Танец в советском фарфоре: за что коллекционеры ценят статуэтки балерин времен СССР
Первые фарфоровые статуэтки времен СССР появились в 20-х годах. Их можно очень выгодно продать, потому что до современности дошло ограниченное количество экземпляров. В 50-60 гг. качество декоративной керамики существенно улучшилось, появились новые сюжетные линии и техники росписи.
Искусство балетного танца на протяжении веков волновало души зрителей особой энергетикой и изяществом. Балетная тема с изображением знаменитых танцоров стала важной составляющей творчества скульпторов, работавших с фарфором. Даже через десятилетия работы мастеров становятся лишь популярнее среди ценителей статуэток советских времен.
Лучшие статуэтки балерин времен СССР
Грациозные скульптуры вызывали зависть и восхищение, ведь в советские годы многие болели балетом. Мастера украшали фарфор тонкой росписью, золочением, окрашивали глянцевым люстром. Такие изделия, как статуэтка балерины СССР, отличаются фотографической точностью. Очарование хрупкости фигурок притягивает взгляды, а известные работы фарфоровых фабрик никогда не останутся без внимания коллекционеров.
ЛФЗ
Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) – один из ведущих производителей фарфора советских времен. Статуэтки балерин ЛФЗ СССР ярко символизируют нежность и утонченность, женское начало и хрупкость. Поражает проработка мелких деталей и портретное сходство в фигурках, посвященных балетным примам.
1. «Юная Т.Л. Пилецкая» в двух вариантах росписи (распространенное розовое платье с золотым узором и редкое зеленое платье) художника А.Ф. Пахомова. Работа конца 50-х годов, посвящена периоду учебы балерины в Вагановском училище.
2. «Балерина Карсавина» в образе Зобеиды из балета «Шехеризада». Впервые изготовлена в 1923 г, серийно выпускалась в 50-60-х годах 20 века, авторство Д.И. Иванова. На сегодня довольно редкий экземпляр. Тончайшая роспись украшена филигранным золочением. Сложность работы подчеркнута небольшой опорой под стопами фигурки.
3. «Умирающий Лебедь» в исполнении Г.С. Улановой, работа Е.А. Янсон-Манизер 1950-1960 гг. Невероятно реалистичная фигура балерины в пластичном, выразительном образе.
Над шедеврами этого завода трудились высококлассные художники и скульпторы. С точностью запечатлены пластичные движения, наряды украшала изысканная роспись. Изготовленные на других фабриках, фарфоровые статуэтки балерин СССР часто уступали ЛФЗ в изяществе исполнения.
ЛФЗИ
На Ленинградском заводе фарфоровых изделий (ЛЗФИ, ЛОЗ, ГИКИ) в 50-х годах прошлого века скульптор В.И. Сычев создал балетный цикл, отличающийся живостью и грацией. Каждая из статуэток балерин фарфора СССР этого завода достойна внимания, но ряд серий считается особенно редкими.
1. «Испанский танец», посвященный танцорам Стуколкиной и Столбову, 1956-1965 гг. Роскошная композиция с тончайшей золотой росписью по люстру. В балетную серию входит парная статуэтка, а также скульптура Стуколкиной с веером в руках.
2. «Балерины перед выступлением», скульптура разработана в 50-60-х годах 20 века. Редкая большая фигура (25 см), выразительно изображающая подготовку к выходу
на сцену. Выпускалась в позолоте и росписи перламутровыми красками, а также в неокрашенном варианте.
3. «Лебединое озеро» в исполнении примы Г.С. Улановой, работа середины 50-х годов. Невероятно красивая в исполнении, но из-за формы руки (отставленная кисть и вытянутый мизинец) редко попадается без сколов.
Застывшие танцоры с грациозными изгибами стана идеально передают динамику движения. Сочетание плавности и мягкости подчеркнуто четкими линиями. Статуэтки балерин фарфора СССР ЛЗФИ середины прошлого века – большая редкость, и подделывают их довольно часто.
ДФЗ
Дулевский фарфоровый завод (ДФЗ) успешно выдержал испытания в ходе истории. Основанный еще в Российской Империи, но его продукция смогла сохранить славу во времена СССР и после его распада. Неповторимый стиль дулевского фарфора прослеживается и в изделиях, посвященных балетному танцу.
«Балерина надевает пуанты» – работа авторства ведущего скульптора завода Н.А. Малышевой. Производилась в 60-х годах в технике подглазурной и надглазурной росписи в сочетании с золочением. Почти воздушная, очень нежная фигурка юной танцовщицы, готовящейся к выступлению. Сама автор называла работу «зарисовкой с натуры». В статуэтке четко прослеживается почерк художницы (четкая прорисовка мельчайших деталей, выразительность лица).
Эскиз балерины «После выступления» Е.И. Гатиловой создан в 1978 г и заметно отличается от предшествующих. Культ здорового тела и женских типажей без рафинированной утонченности прослеживается и в этой работе. Отличается фигурка сильными руками и ногами, женственным, но в то же время крепким силуэтом. Уверенная поза и задумчивый взгляд передают душевное состояние артистки, мысленно устремленной к сцене, где только что закончилось выступление. Эта работа – своеобразная дань балетному искусству, поклонницей которого была автор статуэтки. Выпускалась в двух вариантах – с росписью в люстре и без окрашивания.
«Барановка»
Изделия Барановского фарфорового завода («Барановка») отражали культуру советской эпохи. Это одна из старейших украинских мануфактур, закрытая в 2013 г. Творчество художников отличалось теплотой и оптимизмом, национальным колоритом. Сюжеты несут не только не только эстетическую, но и историческую ценность. Мастера Барановки считались основоположниками советского керамического искусства.
Большое количество фигурок было посвящено представителям различных профессий. Есть и статуэтка юной балерины («Ученица») авторства О. П. Рапай. Это редкий и ценный экземпляр, высота изделия 30 см. В 60-х годах выпускалась сначала на Киевском заводе, но для массового выпуска была передана в Барановку. Скульптура выполнена в технике надглазурной художественной росписи. Белизна фарфора подчеркивает утонченность и грацию девушки.
Как оценивают статуэтки
Тематика советских статуэток балерин практически неисчерпаема. Она востребована ценителями, перечень работ намного шире и не ограничен перечисленными статуэтками. Фарфоровые композиции в отличном состоянии – удачная антикварная находка. Из-за особенностей исполнения фигуры редко встречаются без повреждений. Распространены дефекты в уязвимых участках (шея, руки, пуанты). Помимо сколов и трещин, встречаются изъяны росписи, потертость позолоты, нечеткая прорисовка черт лица.
Высокий спрос сформировал рынок подделок, как почти неотличимых от оригинала, так и довольно грубых «новоделов». Без оценки установить подлинность изделия невозможно. Даже наличие клейма не гарантирует достоверность. Антиквар проверяет предмет на следы реставрации, сравнивает детали. У каждого завода были свои
секреты производства, известные профессионалам. Это техника росписи лиц, изгибы пальцев, поворот и наклон головы, а также размеры, которые сложно воспроизвести в копиях.
Ценность винтажных предметов интерьера определяется степенью сохранности, ограниченностью тиража, художественной составляющей. Некоторые экземпляры выпускались в ограниченном количестве, до современных дней дошли буквально единицы. Стоимость таких изделий может доходить до сотни тысяч рублей.
Как продать фарфор времен СССР
Фарфоровые скульптурные композиции балерин из коллекций советского фарфора – настоящие произведения искусства. Тонкие, изящные и как настоящие балерины хрупкие статуэтки, выполненные в нежных пастельных тонах. Многие фигурки знакомы с детства – они стояли в сервантах родителей, бабушек. Это символ целой эпохи, пользующийся большой популярностью среди ценителей антиквариата.
«Ретро Мир» предлагает выгодные условия скупки предметов старины. Чтобы оценить, сколько стоит статуэтка балерина СССР, предварительно высылается фото антиквариата. Затем специалист выезжает на встречу к владельцу. Он уточнит коллекционную ценность изделия и сразу выплатит вознаграждение наличными.
Компания выкупает не только фарфоровые статуэтки, но и другие предметы декора, посуду. Мебель выкупается целыми квартирными обстановками, что будет удобным для тех, кто хочет с выгодой распорядиться доставшимся в наследство интерьером.