После войны на весь мир прославились такие работы Крыжановской, как «Утка в косынке» и «Медовница-дыня». А у Мосийчук это были «Девочка с голубями», «Дед мороз» и другие работы.
В тысяча девятьсот пятидесятом году на заводе работали такие известные мастера, как Щербин и Цветков. Одна из лучших работ этих мастеров – это «Тарас Бульба».
Изделия от данной мануфактуры часто выставлялись на различных выставках, причем как внутри страны, так и за рубежом. Например, свои работы мастера выставляли в таких городах, как Брюссель и Брно.
Несмотря на то что работы этого завода ценились очень высоко, и занимали немало мест на различных выставках, большинство документов, которые бы зафиксировали имена и работы художников, пропали. Вот почему специалисты часто дискутируют, кому принадлежит та или иная работа.
Клейма ГФЗ, представленные по годам
Долгое время у этого завода вообще не было клейма, так как в нем не было необходимости как в таковом. Маркировка появилась лишь в восемьсот восемьдесят втором году, когда в аренду это предприятие взял Зусман.
Во времена Великой Революции маркировка менялась одна за другой, и происходило это из-за того, что у фабрики менялись ведомства. А раз сменялись ведомства, то появлялась необходимость и в клейме. До сих пор посуду, выпущенную в ГФЗ, внимательно изучают. Поэтому в разных каталогах клейма по годам могут отличаться.
За всю свою историю клейма, который принадлежали этой мануфактуре, претерпели немало изменений. Например, с конца девятнадцатого века по начало двадцатого на маркировку наносили лист растения, под которым имелась надпись “ЗУСМАНЪ городница”. А в дальнейшем, в двадцатом веке маркировка и вовсе постоянно изменялась. Формы у клейма были самые разные, начиная от круглых и овальных, и заканчивая прямоугольными и квадратными. А начиная с сороковых годов по пятидесятые маркировка и вовсе имела форму слона. В конце двадцатого века маркировку переделали в оленя.
- С тысяча восемьсот восемьдесят второго года по тысяча девятьсот пятнадцатый на клейме изображался листок.
- С тысяча девятьсот двадцать третьего года по тысяча девятьсот двадцать четвертый клеймо выглядело как треугольная печать с названием завода.
- С тысяча девятьсот двадцать пятого года по тысяча девятьсот двадцать девятый клеймо было овальным и также с названием завода.
- С тысяча девятьсот тридцатого года по тысяча девятьсот тридцать четвертый штамп был овальным, а снизу подписывали сорт посуды.
- С тысяча девятьсот тридцать пятого года по тысяча девятьсот тридцать шестой клеймо было прямоугольным с округлыми краями, а в центре прописывали название мануфактуры.
- В тысяча девятьсот тридцать седьмом году маркировка была прямоугольной, а в центре писали «Городница Фарфзавод».
- С тысяча девятьсот тридцатого года по тысяча девятьсот сорок шестой наносили просто название завода.
- С конца сороковых годов по пятидесятые печать стали наносить красной краской.
- В пятидесятые годы клеймо имело пятиугольную форму, а в центре было написано «Городница».
- В шестидесятые годы клеймо наносили сиреневой краской, а снизу был прописан сорт посуды.
- С начала семидесятых по двухтысячные печать также была красного цвета, с обязательным указанием сорта посуды.
Надпись «Городница» также могла наноситься разными способами.
- С девятьсот сорок четвертого года по тысяча девятьсот сорок шестой надпись звучала как «НКМП Городницкий ЗД УССР».
- С девятьсот сорок пятого года по тысяча девятьсот пятьдесят третий на посуду наносился слон, а надпись гласила просто «Городница». Ниже также наносился сорт посуды.
- С девятьсот пятьдесят третьего года по тысяча девятьсот пятьдесят седьмой надпись гласила «УФФ Городница», а внизу также прописывали сорт посуды.
- С девятьсот пятьдесят седьмого года по тысяча девятьсот шестидесятый слово «Городница» наносилось прописью.
- С девятьсот шестидесятого года по семидесятые на клейме было просто «ГФЗ».
- А с семидесятых по двухтысячные на печати был изображен олень и сорт посуды.
Если вы по каким-то причинам больше не нуждаетесь в изделиях, принадлежащих Городницкому заводу, то мы готовы их выкупить. Скупка антиквариата осуществляется за наличные. Клиент сможет сразу же получить свои деньги.