За что коллекционеры ценят фарфоровые статуэтки советского периода

Наиболее ценные статуэтки из фарфора советского периода производились на ЛФЗ, МФЗ, ЛЗФИ, ДФЗ, Гжельском заводе, в «Барановке», Вербилках и на других мануфактурах. Всего выпуском художественной керамики занималось более 300 фабрик. Почти у каждого из производителей есть своя история и стиль, зародившийся задолго до советской власти. Они пережили переворот империи, войну и новую смену власти, но большинство успешно продолжает работу.

Статуэтка

Какие статуэтки ценятся

Интерес к предметам советского периода только возрастает. Цена на фарфоровые статуэтки СССР зависит от состояния, года выпуска и тиража. Чем меньше экземпляров было выпущено, тем дороже котируется фарфор на рынке антиквариата. Есть уникальные изделия, выпущенные в количестве нескольких десятков. Они стоят огромных денег, ценители старины ведут за ними настоящую охоту.

Прослеживаются мотивы, отражающие дух и идеалы той эпохи. В произведениях заметна стилистика супрематизма, свойственная лишь фигуркам советского периода. Многие композиции снабжены функциональной составляющей. Можно выделить несколько условных сюжетных линий фарфоровых статуэток антиквариата:

· мотивы художественных произведений и народных преданий (басни Крылова, рассказы Гоголя, Хозяйка Медной горы);

· детские серии (пионеры, малыши, школьники);

· животные (сказочные герои, натуралистичные фигуры);

· агитационный фарфор довоенных времен (работницы, красногвардейцы, матросы);

· тематические серии (национальный костюм, профессии, спортсмены).

Собрать коллекцию советского фарфора не так просто. Фарфор очень хрупкий, часто бьется. Немалая часть хранится в выставочных залах музеев и в частных коллекциях. Нередко любимые статуэтки передаются в наследство от старшего поколения. Это не только украшение интерьера, но и память о культуре и истории ушедшего времени.

Востребованные экземпляры

На произведения послевоенных лет спрос меньше, чем на изделия 20-30-х годов. Но фигурки в идеальном состоянии ценятся довольно высоко. Расцвет художественной керамики советских времен пришелся на 50-60-е годы прошлого века, когда ушел в прошлое фарфор в агитационной стилистике.

Именно тогда появились авторские работы разных тематических направленностей. Это художественные группы, посвященные фольклору, литературе, анималистике. Ряд экземпляров обладает высокой коллекционной ценностью:

1. Большая коллекционная фигура «Гуцульский танец, Коломийка» (45*22*15 см). Производитель ГФЗ, 60-70-е годы 20 века, автор О.П. Рапай. Тонкая надглазурная полихромная роспись, золочение. Изображение танцующей пары в ярких закарпатских костюмах. Статуэтка с удивительно точной прорисовкой деталей (лица, национальный орнамент на одежде). В состоянии витринного хранения встречается крайне редко.

2. Серия «Золушка», 3 предмета в художественной группе, ЛФЗИ, автор Т.А. Федорова, 1956-67 гг. Уходящая с бала Золушка (10*7 см), Принц с туфелькой в руках (11*6,5 см) и парная статуэтка, сцена примерки туфельки (8*11,5 см). Люстровое окрашивание и тонкая роспись с позолотой.

3. «Анна Ахматова», ЛФЗ, работа Н.Я. Данько 1924 г. (21,9*5*4 см), клеймо образца 1920-30 гг. До современных дней дошли единичные экземпляры. Одна из лучших работ довоенного времени. Отличается мягкими, струящимися линиями, портретным сходством. Коллекционеры причисляют работу к Золотому фонду советского фарфора. Статуэтка была неоднократно перевыпущена, повторы датируют 1995-2009 гг.

4. «Доярка» (или «Телятница»), высота 17 см, Гжельский завод, первая авторская работа Л.П. Азаровой, 1954 г, выпускалась в 1950-60 гг. Воплощение популярных народных мотивов советской эпохи. Художница осталась верна фирменным мотивам Гжели, украсив модель изысканной росписью в голубых и белых тонах. Эксперты отмечают удивительно доброе настроение, которое удалось передать автору скульптуры.

5. «Татарский танец», (23,5*15,5*12 см), Дулевский ФЗ, авторство А.Д. Бржезицкой 1951 г. Пластичная фигурка татарской девочки в движении. Летящие линии одежды, тонкая работа с единственной точкой опоры на носок ноги. Художественная надглазурная и подглазурная роспись, люстр. В сохранности дошло мало экземпляров, так как у статуэтки уязвимые руки.

6. «Испанский танец», посвященный балетным танцорам Стуколкиной и Столбову (высота 27,5 см). Производство ЛЗФИ, автор В.И. Сычев, период 1956-1965 гг. Роскошная композиция, гладкий фарфор эталонного белого цвета с тончайшей золотой росписью по люстру. В балетную серию входит парная статуэтка, а также скульптура Стуколкиной с веером в руках.

7. «Джигит на коне», редкая малотиражная работа «Вербилки», 1946-1957 гг (высота 28,5 см), автор В.Т. Боголюбова. Подглазурная и надглазурная роспись, фигурка передала динамику движения, отразила силу всадника и скорость.

8. «Иван Царевич и Жар-птица», высота 21 см, ЛЗФИ, скульптор А.А. Киселев, 1950-60 гг. Есть два варианта росписи, редкая в синих тонах. Уникальная стилистика в жанре авангардизма, яркий образ и точность деталей. Один из лучших образцов жанровой статуэтки.

9. «Олимпийский мишка», Вербилки (Дмитровский ФЗ), в композиции две фигурки, «Мишка на пьедестале» и «Средний мишка», автор Горлов. Высота 23 см и 12,5 см. Имеет два варианта росписи. Одна из самых любимых советскими гражданами моделей, посвященная спортивному событию.

10. «Пробуждающийся Восток» («Турчанка»), высота 11,8 см. Производство ЛФЗ, автор Е.Я. Данько, 192-30 гг. Женщина с платком на голове, читающая газету. Фигурка была выпущена к первому съезду народов Востока. Роспись в нескольких цветовых вариациях. Была почти полностью уничтожена в 1936 г, когда Зиновьева объявили врагом народа (его портрет был изображен на развороте газеты в руках женщины). На сохранившихся экземплярах зачастую портрет стерт при помощи кислоты.

Есть и более дорогие статуэтки, оцененные в десятки тысяч долларов США. Но большинство из них сохранилось в единичном количестве. Они бережно хранятся владельцами и крайне редко попадают на рынок антиквариата.

Статуэтка

Особенности советского фарфора

Художественный фарфор советских времен декорировали рельефом и росписью. Рельефные детали отливались сразу вместе с формой либо крепились к основанию. Особенно популярна была эта техника в жанре анимализма и флористики – объемные детали, листки, завитки и цветы подчеркивали красоту изделия.

Роспись глазурью наносилась кистью или специальным пером. Выполнялась надглазурным и подглазурным способом. Для первого варианта на фарфор после повторного обжига наносили разноцветные эмали. Подглазурная роспись наносилась перед обжигом. Эта технология позволяла сохранить яркость красок на десятилетия.

При этом на твердом фарфоре краски пластично выделялись на слое глазури. Мягкий фарфор отличается струящейся росписью из-за сливания глазури с эмалью. Украшались статуэтки филигранным золочением, муфельными красками, люстром и полихромным окрашиванием. Белоснежный фарфор обычно лишь подчеркивался росписью, но не покрывался целиком.

Тонкостенные изделия отличаются качеством, пропорциональностью, сбалансированностью. Выверенная геометрия обеспечивает устойчивость на поверхности без смещения или раскачивания. Помол глины и последующая обработка служили залогом прочности.

Советские мастера

Первые эскизы работы создавались скульпторами, затем их раскрашивали художники. Мастера Фарфор украшали тонкой росписью, золочением, окрашивали глянцевым люстром. Перед запуском в серийное производство несколько экземпляров создавали сами авторы. Некоторые из них признаны основоположниками советской школы художественной керамики.

В Дулево одной из самых известных мастеров была Аста Бржезицкая. Ее творчеству принадлежат более 500 статуэток в разных стилистиках и жанрах. Излюбленными были мотивы животного мира, герои произведений. Работы этой художницы хранятся в музеях с мировым именем.

На ЛФЗ прославился Борис Воробьев, в те годы он создал известную серию по мотивам произведений Гоголя. Но самой излюбленной темой автора была анималистика. Пик успеха мастера приходился на 50-е годы.

Людмила Азарова всю творческую жизнь посвятила работе в художественной мастерской Гжельского завода. Работы отличались пластической выразительностью, детализированностью. Сформированный авторский стиль выделял мастера, даже самые простые сюжеты быта приобретали яркую индивидуальность в ее руках.

Нина Малышева проделала трудовой путь на Дулевском заводе. Работала в малой пластике, создала множество уникальных работ. Отдельное внимание уделяла деталям персонажей (выражение лица, элементы одежды и прически). Ей принадлежит множество знаменитых художественных композиций в фарфоре.

Всех мастеров советских времен перечислить невозможно. Каждый отличался яркостью, индивидуальностью. Даже спустя десятки лет их работы только набирают популярность среди ценителей произведений советской эпохи.

Статуэтка

Как отличить подделку

В строгом смысле слова большая часть советского фарфора не является антиквариатом. Таковым считаются изделия возрастом от 100 лет и выше. Что не мешает коллекционерам собирать подборки статуэток времен СССР. Если на изделии стоит монограмма, значит, автор собственноручно расписывал его. Это сразу повышает стоимость фарфора. Работы кисти известных художников стоят в десятки раз дороже серийных выпусков. Цена таких экземпляров рассчитывается персонально.

При покупке проверяют на сколы, трещины, потертости. Нежелательны следы реставрации (склейка, подкрашивание) – это может существенно снизить коллекционную ценность. Технология выпуска того времени была неидеальной, случались погрешности в росписи, технологические дефекты глазури. А также фарфоровые статуэтки советского периода нередко подделывают, как и любой другой антиквариат.

Новичку отличить копию от подлинника будет непросто. Хорошая подделка копирует большинство деталей. Для того, чтобы выявить настоящий раритет, проверяют такие тонкости, как толщина черепка, форма дна и наличие глазури на нем.

Профессиональные оценщики сверяют с данными антикварных каталогов роспись статуэтки, габариты.

Фотографии подлинника из каталога будет недостаточно. Важно уметь правильно считывать отметки завода (указание сортности фарфора, цены, года выпуска). Опытный мастер может понять принадлежность изделия к той или иной фабрике даже по таким косвенным признакам, как оттенки краски, белоснежность фарфора, стиль росписи.

Как узнать стоимость

Итоговая цена определяется спросом, здесь нет четких критериев. Первым делом проверяют клеймо на дне изделия. У каждого фарфорового завода оно свое, к тому же, вид фирменного знака разных периодов может значительно отличаться по цвету и размеру. К примеру, клеймо ЛФЗ видоизменялось не менее 70 раз. Штамп помогает понять возраст фигурки и примерно оценить объем тиража. Но его отсутствие еще не гарантирует подделку изделия. Иногда клеймо изнашивается за годы эксплуатации.

Чтобы оценить фарфоровую статуэтку в «Ретро Мир», достаточно выслать фотографию для первичного осмотра. Агент бесплатно приедет на очную встречу и выкупит его за наличные. Здесь также покупают предметы старины, антикварную мебель, как отдельными предметами, так и целыми интерьерными группами.

Читайте также:

Антикварные статуэтки - фарфоровая нить времени

Какие статуэтки времен СССР самые ценные?

Фарфоровая статуэтка Клоун

Фарфоровые антикварные статуэтки из Германии: история их появления

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *