Статуэтки ЛФЗ

Статуэтки ЛФЗ

Попытки наладить фарфоровое производство в Российской Империи предпринимались ещё во времена Петра 1. По личному задания императора человек по имени Юрий Кологривый отправился в Мейсен, чтобы разузнать о тайнах местного фарфора. Но он был обречен на провал. В 1724 году было принято решение попробовать додуматься до этой тайны самостоятельно и купец Гребенщиков основал фабрику по производству фаянса, где опытным путем пытались изготавливать фарфор. Особых успехов в этом деле Гребенщиков тоже, увы, не достиг.

Пройдет ещё пара десятилетий безуспешных попыток, прежде чем в 1744 году будет открыт Императорский фарфоровый завод. При чем открыт он будет по личному приказу дочери почившего Петра — Елизаветы. Можно сказать, что мечты о производстве собственного фарфора были семейной идеей-фикс.

У завода было много имен. Изначально он звался Пурцелиновой Мануфактурой, затем с 1765 года — просто Императорским, а в год революции тал называться Государственный фарфоровым заводом (ГФЗ). Большинству же этот завод известен по другому названию, которым он был одарен в 1925 году (в этом году исполнилось 200 лет Российской Академии Наук). Предприятие стало называться Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова. Коротко — ЛФЗ. Статуэтки с клеймом ЛФЗ в СССР на долгие годы вперед станут верными спутниками советских граждан в их довольно неброском и непростом быту.

Своя рубаха ближе к телу

Как только фарфор был изобретен, он почти сразу стал очень популярен по всему земному шару. Во времена Елизаветы Петровны Европа и Россия буквально сходила с ума по изделиям из фарфора. Российская Империя не могла оставаться в стороне от трендов и усилиями Николая Корфа ( камергера лично императрицы) был заключен договор с Христофором Гунгером.

Договор гласил о том, что Гунгер поручается организовать в северной столице предприятие, которое будет специализироваться на произведении фарфора. Надзор за работой Порцелиновой мануфактуры лег на плечи Ивана Черкасова — российского барона. При полной материальной свободе и протекции императрицы Гунгер было начал организовывать производство, но в силу своей некомпетентности не смог совладать со столь масштабным производством.

4 долгих года заморский мастер пытался сделать хоть что-то стоящее, но за исключением нескольких чашек весьма сомнительного качества ничего не вышло. Тогда Черкасову было поручено отыскать в Европе нового мастера, не такого как Гунгер. Альтернативой же этому было доверить производству русскому химику и товарищу Ломоносова — Виноградову. Было решено остановиться на втором варианте и, как показало время, решение было правильным на все 100. За весьма короткий период времени Виноградову удалось то, что Гунгеру даже и не снилось.

Последующие годы завод стабильно развивался и процветал. В 1779 году по приглашению императорского двора в Российскую Империю прибыл Жан-Доминик (или Яков Иванович) Рашет. Он стал неотъемлемой частью завода, в качестве его модельмейстера. Переоценить вклад Рашета почти невозможно, ведь именно при нем была создана всемирно известная серия из фигур носившая название «Народы Российского государства». Обладая большой художественной и историко-этнографической ценностью, много лет спустя эта серия ляжет в основу одной из главных традиций Императорского завода. Будет выпущено еще несколько серий посвященных разным народам нашей большой страны. Кроме этого, Рашет рисовал эскизы к Арабескову сервизу и бюсту королевы Екатерины, 27 сантиметров в величину. В последствии этот опыт будет перенят и фарфоровые статуэтки советского периода навсегда сохранят в себе частичку старой имперской России.

Статуэтки ЛФЗ

Еще один человек, который сыграл значительную роль в судьбе завода был Валериан Галямин. Руководитель топографического училища стал директором в 1832 году. Есть версия что Галямин получил эту должность после того как собственноручно вручил императрице пару своих акварельных альбомов. Сила таланта покорила царицу и с тех при дворе его называли «Отличным рисовальщиком».

Вкус Галямина и его утонченность отразились и на продукции фарфорового завода. Галямин постоянно привносил что-то новое, приглашал к работе известных мастеров таких как Воронихин и Пименов, по его инициативе на заводе были построены богадельня, аптека, лазарет и мастерская для гончаров. Когда заводу исполнилось 100 лет был организован музей где в качестве демонстрации качества выставлялись лучшие образцы. Галямин руководил заводом целых 16 лет и лучше директора у завода, кажется, не было и не будет.

Война и эвакуация

Российская Империя канула в лету, прошла гражданская война, а за ней наступила и Вторая Мировая. Императорский завод за это время дважды пережил полную эвакуацию — в 17 в 41 годах. Но коллекции, как и заводу, суждено было пережить все это. Музей же, организованный ещё при Александре III и вовсе станет частью эрмитажа и статуэтки из фарфора царского периода истории России будут, вместе с ЛФЗ, радовать жителей советского периода. В советскую бытность на заводе будут трудиться известные супрематисты: Малевич, Суетин, Чашник. Будут привлекаться и анималисты (И.И. Ризник), работы которых будут пользоваться исключительной популярностью. Одна только статуэтка дог с клеймом ЛФЗ СССР уже преображала квартирную обстановку любого городского обывателя.

Ленинградский Фарфоровый завод станет одним из символов мечт о строительстве коммунизма. Разумеется, без чисто пропагандистской продукции не обошлось. На заводе выпускалось огромное количество барельефов, бюстов вождей и высшего партийного руководства, знаменитых спортсменов, писателей, поэтов. Создавались ансамбли статуэток которые превозносили то или иное знаковое для советского человека событие — одним словом, вся жизнь отражалась в фарфоре. При этом на всем протяжении существования завода не разрывалась связь с временем.

Традиция выставлять лучшие образцы не только не утратилась, но стала ежегодной и привлекала внимание миллионов людей по всему советскому союзу. Популярность ему придавали и люди, работавшие там. Помимо перечисленных выше художников на заводе работали мастера художественного стеклоделия (Н.Н. Качалов), лауреаты сталинских премий, члены-корреспонденты АН СССР, что придавало статусности предприятию. Статуэтки ЛФЗ советского периода выставлялись и на международных фестивалях, украшали собой дома известных политических деятелей, как вода что всегда найдет путь, статуэтки проникали, кажется, в самые отдаленные уголки страны.

Все приходит на круги своя

 

Статуэтки ЛФЗ

Сегодня завода ЛФЗ больше не существует. Вернее ему вернули старое название. Да, в России снова есть Императорский фарфоровый завод. Здесь хранится фарфор разных периодов истории. В СССР статуэтки ЛФЗ играли гораздо большую роль, чем играют сейчас. Время неумолимо и не знает жалости. Здание ЛФЗ стоит на том же месте, люди посещают фарфоровый завод и даже покупают статуэтки, но для большинства это как дань памяти об СССР, а для иных просто туристическая покупка, которая не несет какой-то особой ценности. Будто купить магнитик на холодильник. Да, дорогой магнитик, но всё же магнитик. Так и стоят некогда формировавшие быт изделия на книжных полках и в шкафах и собирают пыль.

Ситуацию пытаются поправить скупщики антиквариата. Так, скупка антиквариата «Ретро Мир» выкупают не только отдельные изделия но и квартирные обстановки целиком, чтобы сохранять когда-то собранные коллекции и давать им шанс попасть в любящие и знающие руки. Клиенты получать деньги сразу и на руки, а статуэтки получают то, что за деньги не купишь — внимание и уважение.

Читайте также:

Находки из серванта: фарфоровые фигурки как образцы искусства времен СССР

Какие статуэтки времен СССР самые ценные?

За что коллекционеры ценят фарфоровые статуэтки советского периода

Фарфоровые сервизы СССР – в чем их ценность?

Танец в советском фарфоре

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *