Фотоаппарат «Смена» – профессиональный отпечаток истории

Фотоаппарат Смена

Пленочные аппараты остались далеко в прошлом, но оставили четкий отпечаток в памяти нескольких поколенийлюбителей пленочного искусства съемки. В свое время его обладателем было можно и почетно. Они позволяли профессионально подойти к съемке. Советский фотоаппарат «Смена» занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Скупка антиквариата «Ретро Мир» ориентирована и на аппараты для фотографии.

История рождения и ухода

История камеры с таким именем началась в первой половине XX века на ленинградском заводе ЛОМО и белорусском заводе ММЗ. После распада СССР выпуск продукции завершился. Перед началом Великой Отечественной войны уже первая модель успешно сошла с конвейера предприятия-изготовителя под названием «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ». После 1962 года завод был переименован. Особенностями моделей той марки было то, что они были простыми в использовании. Техническая разработка позволяла складывать модель. После окончания войны производство фотоаппаратов продолжилось.

Довоенная «Смена» имела ручную выдержку 1/50. Синхронизирования контакта в этой модели не было. А в послевоенном аппарате 1953 года возможности стали намного шире. Длина ручной выдержки варьировалась уже на 1/10, 1/20, 1/50, 1/100, 1/200. Примерно в этот период «родилось» дополнительное устройство «горячий башмак». Это приспособление, которое позволяло крепить к фотоаппарату вспышку. Вариант такой модели конструировался для непрофессиональных любителей. Этим и объясняется простота конструкции и механического  обслуживания. Весил аппарат тоже немного. Заграницей советский аппарат реализовывался  под названием «Cosmic-35», «Global-35» и др. В Китае «Смену» модно было найти по названию «Янцзы».

Общая характеристика 

Фотоаппарат «Смена» относится  к современным аппаратам небольшого размера, доступным по цене, и простым в применении для обычных фотолюбителей. Его едко встретить, если только на чердаках у родителей и старших братьев и сестер. А зря. Он имеет массу достоинств. Особенная конструкция объектива, видоискателя позволяют увидеть снимаемый объект в натуральном размере. Разнообразие и качественные снимки напрямую зависят:

  • от удобной шкалы, на которой расположены символы метража.
  • затвор, находящийся в центе, оборудован выдержками и синхронизатором для вспышки.
  • Можно выполнять как цветные, так и черно-белые фото.
  • Деления, показывающие параметры погоды в совокупности со светочувствительностью фотоплёнки обеспечивают четкое восприятие  экспозиции. Съёмка может приводиться как за пределами помещения, так и обычным любителям, которые имеют только отдалённые понятия о фотографировании.
  • Функция перемотки плёнки в обратную сторону предполагает использование одной кассетой. Возможно функционирование и с двумя.
  • Успешно могут пользоваться новички, оттачивая навыки фотографирования.
  • Это надежный, простой, относительно компактный аппарат, зарекомендовавший себя в разные времена.
  • Изначально «Смена» разрабатывался как аппарат, который в состоянии выдерживать критические температуры от -15 до +45°С.
  • Противопоказанием является солнечная радиация и
    атмосферные осадки.

Особенности конструкции Фотоаппарата «Смена»

Абсолютно все модели «Смены» имеют на своём корпусе разметки в виде шкалы. Такие деления наносились для ручной установки параметров резкости. В этом случае учитывалось расстояние до объекта. Что интересно, такая разметка наносилась в свое время на первые кинематографические камеры.

Видоискатель был сконструирован в виде рамки, функциональность выдержки представлена 2-мя видами. Фотоаппарат заряжался  пленкой, свернутой в маленький рулончик. Изначально корпус был выполнен в черной цвете и совей конструкцией был схож с моделью Kodak Bantam. Впоследствиикорпус стал красно-коричневым. Эту модель аппарата выпускали около 2 лет.  В аппаратах довоенного и послевоенного времени есть существенные различия.

Характерные черты послевоенной «Смены»:

  • Черный пластиковый корпус, на который крепилась колодка для фиксации дополнительных аксессуаров. С помощью них измерялось расстояние до фотографируемого объекта, а также лампы-вспышки.
  • Блок для размещения пленки был точно рассчитан размер рулона типа 135. Для  моделей камеры «Смена-Рапид» применялись кассеты фирмы «Рапид». Размер кадра  в этом случае был 24×36 мм.
  • Объектив не снимался. Размеры фокусного расстояния составляли 40 мм. Оптическая составляющая имела параметры от 1:4,0 до 1:4,5.
  • Конструкция затвора для линзы находился в центре корпуса. Модели различались тем, что автовыдержка с момента спуска и до момента главного щелчка составляла от 10 секунд до 3 минут или от 15 секунд до 4 минут.В некоторых разновидностях автовыдержка устанавливалась с минимальными параметрами.
  • Чтобы задержать срабатывание затвора, нужно было зажать кнопку пальцем. Этот ручной тип, который обозначался буквой «B».
  • Затвор полностью состоит из металла, что позволяет делать снимки при низких температурах. В сое время такие снимки были сделан га самой высокой точке Эльбруса.

Некоторые типы «Смены»: «Символ», «Смена-19», «Смена-20», «Рапид», «SL» имели конструкцию, которая совмещала перемотку пленки и взвод затвора. В остальных моделях эти функции работали разделены. В результате того, что взвод и перемотка осуществляется отдельно, кадры нахлестываются друг на друга, если вовремя не перемотать кадр.

Устройство фотоаппарата имеет очень простой механизм. Ними могут пользоваться даже дети.  Опытный фотограф может определить фокусное расстояние даже на глаз. Плавная регулировка выдержки и диафрагмы  позволяет сохранить пленку без повреждений. «Мыльница» современности намного уступают объективу «Смены» по техническим характеристикам. По качеству объектив превосходит современные мыльницы.

Фотоаппарат «Смена» был доступным по стоимости  - этим и привлекательным. Отлично подходил в качестве учебного аппарата. Его использовали для обучения в специализированных кружках. Новички могли успешно отрабатывать навыки фотографа. За пределами Советского Союза  фотоаппарат также был известен под названием  Cosmic-35, Global-35. Выпускали также пробные модели усовершенствованных  камер. Они отличались особенной конструкцией и автоматикой разных возможностей. Они так и остались индивидуальными экземплярами.

Модели фотоаппаратов «Смена»

  • «Смена-М», «Смена-2М» - это модели, которые выпускали в Белоруссии не для импорта. Начиная с 70–х годов внешний вид и технические характеристики фототехники изменились. Был улучшен видоискатель. Он стал рамочным. 8-е поколение отличилось наличием перемотки пленки. Также увеличена была  толщина корпуса, что позволяло держать его и в левой руке. Модель получила название«Смена-Классик». Это аппараты  5-й, 6-й, 7-й 8-й и 9-й серии.

Выпуск пленочной фотокамеры «Смена» был поставлен на поток. Остановимся подробнее на каждой из моделей.

  • «Смена -1» представляет послевоенный аппарат. Он был выпущен в 1953 – 1962 годах.  На корпусе аппарата отсутствовал порядковый номер. Не было порядкового номера на корпусе. Объектив был стационарным. Техника была как с просветлением так и без него. Основной центральный затвор с бакелитовым текстурированным корпусом имел до шести видов  выдержки. Кадры отсчитывались с помощью вращающейся головки по циферблатному делению. Блокировка выставлялась на каждый период отсчёта.
  • 3-я и 4-я модель относились к «Смене-2». Сборка корпуса аппарата отличалась послевоенной классикой. Здесь уже появился маховик, который запускал процесс взвода.  Потом уже появился механизм типа курка. В 3 модели автоспуск отсутствовал.
  • Модели 6, 7, 8 «Смены-5» получили обновленный корпус с рамочным видоискателем. Здесь же был раздельный скрытый механизм с невидимой головкой. Автоспуск был у «Смены-8», а механизм обратной перемотки пленки в 8 версии.
  • «Смена-8М» одна из распространённых моделей. Место производства Ленинград. Года выпуска с 1970 по 1990 год. Отличался новым корпусом, а технические характеристики пересекались со сменой «Смена-9». Это больше пяти режимов выдержки, в том числе ручная, отдельный взвод и перемотка, обратный пуск пленки. Количество отправленных в продажу экземпляров составило более 21 000 000.
  • Линейка «Смена-Символ» имела взвод затвора в виде курка, который отвечал за перемотку пленки. Видоискатель для оптики и кнопка находились возле затвора. Чтобы выбрать режим при необходимости пейзажной, групповой или портретной съемки для определения расстояния до объекта на корпусе располагалась шкала расстояния и символы, обозначающие погодные явления.
  • «Смена-SL» это фотоаппарат, работающий с кассетами «Рапид». Она имела обойму с аксессуарами. Этовспышка и наружный дальномер. Был еще один вариант аппарата с экспонометром. Но эта модель не входила в серию выпуска данной модели. Такая техника выпускалась в Ленинграде. Временной промежуток с 1968 до 1977 г.
  • Серии 19 и 20 относились к аппаратам «Смена-Символ». Они отличались стильным внешним видом и отличные технические особенности. Год выпуска 80-е и 90-е годы.

Как пользоваться?

Любой технический товар имеет инструкцию по правильному использованию. «Смена» - не исключение. В  каждой единице была такая инструкция. Она помогает разобраться во всех тонкостях эксплуатации. Пользователю нашего времени будет трудно понять, как найти номер диафрагмы и поместить фотопленку.

  • Что касается обращения с пленкой, то здесь есть определенные правила. В сменных кассетах пленка заправляется систематически. Здесь предполагается наличие катушки, на которой есть замок, пластмассового корпуса, катушки с замком; крышек с одной и дугой стороны.

Заправка кассетой.

Заправка кассетой фотоаппарата

В задней части аппарата есть крышка. Чтобы обнаружить блок для кассеты, крышку необходимо снять.  Если предусмотрена перемотка, то пустая катушка размещается в правой части. В левой части – сама пленка.  В случае, когда функции «перемотка» нет, заряжаются обе кассеты: главная и та, которая принимает пленку. Все манипуляции с пленкой осуществляется в полной темноте, иначе свет повредит ее – использовать будет нельзя.

Последовательность действий:

  • Открыть катушку.
  • Начало пленки обрезать ножницами.
  • Возле стержня есть пружина, которую нужно оттянуть, и поместить пленку. Что важно – слоем, покрытым эмульсией, вниз.
  • При намотке, ленту нужно придерживать за край, чтобы рулончик был тугим;
  • Туго намотанная катушка помещается в блок – обойму.
  • Крышка старится обратно.
  • Работа со второй катушкой проводится при дневном свете.

После этого фотоаппарат заряжается. При автоперемотке кассета остаётся в левой части блока. Перемычка на катушке и вилка головки должны совпадать. Внешний край пленки вытягивается к правой катушке и фиксируется в специальном углублении. С помощью головки проворачивается.

Если автоперемотки нет, то пленка крепится на приёмной катушке, а потом помещается в углубления  в корпусе. Осуществить проверку ровно ли расположена лента и соответствует ли окошку кадров, есть ли сцепление со счётчиком, который отвечает за отсчёт кадров. Корпус закрывается, на фотоаппарат надевается футляр. Нужно сделать потянуть пару кадров, так как они засвечены. Провернув кольцо, выставить значок на нулевой отметке.

Фотографирование

Перед фотографированием определяются параметры, которые выставляются вручную. В зависимости от моделей и поколений, шкала может быть в виде числе или символов. Необходимо также ориентироваться на определение погодных изменений. Там деления изображены в виде пиктограмм.

  • С помощью делений на передней части объектива определить светочувствительность фотопленки. Перемещая кольцо, выбирается нужное изображение.
  • Ориентируясь на состояние погоды, вращением колеса определить нужный символ пиктограммы. Там легко определить значение ясного или дождливого дня.
  • Боковая часть корпуса имеет шкалу, с помощью определённых характеристик определяется выдержка.
  • Таким же образом выставляются параметры нужного диафрагмирования. Они определяются вращением колеса. Например, такие параметры как 1:5,5 – лучшие значения цветной пленки.
  • Перед фотосъемкой необходимо выбрать расстояние до снимаемого объекта.
  • Режимы «портрет», «пейзаж», «групповое фото» облегчает процесс выбора. Устройство аппарата позволяет и вручную выбрать необходимое расстояние с помощью специальной шкалы.
  • Видоискатель необходим для определения границ кадра. После того как полученный обзор в объективе устраивает фотографа, взводится затвор и плавным нажатием кнопки осуществляется снимок.
  • Пленка перематывается на 1 кадр вперёд с помощью поворота головки.
  • После того как пленка отснята, 2 блок из кассеты изымается. А если кассета используется 1 раз, то нужно перемотать катушку.

Разрядка фотоаппарата

Разряжать фотоаппарат тоже нужно вручную. Для начала открывается крышка в задней части фотоаппарата. Достаются две кассеты, обрывая конец кассеты, которая подает пленку. Ест еще один способ – просто  убирается катушка, и пленка освобождается.  После всех этих манипуляций крышка закрывается. Когда фотоаппарат перезаряжается пи дневном свете, последний кадр засвечен – это необходимо помнить и сазу перематывать.

Качество фотографий аппарата «Смена»

Скупка антиквариата принимает аппараты «Смена» по хорошей цене.  Эту фототехнику ценят настоящие профессионалы. Если посмотреть на фотографии, выполненные таким аппаратом, позволяет сделать вывод о широких возможностях камеры. Это и  пейзажная, и художественная съемка. Снимки отличаются реалистичными цветами, точными акцентами.  Современный городской пейзаж в исполнении «Смены» ничуть не хуже снимков, выполненных современными цифровыми фотоаппаратами. Если рассматривать натюрморт, то в этом случае в стиле ретро он выглядит потрясающе живописно. Это возможно, благодаря наличию камеры 35-мм.

Востребованность «Смены» в современном мире

Эта техника для фотографирования всегда была направлена на широкого потребителя, поэтому проста в использовании. Настройки просты и понятны даже любителю. Хорошей подсказкой является экспонометр. В тандеме со вспышкой, и выставленной выдержке до 1/250 это отлично работает. Их использование вполне может заменить студийную съемку с искусственным светом. Снимки по качеству не уступают бюджетным зеркальным аппаратам. Фото, сделанные с помощью пленки, набирают обороты и становятся популярными. Лидерами того же Instagram являются именно живые фото с душой, отсутствие постановочных кадров и наигранности.  Именно они цепляют глаз, на них хочется смотреть и искать что-то новое каждый раз.

Фотоаппарат Смена

Все больше интереса проявляется к творческому подходу. Загадочным и интересным является и тот факт, что снимок нельзя увидеть сразу. Ожидание результата накладывает отпечаток на весь процесса. Ведь кадр нельзя быстро исправить и переделать как  цифровом варианте, его нудно выстрадать в работе и долгом ожидании результат. Поэтому съемка плёночным фотоаппаратом превращается в особый процесс, где нет права на ошибку. А чувство долгого ожидания делает результат особенным. Это особенные эмоции, которые трудно передать словами. Но можно передать с помощью фото.

Уход за фотоаппаратом

Как и любая техника, фотоаппарат «Смена» нуждается в уходе и бережном обращения.

  • Так как любые загрязнения, в том числе самые мелкие (соринки, пыль, мелкие частицы) плотно оседают на чувствительной пленке. Результатом могут быть мелкие повреждения пленки на негативе, которые портят фото.
  • Линзы являются очень нежной деталью. Любой контакт с поверхностью (отпечатки пальцев) действует негативно. Линза может повредиться – это существенно ухудшит четкость и резкость фотоснимков.
  • Объектив и линзы видоискателя можно протирать, но только очень аккуратно: с помощью мягкой чистой ткани, ваты, тампона. Ни в коем случае не нажимая, и перед этим подышав на поверхность.
  • Раскручивать оправу и тем более доставать линзу нельзя.
  • Фотоаппарат «Смена» хранится в специальном футляре, чтобы не повредить пластмассовый корпус и сохранить другие функциональные детали.
  • При начальном этапе использования аппарата, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией. Это является гарантией долгого использования и качественных фотографий.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" – профессионал в своей сфере. Мы покупаем старинные вещи за наличные деньги. Мы платим деньги сразу, выкупаем целыми квартирными обстановками и предлагаем хорошие условия сотрудничества.

"Смена 8М"- народный гаджет СССР

Скупка антиквариата  «Ретро Мир» принимает фотоаппараты советского времени по хорошим ценам и на выгодных условиях. Одним из достойных представителей серии фотоаппаратов «Смена» была модель 8М. Надежный простой и удобный спутник семьи. Поистине он стал не просто массовым, а именно народным.  Советские конструкторы продумали мельчайшие нюансы и создали аппарат с отличными характеристиками. Причем за невысокую цену. Его тираж в свое время составил 21 041 191 штук.

Фотоаппарат Смена 8М

Изначально он был разработан для начинающих фотолюбителей. Но профессионалам он тоже очень пригодился. Они оценили его возможности в качестве резервного случая. Его можно было использовать при минусовых температурах.  По свидетельству альпинистов, мороз не выдерживал чехол из дерматина. Он буквально распадался на части. А техника продолжала работать в обычном режиме. Многими историческими фото с вершин гор мы обязаны именно этой технике.

Профессиональные фотографы тоже выбирали эту модель. Привлекала бюджетная цена и работоспособность в критических условиях. Для того, чтобы настроить аппарат, не нужно было постигать цифры. Простые значки облегчали задачу. Изображение солнышка – свет, рисунок облаков – пасмурная погода. Несмотря на простоту, «Смена 8М» обеспечивала четкость и высокое качество снимков. Именно эти особенности привлекали большинство советских граждан.

История 8М

За выпуск первой модели фотоаппарата "Смена" взял на себя ответственность  Ленинградский завод ГОМЗ. Первый выпуск датирован 1939 годом. Его корпус складывался и представлял собой необычную конструкцию. С началом Великой Отечественной войны выпуск был прекращён и возобновился только в 1953 году. Он немного видоизменился, хотя и выпускался под этой же маркой.

Уже через 24 месяца выпустили "Смену-2". Потом уже были следующие - М, 2М, 3,4,5,6,7,8.  1970 году выпустили модель "Смена 8М". Она находилась в производстве вплоть до 1995 года. Вместе с ней увидели свет "Смена-символ", "Смена-Рапид" и "Смена SL". Две последние модели выпускались на эксперт. Количество единиц составило более полумиллиона. Одним из направлений фотографии в советское время было направление «Стерео». Для таких любителей была выпущена небольшая серия на базе разных моделей "СМЕНА". Обычно современные аппараты живут около 3 лет. Впоследствии о них забывают, они считаются устаревшими. Аппарат «Смена» - явное исключение из правил. Его выпускали более 30 лет. И это объясняется его техническими особенностями.

На просторах постсоветского пространства можно найти стерео аппараты полукустарного производства. Они усовершенствовались домашними Кулибиными. Но это ничуть не умаляет его достоинств. Эти редкие модели очень интересные и функциональные.

Фотоаппарат "Смена-8М" в свое время был хорошим подарком.  В один период времени практически у каждого мальчишки был такой аппарат. Те ребята, которые не имели возможности ходить в фотокружок, пользовались советами старших товарищей. Учились на своих и на чужих ошибках. Несмотря на то, что присутствовала шкала, где была разметка режимов погоды, не всегда выдерживались эти параметры. Были засвеченные кадры, когда снимки делались напротив солнца. Иногда забывали перемотать плёнку и тогда кадры накладывались друг на друга. При дрожании рук или нечётких движениях получались размытые снимки.  Иногда забывали снять крышку с объектива.  Эти ошибки не считались, так как пленка стоила 35 копеек и пачка фотобумаги 70 копеек. Проявка и распечатка проходила тоже у старших товарищей. Но каждому из мальчишек хотелось иметь свои богатства:

  • Экспонометр.
  • Вспышку.
  • Бачок.
  • Ванночки.
  • Фотоувеличитель.
  • Красный фонарь.
  • Фоторезак.

Доморощенные волшебники и алхимики проводили бессонные ночи, чтобы увидеть запечатлённые моменты жизни на бумаге. Дело было еще и прибыльным. Часто семейное торжество заканчивалось коллективной фотосъёмкой. И за каждое фото родственники награждали мастера деньгами. На мальчишеские мелочи хватало, в том числе на расходные материалы.

Как менялась цена

Цена фотоаппарата  долгое время стоила 15 рублей. Поэтому стать его обладателем мог любой начинающий фотограф. Ну и конечно недорогой подарочный девайс того времени. Он стал поистине семейным и сопровождал своих хозяев на природе, на море, в любых путешествиях. Несмотря на низкую цену, качество было отменным. В 1995 году производство «Смены 8М» прекратилось. В 1997 году фотоаппарат на заводе ЛОМО остатки фототовара стоили 14 рублей за единицу.

В настоящее время за фотоаппарат «Смена 8М» в комиссионках или на барахолках просят внушительную цену - порядка 10 долларов. Пленка – около 1 доллара. А иногда можно приобрести фотоаппарат бесплатно, так как у многих фототехника просто пылится в шкафу.

Внешнее описание

  • Корпус аппарата выполнен в виде насечек с сетчаткой. При чем и на передней и на задней части. Отлично помещается в руку. Чтобы зарядить фотоаппарат пленкой, продумана конструкция задней стенки - она откидывается вправо на шарнирах, фиксируется на левой стороне корпуса замком. Это черная квадратная кнопка, которая двигается и выглядит довольно современно.
  • Видоискатель в виде окошка и счетчик кадров расположены на задней части фотоаппарата. Здесь же расположено кольцо с насечками для перемотки пленки, а также блок с объективом и затвором. Основной корпус состоит из пластмассы. Сверху — Копка спуска, «холодная» обойма для крепления дальномера или вспышки и подъемная головка обратной перемотки.
  • По оси объектива располагается штатив. Установочное кольцо выдержки находится вокруг объектива.
  • Для любительских задач абсолютно достаточно наличие центрального затвора, который синхронизирован с выдержками В, 15, 30, 60, 125, 250.
  • Объектив имеет шкалу с разметками и пиктограммами, с помощью которых вставляются погодные условия (пасмурно\облачно), расстояние до объекта. Он находится в верхней части объектива. Снизу имеется классическая шкала.
  • Кольцо с выдержками, вращаясь, издает специфический звук – жужжание или скрип.
  • Затвор взводится с помощью маленького рычага, который расположен возле основания объектива справой стороны и удобно ложится пол указательный палец правой руки. Чтобы запустить механизм, нужно просто оттянуть рычаг вниз, и он зафиксируется в этом положении.

Во время спуска затвора рычаг приходит в начальное состояние. Но это не всегда удобно, так как мешает среднему пальцу. Поэтому само движение смазывается и становится непонятным, сработал механизм или нет.

В некоторых моделях механизм спуска работал дольно туго. Иногда это было неудобно, так как приходилось мало того, что тянуться к кнопке, но еще и прилагать усилия.

Сбалансированная камера под названием «Смена-8М» подходит для начинающих фотографов. Максимально удешевив камеру, авторы не ухудшили функционал, а только улучшили и сделали его удобным в использовании.

Для абсолютных новиков конструкторы предусмотрели изображение пиктограмм и подсказок на всех основных механизмах аппарата. Расстояние объектива в 40 мм имеет оригинальный фокус и прощает неточности в определении метража до фотографируемого объекта, не отражаясь на качестве снимка.

Основные характеристики и достоинства «Смены 8М»

Простота настроек  и неприхотливость использования этого фотоаппарата сделали его надежным аппаратом. Его качественные фотоснимки ничуть не уступали более дорогим и сложным фотоаппаратам. А теперь подробнее о некоторых технических моментах.

  • Камера обеспечивала одновременную работу вспышки и центрального затвора в диапазоне около до 1/250 сек. Такие характеристики сейчас только у сверхсовременных зеркальных аппаратов.
  • Фотоаппарат был удобен своей легкостью и способностью качественно работать даже в мороз.
  • Управление фотоаппарата «Смена 8М» полностью ручное. Навести резкость можно с помощью специальной шкалы расстояний. Этот метраж до объекта съёмки определялся на глаз.
  • Для получения чёткого качественного кадра, необходимы были хоть начальные знания, в отличие от современных фотоаппаратов, где нужно только нажать спуск.
  • Данный фотоаппарат позволял сделать любительские стереокадры. Уникальность стерео заключалась в том, что один и тот же кадр можно было сделать только двумя фотоаппаратами синхронно и одновременно. Но стать обладателем двух фотоаппаратов в то время было дороговато. И только «Смена 8М» обладала такой возможностью.

Инструкция по использованию

При использовании фотоаппарата лучше уж руководствоваться инструкцией, где описаны все этапы

Зарядка

В фотоаппарате было предусмотрено использование не только отечественных кассет, но и импортных. Сама кассета состоит из таких деталей:

  • Пластиковый корпус.
  • Катушка с замком, которая предусмотрена для надежной фиксации пленки.
  • Крышка  с одной и другой стороны.

Перед тем как приступить к зарядке кассеты, нужно снять крышку, извлечь катушку . Самое важное -  все манипуляции с кассетой нужной делать без воздействия дневного света.

  • Чуть порезать край пленки.
  • Оттянуть пружину.
  • Поместить под  пружиной пленку.
  • Сторона, покрытая эмульсией, должна смотреть» в сторону стержня катушки.
  • Намотка пленки должна быть тугой – для этого нужно просто придержать пленку  за конец, избегая касания эмульсионного покрытия. Наматывать туго, но без усилий.
  • Катушку поместить в специальное гнездо и закрыть кассету крышкой.
  • После этого следующие манипуляции можно сделать при дневном свете.
  • Если используется одна кассета, то она помещается в гнездо, находящееся справа.
  • В случае с двумя кассетами совсем другая история – приемная катушка вынимается, и вставляются обе кассеты одновременно. Выпуклые флажки должны соединиться с кассетными катушками. Подвижную головку перемотки нужно натянуть. Придерживая кассеты в стационарном состоянии, нужно разравнять пленку. Располагаться пленка должна на окне кадров. Внимательно следить за тем, что она не перекосилась, перфорированная часть надёжно соединяется с колёсиками счетчика кадров, где предусмотрены зубчики.
  • После этого фотоаппарат закрывается, надежно защелкиваясь на замок.
  • Фотоаппарат помещается в специальный футляр, который фиксируется штативной гайкой.
  • С помощью перемотки протягивается два кадра, так как они всегда засвечиваются при зарядке.  Это делается путем нажатия и отпускания кнопки спуска., и плавным поворотом перемоточной головки до упора. После этого осуществляется перемотка.
  • На нулевое деление устанавливается вращающееся кольцо счетчика кадров.

Фотографирование

Особое значение в фотографировании  отводится установке выдержки

и диафрагмы. Это можно сделать двумя способами.  При помощи шкалы с пиктограммами, обозначающими погоду или с помощью совмещения шкал выдержки и диафрагм с соответствующими делениями.

Как установить выдержку и диафрагму

Для того, чтобы установить выдержку по погодным значениям, нужно сделать определенные манипуляции.

  • На шкале, которая находится на передней части объектива, нужно определить деление, отвечающее за светочувствительность плёнки. Это делается с помощью подвижного кольца, которое совмещает индекс с необходимым значением светочувствительности.
  • Объектив в этом случае зафиксирует диафрагму до нужного значения, когда с помощью вращения кольца фотограф определит погоду. Необходимый индекс устанавливается напротив подходящей характеристики. Например, выставив диафрагму объектива до 1:5,6 и более, получаются цветные фото высокого качества.
  • После определения позиции диафрагмы, нужно зафиксировать расстояние до снимаемого объекта с помощью шкалы. Есть несколько режимов: «портрет», «пейзаж» и т.д. После этого определяются границы снимка. Это осуществляется через видоискатель. Рекомендуется держать глаз максимально близко к смотровому окну (видоискателю).
  • Следующим этапом является завод затвора и плавно нажать на спуск.
  • Пленка перематывается на один кадр, поворачивая головку до упора.

Разрядка фотоаппарата

  • В условиях работы одной кассеты разрядка фотоаппарата происходит с помощью перемотки пленки опять в кассету путем нажатия кнопки, вернее при ее удерживании.
  • Головку, которая отвечает за обратную перемотку, необходимо приподнять, и вращая, перемотать пленку.
  • После этого головка возвращается в исходное положение, а спусковая кнопка отпускается. В случае, когда во время обратной перемотки пленки, была отпущена кнопка спуска, даже при повторном нажатии перемотку трудно будет продолжить. Специалисты советуют легонько пошевелить головку. Необходимо помнить, что механизм обратной перемотки работает только в случае свободного вращения фото плёнки в зазоре кассеты.
  • Фотоаппарат нужно освободить от футляра, открыть крышку  задней части, достать кассету и закрыть аппарат.
  • Когда работа производится с двумя кассетами, в обратной перемотке плёнка не нуждается.

Условия бережного применения

Как и любая другая техника, фотоаппарат «Смена 8М» требует к себе бережного обращения. Нужно беречь линзы от загрязнения. От этого зависит резкость снимков. Объектив с видоискателем снаружи можно протереть чистой тканью, но без усилия. Предварительно подышать на поверхность стекла линзы. Разбирать фотоаппарат и вынимать линзу категорически нельзя. Пластмассовые детали советского фотоаппарата не переносят контакта со спиртом, ацетоном и другими активными растворителями.

Коротко об интересных факты

Кратко можно охарактеризовать основные технические характеристики и достоинства фотоаппарат «Смена 8 М» следующим образом:

  • Этот аппарат был самым востребованным в истории советского союза и занял почётное место в книге рекордов Гиннесса.  Количество выпускаемых экземпляров составило больше 20 миллионов.
  • Купить аппарат можно было за 14 или 15 рублей.
  • Давно доказал свою надёжность, функциональность, простоту использования и ремонта. И продолжает пользоваться популярностью у современных любителей фотосъёмки и раритета.
  • Особенности фотовспышки в том, что он синхронно может работать вместе центральным затвором. Ничуть не уступает в этом смысле зеркальной современной технике.
  • Возможность использования при минусовых температурах объясняется тем, что перемотка пленки происходила рулоне, а не с помощью перфорации.
  • Катушка, принимающая пленку, отличалась оригинальной конструкцией, которая и обеспечивает теперь высокий интерес к фотоаппарату «Смена 8 М» со стороны коллекционеров. Их осталось очень мало. Скупка антиквариата «Ретро Мир» предлагает свои услуги.
  • Видоискатель данной техники был оснащён прозрачной пластмассой призмой в форме параллелепипеда. К сожалению, она не позволяла определить точные кадровые границы.
  • Выдержка устанавливалась вручную вместе с диафрагмой. Конструкция позволяла делать это плавно, без рывков.
  • В некоторых случаях фотоаппарат позволял творчески подойти к процессу. Блок с затвором н был плотно связан с перемоткой, именно поэтому обеспечивалось многократное облучение светочувствительного материала актиничным электромагнитным излучением. Но здесь нужна была аккуратность, так как могли быть и ошибки в неумелых руках.
  • Советский фотоаппарат «Смена 8 М» отличался минималистичностью дизайна и имел вполне стильный вид того времени.  Корпус из черного пластика с алюминиевыми передними вставками спереди и такого же объектива в совокупности с красными надписями имели достойный вид.

Минусы «Смены 8М»

Как и в любой технике, в фотоаппарате этой модели были и недостатки. Одним из неудобств  являлось то, что нужно было отдельно осуществлять взвод затвора и отдельно перематывать фотопленку. Для осуществления следующего кадра. Очень часто были ситуации, когда фотограф забывал сделать одно из этих действий перед нажатием кнопки.

В первом варианте может не сработать затвор. Во втором случае – кадры наложатся друг на друга. Фотоснимки будут безнадежно испорчены, но некоторые фотографы могут использовать этот недостаток как индивидуальное творческое решение.

Еще одним минусом считается отсутствие у «Смены» эргономики – это заключается в том, что перемотка кадров, взвод и спуск затвора между собой не пересекаются. Но иногда этот недостаток используют в творческих решениях, накладывая снимки друг на друга.

Если у вас есть забытая модель фотоаппарата «Смена-8М», и вы не знаете, как распорядиться исторической находкой, скупка антиквариата "Ретро Мир" покупает старинные вещи за наличные деньги. Мы платим деньги сразу же в день сделки. У нас есть все возможности, чтобы выкупить не только единичные экземпляры антиквариата. Мы выкупаем целыми квартирными обстановками.

Фотоаппарат «Зоркий» - на самом деле зоркий?

Фотоаппарат Зоркий

«Зоркий» - был первым  фотоаппаратом в этой серии, обладал необходимой  дальномерностью. Производился Красногорским Механическим Заводом. Для него подходила 35-миллиметовая пленка. Он был очень похож на довоенную версию фотоаппарата ФЭД. А он, в свою очередь, был скопирован  с немецкого фотоаппарата Leica II.

История «Зоркого»

В довоенное время фотоаппараты марки ФЭД производились на Харьковском машиностроительном заводе им Ф.Э. Дзержинского. Количество выпускаемых единиц составляло 180 тысяч экземпляров. После начала военных действий завод эвакуировали, и фотоаппараты больше не выпускались.

После войны началась вторая жизнь этой чудо-техники, тем более, что технология настолько была отлажена до войны, что это не составляло особого туда.  Он обладал необходимой функциональностью, и был недорогой техникой. Так как город был сильно разрушен во время войны, и городские объекты не могли быть восстановлены моментально. Поэтому к выпуску фотопродукции приступили сазу два предприятия — Харьковский машиностроительный завод ФЭД и  подмосковный КМЗ.

Параллельно на них ведись восстановительные работы. Пальма первенства в выпуске послевоенных моделей принадлежит мощностям Завода имени Дзержинского.  Реальные БердскиеФЭДы НКАП-СССР были выпущены в 1946-м году. Количество единиц  составило примерно 1800 штук. Но постоянное производство происходило на КМЗ с 1947 года. Этим занялись профессионалы, которые ввернулись из эвакуации. С помощью имеющихся комплектующих харьковских или бердских заводов новую жизнь получили первые Красногорске фотоаппараты ФЭД. И уже через два года производство возобновилось в Харькове.

Почему именно «Зоркий»?

Первый фотоаппараты назывались «ФЭД». В последствии присоединилось слово «зоркий», а уже после этого родилась одиночное название «Зоркий». Изначально это на призме Дове не было стрелок хода лучей, поэтому иногда называли “Гробик”. А вообще Зоркий это название рабочего посёлка, который был расположен в близости с оптическим заводом. Со временем он перерос в Красногорск. Помимо этого,  слово «зоркий» звучало телеграммах как кодовое название завода во время Великой Отечественной войны.

С 1949 года «Зоркий» называли скорее сам завод, чем модель фотоаппарата. При появлении «Зенита» это уже была другая ассоциация. Но это уже совсем другая история. Таким образом «Зоркий» выпускался с 1949 по 1956 год. Модификации было великое множество.

Модели

В первых фотоаппаратах видоискатель и дальномер не совмещались друг с другом. Для того, что снимок был сделан, нужны были такие действия. Через видоискатель определить расстояние для установки кадра. Через дальномер навести фокус на снимаемый объект. Напоследок определить границы кадра в предполагаемой композиции. Таким образом, контакт глаз необходим был поочерёдно то с видоискателем, то с дальномером. Одним из самых интересных моделей являлся Зоркоий под номером № 09886.1949 года выпуска

Основные технические характеристики фотоаппарата

  • Компактный фотоаппарат небольшого формата, функционирующий со стандартной фотопленкой, имеющей ширину 35 мм. Весил аппарат около 50 граммов.
  • Прозрачный штатный объектив Индустар-22. Благодаря складывающемуся механизму в неактивном состоянии фотоаппарат принимал компактный вид.
  • Расстояние фокуса объектива составляло – 50 мм
  • Размер диафрагмы варьировался с 3,5 до 16.
  • Затвор был оснащён шторкой со скоростями от 1/20 до 1/500 сек и выдержкой от руки.
  • Разметка шкалы расстояний начиналась с деления от 1 м до бесконечности.
  • Дополнительным оснащением аппарата были сменные объективы с насечками.
  • Оправа задвигалась, но не убиралась полностью.
  • Минимальным расстоянием съемки был 1 метр.
  • Для установки необходимых принадлежностей была скоба, автоматический спуск и синхронизирующий контакт в этой модели отсутствовали.
  • На передней части корпуса располагались три окна. Прямоугольный видоискатель, а по бокам от него – круглые дальномеры

Основные элементы управления

Можно сказать, что основной блок управления находится на верхней части панели.

Если смотреть на основные механизмы, то они расположены слева направо.  К ним относятся::

  • обратная перемотка, которая представляет собой подъемную головку .
  • скоба для осуществления вспышки.
  • Механизм выдержки в виде головки.
  • Спусковая кнопка, впереди которой расположен рычаг , принимающий участие  в отключении затвора во время обратной перемотки.
  • Механизм, отвечающий за взвод затвора, а также перемещение кадра.

Для того, чтобы управлять выдержкой, необходимо переместить головку. Поворачивая ее, совместить с нужным значением и опустить. Стрела, которую нужно совмещать с режимами, находится левой части от головки - на скобе для принадлежностей. Изменить положение выдержки происходит только тогда, когда затвор взведен.  Только  в этом случае головка крутится, определяя нужный режим выдержки. В нижней части фотоаппарата расположен замок, который надежно фиксирует нижнюю крышку. Здес же -  выемка для штатива для старого стандарта резьбы.

Зарядка пленки

Чтобы зарядить пленку, нужно выполнить необходимые манипуляции. Для этого нужно  открыть замок и убрать панель снизу. В левой части есть замок, который выполняет фиксирующую функцию, справа плёнка помещается на штырек сбоку фотоаппарата.

Модели 1954 года

Год выпуска этих фотоаппаратов можно было узнать по номеру. В серийном номере действительно была отражена эта информация. Это называлось погодовой порядковой нумерацией, где первые два знака означали две последние цифры года производства предмета. До 1954 года была только сквозная порядковая нумерация.

Первых фотоаппаратах была предусмотрена выдержка в 1/1000 секунды. После этого началось производство аппаратов с выдержкой в 1/20 секунды. Для них было выпушено дополнительное оборудование: штатные объективы: «Индустар-22», «Индустар-26М», «Индустар-50» и ЗК-2/50, ЗК-1,5/50. Они  складывались, а объектив прикреплялся с помощью специальной резьбы. Фокус объектива в рабочем состоянии составлял 28,8 мм. Выемка для штатива имела резьбу в 3/8 дюйма.

В настоящее время достаточно популярным является объектив  «Зоркий-3К». Его пленка с перфорацией толщиной в  35 мм с лёгкостью помещается в обычную кассету, вставляясь в нижнюю часть фотоаппарата. Чтобы правильно заменить пленку, фотограф должен иметь необходимые навыки. Благодаря наличию съёмной крышки на корпусе, процесс замены кассеты становится проще.

 «Зоркий»

Эта модель является самой первой в целой серии фотоаппаратов. Это малоформатный дальномерный аппарат, который выпускался с 1948 по 1956 г. На начальном этапе конструкция не предусматривала синхронизацию  оптического видоискателя с дальномером. Отсутствовала автоматическая установка выдержки и диафрагмы. Она  устанавливалась вручную.

«Зоркий-2»

Этот представитель  серии фотоаппаратов производили в течение двух лет - с 1954 по 1956 г. У него был объектив с параметрами 2,8/50.  Приятно радовал автоматический спуск.  Но синхронизация контакта выдержки и диафрагмы по-прежнему отсутствовали.

«Зоркий-С»

Данная фототехника выпускалась в течение трех лет - с 1955 по 1958 г. Отличием от предшественников являлись особенности кнопки спуска. Была возможность обратной перемотки фотоплёнки. В этой модели добавился синхроконтакт с выдержками от 1/25 до  1/500 и «В». Параметры выдержки можно было регулировать как до, так и после взвода затвора. Конструкция верхней крышки тоже была изменена.Такаярегулировкадавала возможность увеличивать высоту модели. Одним из минусов было то, что отсутствовал автоматический спуск. Недостатком аппарата являлось отсутствие автоматического спуска затвора.

 «Зоркий-2С»

Производство этого фотоаппарата осуществлялось  около 4 лет.  Здесь был предусмотрен автоматический спуск.  Были также синхронизированы выдержка и диафрагма. Уже в 1959 году автоматические выдержки имели  стандарты международного значения: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и 1/500. Задняя часть фотоаппарат имела 2 круглых окошка. С правой стороны - видоискатель, а с левой стороны – дальномер.

«Зоркий-3»

В течение пяти лет выпускался фотоаппарат «Зоркий-3». Одним из основных достоинств было то, что камера была оборудована видоискателем, а диоптрии при этом регулировались. Отлично синхронизировался видоискатель с дальномером. Имелись

две головки выдержки. Одну можно было установить с помощью ручной выдержки от 1/1000 до 1/25 секунд и «В» - она располагалась на верхней крышке. Другая головка с  выдержкой от 1/25 до 1 секунды и «Д» находилась на передней панели камеры. Было одно условие – одну из головок нужно было установить в режим 1/25 с. Если этого не сделать.

Затвор может пострадать. В данной модели автоматический спуск отсутствует. «Зоркий-3М»

По техническим параметрам эта модель похожа на аппарат «Зоркий-3». Но некоторые отличия конечно есть. По сравнению с предшественником данный девайс обладал надежностью и простой конструкцией механизма выдержки. Местоположение выдержки -

под верхней крышкой. В передней части камеры головки выдержки отсутствуют.

«Зоркий-4»

Эта камера малого формата полюбилась многим гражданам того времени. Выпускалась она около 7 лет. Конструкторы усовершенствовали ее технические характеристики. Фотоаппарат имел надежный корпус из металла со съемной задней крышкой. Была продумана возможность смены объективов. Из новшеств в конструкции фотоаппарата появился отдельный механизм-замедлитель, который отвечал за выдержку затвора. Также была предусмотрена длительная выдержка. Она регулировалась с помощью заранее срабатывающей синхронизации. Оборудована камера прозрачным видоискателем с масштабом 1:1.

«Зоркий-4К»

«Зоркий-4К» - фотоаппарат, который считается последней моделью. Присутствие буквы «К» в названии объяснялось тем, что модель была оборудована фотокамерой с курковым взводом затвора. В магазинах фотоаппарат появился в 1972 году. Массово выпускался до 1978 года.  Что интересно, самая последняя серия была собрана из остатков деталей, которые хранились на складе. Этот факт датирован 1980 годом. Фотоаппарат «Зоркий-4К» привлекателен своей компактностью, удобством пользования. Именно поэтому этим  аппаратом интересуются наши современники. А любители антиквариата его особенно ценят. Скупка антиквариата "Ретро Мир" покупает старинные вещи за наличные.

 «Зоркий-5»

Данная модель имеет некоторые отличия от своих собратьев. Он был оборудован объективами фотоаппаратов  типа «Зенит». В продажу камеры поступили в 1958 году. Выпуск был закончен в 1959. Что касается внешних отличий, то они заключались в том, что логотип имел изменённый вид. Контакты были синхронизированы для режимов  электронной и химической фотовспышки. Они так и маркировались – буквами «Х» и «М». Автоматического спуска затвора здесь тоже не было.

«Зоркий-6»

В 1959 году фотоаппарат оснастили дальномерной камерой с автоспуском. Помимо этого был изменен механизм взвода затвора. Фотоплёнка тоже прокручивалась в новом формате. Эта модель фотоаппарата под названием  «Зоркий-6» выпускалась 7 лет, вплоть до 1966 года. Все остальные механизмы и технические характеристики полностью совпадали с предшественником – аппаратом «Зоркий-5».

«Зоркий - 7» - он же «Друг»

Действительно модель «Зоркий-7», который производился 2 года, начиная с 1960 г., получил второе довольно позитивное название «Друг». Это малоформатная модель, которую оснастили новыми техническими возможностями. В этом аппарате была улучшена работа камеры. Из нововведений – это рычаг, который выдвигался из панели внизу аппарата с помощью небольшого давления пальца левой руки. Пи этом нужно было смотреть в видоискатель. Модно было осуществлять даже серийную съемку. Взвод был специально к этому приспособлен. Автоматический спуск мог задерживать съёмку на 9-20 секунд.

 «Зоркий-10»

Десятая модель начала свой выпуск с 1964 года. У фотоаппарата имелся цельный  объектив «Индустар-63». Он не снимался. И имел возможность ограничить кадры, выставляя  сверкающие рамки оптического видоискателя.  Имелась также внутренняя рамка, которая корректировала изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя в момент съёмки с небольшого расстояния – до полутора метров. Выпуск фотоаппарата осуществлялся до 1977 г. Интересным фактом является то, что эта техника была первым автоматическим аппаратом СССР, который заметили. А на выставке в Лейпциге «Зоркий-10» стал обладателем золотой медали.

«Зоркий-11»

Этот фотоаппарат был максимально схож с техническими параметрами и возможностями предыдущей модели. Единственным отличием было отсутствие дальномера. Выпускался «Зоркий-11» с 1964 по 1967 г.

«Зоркий-12»

Шкальный фотоаппарат был первым полуформатным автоматическим представителем линейки. Выпускали его в течение года – с 1967 года. Конструкция аппарата уже не нуждалась  в обратной перемотке, использовалась кассетная зарядка «Рапид», куда помещалась плёнка на 12 кадров.

Инструкция по эксплуатации фотоаппарата «Зоркий»

Чтобы техническое устройство работа долго и безотказно, его необходимо правильно эксплуатировать и бережно обращаться. Инструкция – это первый этап знакомства с любой техникой. Серия фотоаппаратов «Зоркий» имеет много моделей, и к каждому прилагается инструкция по использованию и детальное техническое описание. Советы касаются многих моментов. Начиная с правильности взвода затора и нажатия кнопки при фотографировании, заканчивая случаями, когда случается заклинивание. Есть подробные рекомендаций о том, что делать, и прописаны действия при завершении цикла работы. Отдельного внимания требуют инструкции по использованию фотопленки. Как правильно заряжать, перезаряжать, перематывать. Устанавливать чувствительность плёнки до появления в окошке значения светочувствительности. Пленка требует особенного обращения – ни в коем случае нельзя заряжать фотоаппарат при дневном свете. Разряжать устройство тоже нужно в темной комнате.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" покупает старинные вещи за наличные. Советские фотоаппараты интересуют многих любителей раритета. Мы платим деньги сразу, выкупаем целыми квартирными обстановками.

Такая схожая и такая разная «Смена»

Фотоаппарат «Смена» яркое свидетельство того, что во времена СССР все имело смысл. Случайных слов и названий просто не было. Дешевая техника в сравнении со среднемесячной зарплатой  радовала качеством. Эту вещь мог себе позволить практически любой советский человек. Его успешно продавали заграницу, он и там пользовался популярность.  За рубежом тоже оценили его качество. Не многие знают о том, что фотоаппарат «Смена» в книге Гиннеса занимают позицию самого продаваемого фотоаппарата в мире! А это ужу особый статус. Не зря антиквары и по сегодняшний день считают его достойным коллекции советской эпохи.Скупка антиквариата "Ретро Мир" специализируется на скупке старинных вещей за наличные.

Он, конечно, не может претендовать на сверхкачество. Действительно, фотоаппарат был удобен  в руках начинающих фотолюбителей. От неумелых действий снимки получались не очень ясно с размытыми контурами. Особенно, пейзажи. А портреты и групповые фото очень радовали, лица были вполне узнаваемыми.

Достоинства «Смены»

Против таких плюсов как качество и надёжности спорить никто не сможет. О его прочности можно было судить, просто взяв в руки.

  • Угловатый корпус в виде прямоугольника, не имел никаких лишних деталей. Его можно сравнить с идеальными очертаниями кирпича, который состоял из качественной пластмассы. Не нужно сравнивать с современным хрупким пластиком, который иногда рассыпается в руках. Освежали общий вид алюминиевые вставки.
  • Объектив не снимался и надежно держался на основной конструкции.
  • Было предусмотрено специальное крепление для размещения внешней фотовспышки. К сожалению, она сбалтывала не всегда.  Но это никого не огорчало.
  • Фотоаппарат не просто давал чувство уверенности и гордости, но и был приятым на ощупь.
  • Был компактным и эргономичным, для него не нужно было много места.
  • Вместе с фотоаппаратом в комплекте предполагался оригинальный (разработанный именно для этой техники) чехол. Самое важное - он был натуральным кожаным, с ремешком для удобства. Если сравнивать с современными моделями – разница существенная.
  • Говорить в наше время об этом странно – но эта техника работала без батареек. Все механизмы и процессы регулировались вручную.

Особенности ручного управления

Перемотка пленки сопровождалась не просто нажатием одной кнопочки. Совсем нет. Необходимо было  покрутить специальное колесико. Но был и другой вариант - нужно было взвести ручку затвора. А отснятая пленка перематывалась совсем по-другому.

Чтобы фотографировать, человеку необходимы были хотя бы элементарные начальные знания. Это не «мыльницы» нашей современности. Знания можно было получить в разных местах, начиная от советов друзей и знакомых, в случае с детьми -  от старших товарищей. Ну и конечно фотокружки в Доме пионеров, секции в Дворцах культуры и т.д., в том числе на предприятиях. Стенды в таких местах пестрели фотоработами учеников. Но самостоятельные тренировки и обучение никто не отменял. Это тоже имело место -методом проб и ошибок. Возможно, именно такой опыт самый ценный. По крайней мере, доступен.

Подготовительный этап

  • Пленку можно было купить в специализированном магазине техники. Она продавалась в картонной коробке, специально упакована. Для плёнки предусматривалось наличие кассеты, которая покупалась отдельно.
  • В абсолютной темноте без малейшего проникновения света в помещение (обычно это были туалет, ванная, возможно, кладовка). Некоторые выдумщики освоили переносной вариант - специальный длинный мешочек, сшитый из очень плотной ткани с двумя отверстиями. По краям вшивалась резинка, которая собирала края, не пропуская свет.
  • Сама зарядка пленки в кассету предполагала следующие действия: пленка извлекалась из упаковки. Поле она наматывалась на специальную катушку. Главное условие последующей качественной работы пленки было то, что она наматывалась туго.  Чтобы конец не соскользнул, он фиксировался в специальном зазоре. Если об этой манипуляции забыть, то в процессе съёмки пленка могла выскочить. При этом она оставалась в фотоаппарате,  но фото не получались. Неопытные фотографы пытались перематывать ее обратно в кассету. Но  открывая крышку, чтобы достать пленку, фотографы безнадёжно ее засвечивали. Прощайте классные кадры и воспоминания.
  • Основной шаблон действий в таких случаях следующий: пленка расположена катушке, катушка помещается в корпус кассеты, фиксирующая крышка  в закрытом режиме. Все. После этих манипуляций можно было смело творить.

Готовимся к съемке. Как зарядить кассету

Разные модели имели определенные различия. Например, крышка могла открываться по- разному. В этом случае было важно не перепутать верхнюю и нижнюю часть фотоаппарата. В этом случае это грозило следующими проблемами:

  • конец пленки мог не попасть в катушку,
  • произошло плохое закрепление пленки (в этом случае достаточно было просто повторно вставить пленку).

Специалисты того времени во избежание неприятностей и испорченных кадров, советовали один раз сфотографировать при открытой крышке. Не страшно, если один кадр был засвечен, зато все остальные были застрахованы. Была хорошая возможность убедиться в правильности действий и убедится в том, работает или нет счетчик кадров.

Действительно, механическая особенность фотоаппарата предполагала четкие действия. Малейшая ошибка отражалась на качестве. Механическая система управлялась в перфорированными деталями  по бокам пленки. В случае, когда пленка закреплялась неправильно, счетчик отказывался работать. Последствия были печальными.

Процесс съемки

Сам процесс съёмки тогда – это творческое волшебство. Многообразие процессов вызывало большой интерес и трепет. Нужно было определить расстояние до объекта, выставить необходимые режимы, без которых не получится качественный снимок. Для людей, ничего не знавших об этой технике, было сложно. Но конструкция фотоаппарата была понятна, нужно было только присмотреться. Все символы, изображённые на корпусе, были отличными подсказками. Чтобы выбрать правильную освещенность,помогали значки: солнце, солнце в тучах, тучи и т.д. Была даже модель «Смена-символ». Также были параметры, которые определяли виды одиночного фото, группового снимка, пейзажа. В руках опытного фотографа весь процесс занимал несколько секунд. Он заключался в нажатии на спуск и щелчке затвора. Но пленку по прежнему нужно было перематывать вручную.

Последний кадр

Один из самых ответственных моментов – последний кадр. Волшебное число «36». Как же хотелось достать пленку. Но! Нельзя – иначе, прощай, фотосессия. Пленку необходимо было перемотать в обратную сторону. После того, как кассета вынималась, необходимы были еще ряд важных манипуляций. Но они уже не относились к фототехнике. Фотоаппарат сделал свое дело. Дальше – проявка печать, просушка и т.д. А «Смена» ждала следующего фотосеанса.

Модельный ряд «Смены»

  • "Смена" – простая конструкция, легкий в эксплуатации. Был доступен в советское время по цене. Был широко распространён и феноменально живуч. Был выпущен в 1953 году, закончилось производство в девяностые. В течение всего времени  возможности и конструкция практически не изменились, изменился лишь «фасад» и материал аппарата.
  • Довоенная «Смена» имела шкальную складную камеру, видоискатель в виде рамки, затвор с диском, бескассетная зарядка. В нем использовалась 35-мм фотокиноплёнки. Сама пленка сворачивалась в рулон кусками по 75 см.
  • Послевоенные модели можно было узнать по пластмассовому корпусу и п перфорированной киноплёнке в 35-мм.Объектив имел расстояние 40 мм и относительным отверстием от 1:5,6 до 1:4. Диафрагма ирисовая. Ручной механизм наводки на резкость.
  • Панорамная «Смена», которая выпускалась в 1955-1956 г., имела компактную панорамную камеру. Она была очень удобной в путешествиях. В корпус из металла помещались механизмы оригинального образца и линзы от фотоаппарата «Смена».

Камера обладала панорамными возможностями. Для того, чтобы его сделать, нужно было установить камеру на устойчивую поверхность и одновременно нажать оба спуска. Именно так фотограф получал панорамное фото с горизонтальным покрытием.

  • Стерео «Смена» начала свое существование в 60-70-е годы.Благодари ей, можно было сделать стереопары. Это достигалось наложением кадра на другой кадр. Потом их можно было просмотретьполученные стереопары. С этой задачей отлично справлялся стереоскоп. Таких фотоаппаратов было несколько вариантов. Но серия в свет так и не вышла.
  • «Огонек» имел металлический корпус, кроме передней части. Она была бакелитовой. Здесь была встроена электронная вспышка. Похожей моделью была модель “Юность”.
  • «Смена 11» сконструирована в 1967 году. Это были идентичные экземпляры с серым или черным верхом. Опознавательных знаков на объективе не было. Формат можно было выбрать с помощью скользящей маски в видоискателе.Счетчик кадров был 36 или 72 кадра.
  • «Смена 12»появилась в продажев 1969 году. Отличительным признаком являлась автоматическая установка диафрагмы. На оправе объектива находилось экспонометрическое устройство. Благодаря ему, можно было снимать без ошибок. Большинство настроек схожи со «Сменой – 11».
  • «Смена 19» - фотоаппарат советского производства, который выпускался с 1985 по 1989 год. Он имел обновленный внешний вид в виде другого  корпуса. Также был спусковой рычаг. Он располагался по бокам от объектива на передней части камеры. Также был рычажный взвод пленки и рулетки. Они отвечали за обратную перемотку. Символы давали возможность наводить резкость. Плюсами были синхронизация контакта. Счётчик кадров был автоматическим.
  • «Смена 20» увидела свет в 1990 году. Она была похожа на модель "Смена-символ». Взвод работал одновременно с перемоткой и счетчиком кадров. На внешней части объектива не было резьбы, где крепились светофильтры. Здесь же была и шкала глубины резкости. Она помогала определить  изображаемое пространство. Счетчик обнулялся, когда задняя крышка открывалась. Компактность позволяла ей быть мобильной.  Была предусмотрена блокировка от съемки на один кадр. Количество выпущенных едини было немного.

Фотоаппараты  - очень интересная техника. По сравнению с современными аппаратами, они удивительны. Советская  механика и конструкторские идеи были на таком высоком уроне, что позволяло сделать профессиональные фото. Они, кончено, отличаются от современных моделей. Причем положительно. В последнее время такими моделями активно интересуются любители антиквариата.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" покупает старинные вещи за наличные. Мы платим деньги сразу. При необходимости и интересных предложениях  выкупаем целыми квартирными обстановками.

Фотоаппарат «Смена» - меняет мир к лучшему

Скупка антиквариата "Ретро Мир" покупает старинные вещи за наличные, в том числе и фотоаппараты. Интересные предложения мы выкупаем целыми квартирными обстановками. Фотоаппарат «Смена» - достойный экземпляр любой коллекции. К тому же ним с успехом можно пользоваться и сегодня.

Из истории

Любители и профессионалы того времени любили эту технику. Она полностью выполняла поставленные задачи, обеспечивая как профессиональный уровень, так и сопровождая процесс обучения. Это был, пожалуй, самый востребованный фотоаппарат на советском пространстве. Модель впускалась четверть века. Сложно представить сейчас эту цифру. Но это чистая правда. В наше время редкая техника может похвастаться таким долголетием.   От силы – год, два. Ну, может, три. В чем секрет? А он довольно простой. Все дело в наличии некоторых достоинств, которым его возможности ценили долгое время. И продолжают это делать.

Преимущества фотоаппарата

  • Одной из самых главных плюсов, является устойчивая на протяжении многих лет цена. Трудно себе сейчас это представить, но он очень длительное время стоил всего 15 рублей. Для большинства граждан станы Советов это была доступная цена. Доя сравнения, средняя заработная плата за месяц, например, дворника составляла 80 рублей, а у шахтёра – 400 и выше. Пожалуй, именно детям его дарили чаще всего. Дети того времени, не были избалованы гаджетами. Поэтому стать обладателем такой техники было сравнимо, наверное, только в велосипедом. Взрослых он сопровождал на море, в походах, в гостях.
  • Низка цена, установленная производителем, абсолютно не влияла на качество фотоаппарата. Он показывал высокую степень надежности, по своим характеристикам не уступал даже дорогостоящим моделям.
  • Сделать снимки качественными на уровне дорогих представителей фототехники помогала функция мгновенной синхронизации центрального затвора со вспышкой. Такой функционал обычно свойственен дорогим зеркальным фотоаппаратам или сложным фотокамерам. Даже «мыльницы» не могут с ними сравниться.
  • Пользоваться фотоаппаратом очень просто. Да и ремонтировать не сложно. Настройки абсолютно доступны даже для детского понимания. Снимок на высоком качественном уровне сделать можно легко. Нужно только сфотографировать объект, правильно определив расстояние от камеры до объекта, установив подходящую резкость. Нередко длина измерялась шагомером, после этого фотограф возвращался на исходное место и делал снимок. Еще одним шансом обучения фотографии для ребят был фотокружок. Он был практически в каждой школе. И посещать его было очень почетно.
  • Удобство фотоаппарата заключалось в небольшом весе. Его было удобно носить на плече, держать в руках.
  • Самое важное - камера могла работать даже в самые сильные морозы.  Другими словами фотоаппарат был «всепогодным».
  • С помощью пары таких фотоаппаратов (найти их в одном месте одновременно было довольно легко) можно было сделать стереокадры – когда кадры накладываются друг на друга. Это уже было новым направлением в сфере фотографирования.
  • Современный городской пейзаж в исполнении «Смены» ничуть не хуже снимков, выполненных современными цифровыми фотоаппаратами. Если рассматривать натюрморт, то в этом случае в стиле ретро он выглядит потрясающе живописно. Это возможно, благодаря наличию камеры 35-мм.

Техническая оснащённость

Фотоаппарат имел следующую комплектацию и настройки:

  • Шкала расстояний и светочувствительности фотоплёнки.
  • Шкала символов погоды. Эта функция была полезна, когда необходимо было определить экспозицию за пределами помещения. Это было под силу дажефотолюбителю, имеющему лишь элементарные знания в области фотографии.
  • Шкала светочувствительности на объективе.
  • «Смены» имеет на своём корпусе разметки в виде шкалы. Такие деления наносились для ручной установки параметров резкости. В этом случае учитывалось расстояние до объекта. Что интересно, такая разметка наносилась в свое время на первые кинематографические камеры.

Видоискатель был сконструирован в виде рамки, функциональность выдержки представлена 2-мя видами. Фотоаппарат заряжался  пленкой, свернутой в маленький рулончик.

Как пользоваться?

Любой технический товар имеет инструкцию по правильному использованию. «Смена» - не исключение. В  каждой единице была такая инструкция. Она помогает разобраться во всех тонкостях эксплуатации. Пользователю нашего времени будет трудно понять, как найти номер диафрагмы и поместить фотопленку.

  • Что касается обращения с пленкой, то здесь есть определенные правила. В сменных кассетах пленка заправляется систематически. Здесь предполагается наличие катушки, на которой есть замок, пластмассового корпуса, катушки с замком; крышек с одной и дугой стороны.

Разряжать фотоаппарат тоже нужно вручную. Для начала открывается крышка в задней части фотоаппарата. Достаются две кассеты, обрывая конец кассеты, которая подает пленку. Ест еще один способ – просто  убирается катушка, и пленка освобождается.  После всех этих манипуляций крышка закрывается. Когда фотоаппарат перезаряжается пи дневном свете, последний кадр засвечен – это необходимо помнить и сазу перематывать.

Установка параметров экспозиции

Установка таких параметров была совсем не сложной. Нужно было просто на одном уровне совместить шкалу световой чувствительности фотографической плёнки  с параметрами значений диафрагм. Шкалу погодных символов нужно было состыковать с параметрами  выдержки.

Для таких манипуляций на объективе были  установлены специальные кольца.  Чтобы выбрать правильный фокус, нужно было вручную по верхней шкале определить расстояние. Камера была встроена в пластмассовый корпус. Здесь же сосредоточен механизм обратной перемотки пленки. И все это без батареек, аккумуляторов и электроники. Простая советская механика, которая работала как час многие годы.

Что касается фотокамеры, то экспонометраж, экспозиционная автоматика и автоматический спуск напрочь отсутствовали. Но это не мешало фотокамере при таком простом оснащении обладать довольно неплохими техническими характеристиками, благодаря которым она получила массовое распространение в советской стране.

Конструкторы в новых моделях, таких как «Смена-3» и «Смена-4» пытались поменять механизм перемотки фотопленки. Но усовершенствование не получилось.  Первые модели продолжали производиться и пользоваться популярностью. Во второй половине 20 века продукции советской фотоиндустрии успешно шла на экспорт, поставлялась по всему миру. Около 80 стран делали заказы на приобретение фототехники.

Пот причине того, что техника готовилась к отправке заграницу, требования к качеству были очень строгими. Возможно, это и обидно звучит, но проверка была даже строже и тщательнее, чем перед тем, как отправиться на полки отечественных торговых точек. Советский Союз просто не мог упасть в грязь лицом и скомпрометировать производство.

Одними из самых востребованных аппаратов были модели «Смена-рапид», «Космик-35», « Global-35», все это «Смена». Но за рубеж модели уходили другими названиями.

Основные принципы работы фотоаппарата

Для того, чтобы делать следующий кадр, нужно было перемотать плёнку вручную. Для этого затвор нужно взвести. Или, как вариант, покрутить специальное кольцо. Существовало специальное приспособление для перемотки фотопленки после полного отснятия. Хотя бы начальные навыки фотографирования были необходимы. Одним из самых востребованных способов были фотокружки при Дворцах культуры, Домах пионеров и т.д. При чем они доступны были не толкло детям. Взрослые могли их посещать их по месту работы. Иногда хорошие знания и консультации давали знакомые и друзья.

Что касается фотографической пленки, то купить ее можно было в профильных магазинах. Она помещалась в специальную упаковку. А хранить ее нужно было в картонной коробочке. Отдельно покупалась кассета для пленки. Важным моментом было то, что пленка не любила  дневной свет. Заряжали ее обычно в ванной комнате. Ее аккуратно извлекали из коробки и плотненько накручивались на катушку.  На начальном этапе конец пленки крепился в специальный зазор. Это необходимо сделать для того, чтобы при осуществлении съемки  не выскочила из катушки. Саму
катушку  нужно было вставить в корпус кассеты, после этого закрыть наглухо крышку. После того ка фотоаппарата прошел все этапы тщательной подготовки, все зависело от мастерства или опыта фотографа. Если заглянуть в любой домашний альбом, там найдется достаточное количество самых разных снимков. Качественных и не очень. Четких и размытых. В некоторых случаях местами засвеченных. И все эти шедевры  -дело тук фотоаппарата «Смена».

Это сейчас можно все везде быстро напечатать. Раньше все было сложнее. Те, кто имел фотоаппарат, сразу же хотели приобрести дополнительные богатства. Хотелось самостоятельно проявлять распечатывать свои неповторимые снимки. Причем у себя дома, а потом хвастаться друзьям и товарищам:

  • Экспонометр.
  • Вспышку.
  • Бачок.
  • Ванночки.
  • Фотоувеличитель.
  • Красный фонарь.
  • Фоторезак.

Доморощенные волшебники и алхимики проводили бессонные ночи, чтобы увидеть запечатлённые моменты жизни на бумаге. Дело было еще и прибыльным. Часто семейное торжество заканчивалось коллективной фотосъёмкой. И за каждое фото родственники награждали мастера деньгами. На мальчишеские мелочи хватало, в том числе на расходные материалы.

Уход за фотоаппаратом

Как и любая техника, фотоаппарат «Смена» нуждается в уходе и бережном обращения.

  • Так как любые загрязнения, в том числе самые мелкие (соринки, пыль, мелкие частицы) плотно оседают на чувствительной пленке. Результатом могут быть мелкие повреждения пленки на негативе, которые портят фото.
  • Линзы являются очень нежной деталью. Любой контакт с поверхностью (отпечатки пальцев) действует негативно. Линза может повредиться – это существенно ухудшит четкость и резкость фотоснимков.
  • Объектив и линзы видоискателя можно протирать, но только очень аккуратно: с помощью мягкой чистой ткани, ваты, тампона. Ни в коем случае не нажимая, и перед этим подышав на поверхность.
  • Раскручивать оправу и тем более доставать линзу нельзя.
  • Фотоаппарат «Смена» хранится в специальном футляре, чтобы не повредить пластмассовый корпус и сохранить другие функциональные детали.
  • При начальном этапе использования аппарата, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией. Это является гарантией долгого использования и качественных фотографий.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" – профессионал в своей сфере. Мы покупаем старинные вещи за наличные деньги. Мы платим деньги сразу, выкупаем целыми квартирными обстановками и предлагаем хорошие условия сотрудничества.

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *