Советские гитары. История возникновения и виды советских гитар.

Советские гитары

В советское время гитары были одними из самых значимых предметов быта тех времен. Производство гитар происходило так как была изоляция от всей культуры жизни других стран. Начало выхода первой советской электрогитары началось в тот момент, когда люди из власти начали понимать одну абсолютно правильную мысль - из производства гитар можно получить неплохую выгоду. После этого многие компании начали работу над производством гитар, а издательства стремились написать публикации, которые впоследствии увеличивали популярность гитар и другие инструментов, которые были в большом недостатке того времени в массы.

Мы решили провести небольшой экскурс по временам, рассказав, какие гитары производились в те времена. Возможно, какие-то из них завалялись у вас на полках и пылятся без дела. При этом такие гитары стоят неплохих денег, и вы можете продать их в наш антикварный магазин "Ретро Мир".

Публикации, ставшие основой развития советских гитар.

Первая книга или в те времена называлась публикация "Адаптеризация музыкальных инструментов". Она помогала молодым музыкантам решать проблемы, а также имела информации о том, какие гитары существовали в то время и о составных частях для сбора наилучшей системы гитар: усилители, синтезаторы и так далее. Второй публикацией было "Новые электромузыкальные инструменты" с помощью которой люди узнали о том, что кроме обычных гитар (советские акустические гитары, классические и советская бас гитара) существовали также и эл гитары ссср, которые имели лучшее звучание, и смогли сделать музыку гораздо лучше и сочнее.

Перед тем, как начиналась собственное производство в СССР, поставлялись гитары из соседних стран за достаточно неплохие деньги – основой были гитары из Германской демократической республики, где основным игроком в сфере производства электрогитар была компания Musima. Кроме этого, были поставки и гитар из Чехословакии под брендом Jolana. Стоит отметить, что гитары за рубежом стоили больших денег, так что иметь такой атрибут в СССР было вполне зажиточной прихотью.

Именно поэтому в советском союзе пошли дальше, и первые вполне примитивные гитары были произведены в Санкт-Петербурге в 1964 году, которые выпускались под брендом «Тоники».

Первые советские гитары – «Тоники»

Гитары бренда «Тоники» - вполне примитивные варианты гитары, которые были разработаны в северной столице наше нынешней страны.  При этом официально у многих экспертов имеются вопросы по поводу того, где же все-таки были разработаны первые гитары, а также какие у них были прототипы перед тем, как впустить их массовое производство.

Тоники – гитары времен ссср, которые были неказисты и не имели каких-либо точных характеристик, так как все делалось вручную, а также пикраты были совершенно разнообразных форм.

Многие считают то, что гитары того времени в советском мотиве были невероятно уникальными и этому есть объяснение, так как все гитары, имеющие отсылку к капиталистическому миру, были под строжайшим запретом, именно поэтому чтобы не попадать под эти рамки было принято решение производителями советских гитар создавать с нуля. Внешне и по техническим характеристикам это было совершенно новый инструмент, не тот, что производился в других странах капиталистического мира.

Конечно же никто не знает советских гениев гитаростроения, но при этом можно сказать, что они проделали колоссальную работу. Основной уклон гитар такого типа был сделан на электронику.

Советские гитары

При этом гитара того времени, как уже было сказано выше для достаточно богатого населения, так как такой инструмент советского времени стоил порядка 180 рублей, хотя в то время советский инженер имел зарплату около 150 рублей. При этом по сравнению с нынешними гитарами имело ужасное звучание и этот товар все равно продавался, так как других альтернатив у населения не было. Гитары лучшего качества были под строжайшим запретом – это были гитары тех же немецких или Чехословатских производителей.

Стоит не забывать про главную политику советского союза, где все было общее, так как властвовало централизованное производство, так как товары производились в совершенно любых местах. При этом само производство полностью была под контролем государства. Новая более звучная модель «Тоники» был разработан в 1969 году и называлась ЭГС-650. При этом ровно через год производство в Санкт-Петербурге была прикрыта, и она была перенесена в Свердловск, Ростове и Орджоникидзе. Само производство гитары ЭГС-650 продержалось вплоть до 1975 года.

Кроме снятия с производства ЭГС-650 до 1980 года производство гитар «Тоника» также была прикрыта полностью. Гитара имела новую концепцию и дизайн гитар, которые компания планировала выпускать. Это был период, когда компания ждала одобрение на их выпуск от власти. В этот момент им должна была присвоится артикул – специальное номерное обозначение, но при этом все это дело затянулось на достаточно продолжительный срок. При этом такой порядок вещей был вполне неудивительный, так как в разработке гитар не было заинтересованности от слова совсем.

Советские гитары. Производство гитар по место расположению заводов

Стоит вспомнить про гитары советского производства, рассмотрев местоположение заводов, которые занимались разработкой тех или иных моделей гитар.

Завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского, Ленинград.

Именно эта фабрика выпустила первые электрогитары, которые имели плохое звучание, но из-за того, что они были единственными в своё время – имели спрос и продавались среди местного населения. Именно этот завод занимался работой над гитарами бренда «Тоники» с 1964 года. Другие модели, которые разрабатывал завод являлись либо также электронными вариациями или акустическими. Наиболее популярными было производство советской 12 струнной гитары, которые имели потрясающее качество особенно для гитар того времени. Но именно это нельзя было сказать про электрогитары, которые имели ужасное качество звучание. Одной из серий таких гитар считался бренд «Мария». Стоит упомнить то, что под этим брендом также выпускались не только электрогитары, но и также акустические и бас-гитары, которые имели более-менее неплохое качество. Но кто бы что ни говорил, но корпус был сделан из настолько ужасного пластика, что их качество желала оставлять лучшего. А акустические свойства материаласоветской классической гитары были ужасными.

После неудачного дебюта фабрики, они начали выпускать продукт совершенно другого уровня, под брендом «Альфа». В концепции этой серии гитар более не выпускались электрогитары, так как основной уклон был сделан на акустические, а также бас-гитары. Как вы понимаете ленинградские гитары ссср имели высокий спрос только потому, что были монополистами того времени в советском пространстве, которые не ценились за качество.

Московский экспериментальный завод музыкальных инструментов.

Компания начала полноценный выпуск своих электрогитар с 1972 года. Всего ими было выпущено порядка 3 гитар, которые в отличие от завода инструментов им. Луначарского имели высокий спрос за счет качества, а не монополизации всей индустрии.

Первая электрогитара была выпущено под брендом «Элгава», выпущенная в двух вариациях: с вибрато и без него. Кроме этого, она была некоторым гибридом популярных стил-гитарю. Для его трансформации в другой вид гитар, нужно было закрепить специальный болт. Об этом советском «лайфхаке» никто не знал. Кроме этого, на заводе экспериментальных гитар было выпущена бас-гитара под брендом «Роден».

Урал, Свердловск

Продолжением в выпуске легендарных гитар «Тоника» происходило на территории Урала. Но кто-то считает, что их настоящее название «Урал». Правильнее сказать то, что гитары из серии «Урал» произошли от вполне умершей в те времена серии гитар «Тоника». Под брендом гитара урал ссср создавались гитары совершенно другого уровня, причем не только электро, но и вариантов бас-гитар.

Ростовская-на-Дону фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон»

Дополнительным производством старинных гитар «Тоника» занималась фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Можно даже сказать, что они выполняли это во время заката компании в 1970-ых годах. Самостоятельные модели компании были «Аэлита» и «Бас». После некоторого успеха компания смогла модернизировать подобные гитары, тем самым выпустив два новых типа гитар, дополняющих всю линейку «Аэлита-2» и «Бас-2». При этом первые вариации также выпускались, так как имели спрос. Наиболее лучшей электронной гитарой в плане оснащение разного рода электрикой была гитара из линейки «Стелла», которая, как и все другие гитары того времени имела слабую акустическую оснащенность.

Из годных бас-гитар от Ростовской фабрики можно было выделить лишь серию «кавказ», остальные гитары такого типа имели низкую востребованность среди населения советского союза.

Елецкий завод

Елецкий завод смог показать своё качество выпустив лишь одну модель гитары «Эльта», которая имела разнообразные модификации, постоянно усовершенствовалась. Например, электрогитары этого завода в 1970-ых годах выпускалась с двумя или тремя звукоснимателями, вибрато, а также регулируемым бриджем. При этом на бас-гитаре имелись два звукоснимателя, но при этом полностью отсутствовал анкерный стержень. При этом люди того времени считали, что качество гитар было никудышное, но многих подкупало то, что они были компактными. Наилучшей в то время была модель гитары ЭГС-650, в то время, когда лучшая бас-гитара у компании выпускалась под моделью ЭГБ-760.

Львовский экспериментальный завод народных музыкальных инструментов

Одним из неплохих заводов, выпускавших гитары ссср на Украине, являлись Гитары линейки "Львов", которые имели умеренно низкое качество. При этом такие гитары нельзя было назвать компактными, так как мензура была длинны в 840 миллиметров. Если сделать сравнительную характеристику, то у той же «Марии» или «Ростова» это расстояние было порядка 760 миллиметров, а у «Баса» и «Баса-2» - 805 миллиметров. Грифы для гитар такого типа были изготовлены из нескольких кусков бука, а корпус, передающий колебания струн к воздуху трехслойной фанерой.

Одесская фабрика музыкальных инструментов

Вторая по величине фабрика на Украине в советское время находилась в Одессе. Основная линейка гитар называлась «Одесса». В основном такие гитары имели низкое качество, а электрогитара Одесса Арт 074/174 в целом напоминали «Урал». Основной материал гитар такого типа была сосна. При этом электросхема таких гитар была примитивной даже для того времени, и в ней входило три датчика, два из которых — это переключатели (не меняющие звук от слова совсем), а также специальным аудиовыходомпод миниджек 3,5мм. Кроме электрогитар не забылись и бас-гитары линейки «Виола».

Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов, г. Борисов

Беларусь имела куда больше моделей советских гитар в советское время, которые имели немалый спрос среди мирного населения. Неплохим таким примером был белорусский завод, который территориально находился в городе Борисов. Из всех произведенных гитар, наиболее запоминающимися являются модели: «Форманта», «Соло-2» и «Бас-1». Серийный выпуск гитар пришелся на 1980-ый год. Причем если первые две линейки являлись чистокровными электрогитарами, то «Бас-1» являлась как можно понять по названию бас-гитарой.

Стоило также понимать, что этот завод частично копировал модели из других держав, например, дизайн гитары «Форманты 241 БЛ» была неплохой репликой японских гитар Ibanez и Kavai.

В особенности все эти гитары подходили для наиболее жёстких стилей музыки так как в них имелся невероятный в то время эффект «фуз», при этом на гитаре «Соло-2» имелся также в дополнение эффект «фейзер». Именно эти новшества делали гитары в то время неплохими вариантами. Но, как и в любой другой гитаре акустическая характеристика была тоже на низком уровне, хотя небольшой сдвиг в положительную динамику был найден. Гитары не смогли иметь статус самых эргономичных моделей, так как были далеко от этого. Основная концепция гитар – хорошее звучание.

Ереванский завод

Кроме все прочего гитары любого типа изготавливались даже в Армении. Оттуда вышло также масса неплохих вариантов гитар, которыми являются некоторые модели.

Первые модели линейки были гитары «Крунк». Наиболее удобной была гитара модели «Крунк-50», чем-то напоминавшая Fender Musicmaster от американской компании Fender, выпуск которой начался в 1956 году. Основу дал легкий корпус и гриф.

Стоит понимать то, что гитары «Крунк» были единственными годными 12-струнными вариантами, имея на борту три сигнала, каждый из которых регулировался специальными кнопками. А также имелись специальные ручки чтобы регулировать громкость звука и специальная клавиша для активации звукового эффекта «фуз». При этом многие говорили, что сам гриф был не совсем удачного типа, так как перевешивал весь квадратный профиль. Именно поэтому модель такого типа была уникальна в своём роде.

При этом одной из самых лучших старых советских гитар можно считать модель «Крунк-Ани», так как имела достаточно длинный гриф с профилем а-ля Фендер. Кроме этого, цветовая была подходящая гамма корпуса, так как на корпусе была нанесена краска с зелено-голубым окрасом в области деки и желтым напылением на пикгарде. Также неплохо ценился и басовый собрат «Крунк-Ани», который имел аналогичную конструкцию, два звукоснимателя и две крутилки тональности звука и регулятор громкости.

Гитары "Адмирал" – неизвестные советские модели

Электрогитара Адмирал

Кроме этого, в советское время были еще одни типы гитар, про которые практически нет никакой информации. Наиболее малочисленными и лучшие гитарами ссср являются АК Адмирал мастера Александра Алексеевича Краснощёкова, так как были выпущены в небольших объемах, но при этом полностью соответствовали мировым стандартам гитар того времени. Они имели полностью цельные грифы с анкерами, кленовые корпуса, а также размеры мензур двух вариаций: более компактной – 630 и длинной 860 миллиметров. Также «на борту» имелись целых два звукоснимателя типа Precision. Вот эти инструменты имели высокое признание среди народа, так как в них было все идеально – и звучание, и электронная начинка. В некотором роде они считаются эталонными гитарами.

Как вы понимаете, гитары того времени имели свои недочеты, но это было обусловлено многими запретами, а также неграмотностью в музыкальной сфере. При этом сейчас гитары советского выпуска имеют высокую историческую ценность, так как они являются основами истории музыки советского союза.

Гитары советских времен стали совершенно неплохим вариантом для советского народа, так как не все люди могли себе заиметь те же гитары иностранных производителей, которые в то время стоили от 250 рублей, когда инженеры получали, как уже сказали выше порядка 150 рублей в месяц. Гитары, произведённые в СССР, имели стоимость порядка от 130 – 150 рублей. Максимальная стоимостьстаринная семиструнная гитары советского производства достигала 230 рублей. В целом для народа также это было дорого, но пока ни мере варианта по дешевле не было как таковой.

Скупка антикварных предметов: музыкальные гитары и другие предметы советского периода

Если у вас имеются гитары советского времени, которые вам не нужны, то наша компания готова представить вам услуги по скупке старых гитар. Мы занимаемся скупкой гитар как тех, которые были озвучены в статье, так и любых других старых советских моделей.

Кроме этого, наша антикварная лавка "Ретро Мир" занимается скупкой других антикварных предметов старых времен за наличные средства. Мы представляем услуги по оценке ваших изделий, которые готовы купить сразу после оценке. Мы готовы скупать различные объемы, в том числе скупаем целые квартирные обстановки.

Читайте также:

Особенности ретро граммофонов времен СССР

Музыкальная шкатулка СССР – настоящая находка

Виниловые пластинки СССР

Сувениры СССР — яркий символ ушедшей эпохи

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *