Фарфоровая статуэтка Клоун

Статуэтка Клоун

Поселок Вербилки — один из многих поселков городского типа в России. Он бы и оставался таким, если бы в 1766 году гость из туманного альбиона волею судеб осевший в Российской Империи не открыл там фабрику по производству фарфора. Гостем этим был шотландский купец Фрэнсис Гарднер. Причины создания этой фабрики лежали на поверхности. Шотландец не хотел переплачивать за импортный (к примеру мейсенский) фарвор. Поэтому, найдя нужную глину для фарфора он дал обещание о том, что буквально «завалит» Российскую Империю посудой из фарфора собственного производства. Поиски нужного сырья длились довольно долго, Гарднеру пришлось объездить всю страну от Сибири до Соловков, но, в конце концов, мытарства закончились и достойная глина была найдена.

Открыть такую фабрику в одиночку, разумеется, было невозможно. Гарднер, заручившись поддержкой своего старшего сына и профессора из Женевы Гаттенберга, которого пришлось даже вызвать на место действий, принялся организовывать работу Фабрики.  В период с 1777 по 1783 годы Гарднеровская фабрика изготовила для Екатерины II четыре сервиза, которые получили названия в честь Владимира, Александра, Андрея и Георгия.

Екатерина оценила продукцию фабрики и наградила Гарднера высочайшей аудиенцией. После приема у царицы Гарднеру было даровано право украшать свои изделия московским гербом, а Юсупов, как бывший управляющий Императорского фарфорового завода стал его покровителем.

Фарфоровая фабрика Вербилки

Понимая, что фабрика должна расширяться и работать не только для императорского двора, примерно в то же время Гарднер начинает масштабирование производства.

Изначально фарфор, производимый в Вербилках, был исключительно европейским, так как Гарднер смог пригласить для работы одного из самых авангардных мастеров того времени — Иоганна Миллера. Он занялся развитием массового производства и наряду с эксклюзивными изделиями, которые предназначались для дворца императора и аристократов выпускалась и обычная фарфоровая посуда которая была доступна для всех, кому она по карману.

Эта посуда быстро приобрела популярность поскольку была ощутимо дешевле чем дорогущий саксонский, к примеру, фарфор. Популярность была столь высока что производства требовало расширения. Так, если в 1771 году в Вербилках трудилось 70 работников, то спустя каких-то 10 лет их стало уже 140. Иностранцами из этих 140 человек было лишь двое — художник и управляющий.

Шотландское наследие

Спустя какое-то время Франц Гарднер умер и его фабрика, которая входила в число лучших частных фарфоровых заводов в государстве Российском перешла в руки его старшего сына. Сын пережил отца, но на очень короткий срок. В конечном итоге, фабрика досталась его жене, а затем к двоим ее сыновьям, которые смогли заново наладить производство. Случилось это на заре XIX века.

Под руководством новых владельцев, в 1833 году, фабрика осваивает новые для себя горизонты — фаянсовое производство. Причем это был не просто фаянс, а фаянс из опака, конвенционально считавшийся высшим сортом. Другие частные заводы в России брали изделия Вербильской фабрики за эталон. Но головокружительный успех, как это часто бывает, сменился упадком. Деградация художественного уровня изделий завода становится очевидным на момент второй половины XIX века.

Роспись становится все более шаблонной, репродукции салонной живописи которые наносятся с помощью декалькомании тоже не выдерживают критики. Одним словом, побег за сверхприбылью приводят к падению уровня как декоративной, так и пластической культуры. Еще одной «ложкой дегтя» стала Крымская война и, обострившиеся после нее, отношения с Британией. Дело в том, что с этого момента на имущество поданных британской королевы накладывались аресты и наследники Гарднера оказалось не достаточно гибкими, чтобы привыкнуть к специфическим особенностям отечественного бизнеса.

Следствием этих событий стало то, что наследница Гарднера (Елизавета Гарднер) охотно продала к тому времени убыточную фабрику Матвею Кузнецову, который интегрировал ее в свое товарищество. Вместе с фабрикой в руки Кузнецова перешла и торговая марка история которой насчитывала более полувека и несла с собой традиции и специалистов высочайшего класса. Кузнецов был хорошим коммерсантом и, дабы не терять постоянных клиентов, продолжал ставить Гарднеровское клеймо на каждое изделие фабрики вплоть до 1917 года. Тогда еще было никто не знал, что в дальнейшем не будет ни имперского двора, ни аристократии, а одним из самых «афишных» изделий станет фарфоровая статуэтка «клоун» которая прославит Вербилки на весь новоиспеченный СССР.

Третье дыхание

Отгремевшая революция внесла коррективы в дальнейшую судьбу фабрики в Вербилках. Национализация дала ей новое название — теперь фабрика именовалась Дмитровским фарфоровым заводом. Этот новый советский период жизни фабрики был полон трудностей и невзгод. В условиях гражданской войны и наступившей после нее разрухи фабрика занималась выпуском вазочек, туалетных приборов и блюд с декольками на тему «Деревенька под снегом», «Еловая Роща», «Речка с березками». Обмельчание трудно было не заметить. Советской же власти нужна была бодрость во всём, в том числе в фарфоре и фаянсе. Потому фабрика стала работать над производством агитационного фарфора.

Ярким примером таких изделий служат кружки с изображением портрета старосты всея советского союза Калинина. В 30-е годы XX столетия в Вербилках начинает работать скульптор Орлов. Он то и станет автором очень популярных в последствии фарфоровых статуэток конька-горбунка, золотой рыбки и клоуна.

Фарфоровая статуэтка Клоун

Статуэтка, прообразом для которой стал клоун, вывела фарфор в СССР на новый уровень. Образ клоуна давно интересовал многих творцов своей загадочностью. Каждый из них пытался угадать что кроется за маской шута. Эти мытарства нашли отклик и у массового потребителя, а уж у работников и служащих театра или цирка подобные статуэтки стали неотъемлемой частью интерьера.

Один из трех

Советский союз просуществовал долго, но тоже распался. Фабрика же осталась, но была выкуплена и в очередной раз поменяло имя на ЗАО «Фарфор Вербилок». Она вновь окрепла и даже обзавелась «дочками». Гарднеровские и Кузнецовские традиции продолжают жить, как и статуэтка клоун и многие другие, которые олицетворяли собой фарфор в СССР.

Так уж вышло, что на всю нашу огромную родину таких заводов осталось ровно три, а изделия которые были произведены в прежние времена гордо носят звания «винтаж» или «антиквариат». Сегодня фарфор может считаться пережитком и не так часто встречаться в современных квартирах.

Для молодых людей это по большей части вообще непонятный артефакт. Услышав, что есть такая фарфоровая статуэтка клоун, которая со времен СССР считается чем-то важным и несущим в себе некую атмосферу, сегодняшний школьник только пожмет плечами. Но есть и те кто более чутко относится к традициям и сохраняет целые квартирные обстановки, покупая их. Скупка антиквариата «Ретро Мир» как раз такая организация. Деньги клиентам выплачиваются сразу а изделия, которые приносят клиенту получают шанс пережить не только войны и революции, но и забвение.

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *