Гипсовое эхо

Первая ассоциация, которая возникает, когда современный человек слышит слово гипс, это, безусловно, переломы или иные травмы, которые лечатся при помощи этого, казалось бы, бесхитростного материала. Но у гипса есть и совсем иная, не имеющая никакого отношения к  травмам, слава.

Гипсовые статуэтки в СССР играли особую роль в формировании быта советского человека. Они несли с собой идеологическую ценность, так как прославляли ту или иную профессию, то или иное великое событие, или же просто являлись объектом интерьера.

Гипсовые статуэтки

«Гипсовые» бизнесмены

Исторически, корни этого ремесла уходят еще в Российскую Империю, где производством гипсовых статуэток занимались так называемые «кустари» (отсюда — кустарное производство). Тогда производство гипса ещё не велось в промышленных масштабах и статуэтки создавались местными мастерами, у которых был доступ к добыче гипса, а дело это было довольно дешевым и простым. Одним из тех мест, где залежей гипса было предостаточно, являлся (и является) город Кунгур. Это обуславливает то, что уже в начале 20-ого века там было открыто много «кустарных» мастерских, которые представляли своеобразный прототип семейного бизнеса. Над изготовлением гипсовых статуэток трудились не только сами мастера, но и их семьи.

Мастерские представляли из себя крошечные каморки, которые освещались с помощью керосиновых ламп. Сырье же (то есть камень) заготавливалось собственноручно и обжигалось в самой обычной русской печи. После этого, уже обожженный камень, перемалывали издавна известным способом — с помощью гири весом два пуда (32 килограмма) и железной плиты. Главным потребителем гипсовых статуэток и прочих гипсовых изделий являлся городской обыватель. Львиную долю изделий, созданных мастерскими, приобретали купцы для последующей реализации в Сибири.

«Красный»  гипс

После октября 1917-го года и окончания гражданской войны кустарные производства постепенно обретают новую форму. Они находят своё новое воплощение в артелях. С этого момента гипс и гипсовые статуэтки в частности обретают новую жизнь и начинают распространяться по всей России.  Выход из гражданской войны ознаменовал и новую жизнь  в переродившейся стране и, в частности, в Кунгуре. Один из работников мастерских (Н.М. Давыдов в своих воспоминаниях говорит о том, что после того как правительство приняло решение разрешить организовывать подсобные мастерские, он и еще 3 члена его семьи организовали цех, который производил гипсовые изделия. Это были бюсты писателей и вождей, а так же барельефы (например, «Крепи оборону СССР» и иные изделия, на которые был спрос.

Уже спустя год в мастерской насчитывалось 20 работников, вместо прежних 4-х, а к 1929 году была организована Артель инвалидов под названием «Объединение». В состав артели входило столярное, мебельное, сапожное, швейное, и прочие производства, в числе которых был и научно-художественный цех. Именно он выпускал статуэтки.

Гипс в СССР проникал буквально в каждый дом, придавая своим присутствием уют и неся память о том или ином событии.  Лаконичность и прямолинейность гипсовых статуэток быстро нашли отклик в сердцах советских граждан.  Мастера-литейщики создавали много статуэток посвященных военной тематике, но не забывали и о анималистическом жанре. Вспомните квартиры своих бабушек и дедушек, возможно вы видели у них фигурки собак, зайцев с морковью, кошек, различных домашних птиц.

Дальнейшее развитие гипсовой массовой промышленности шло по пути разнообразия. Так, в 30-е годы XX века были популярны фигуры чернооких девушек, лица которых были кукольными. Они исполнялись в манерных позах или обнимающими братьев наших меньших. Этот сентиментальный и несколько наивный налёт унаследовали даже те изделия, которые брали за основу работы скульпторов-профессионалов.

Так, «Детская головка» скульптора Попова, который был, в числе прочего, работником Кунгурской камнерезной артели, отсылает к рождественским открыток начала века. Мечтательность образу героинь статуэток придавалась пастельными тонами при раскраске. Наряду со статуэтками из гипса отливали и другую утварь. Например, пепельницы, которые украшали фигурами богатырей из былин, гномами или красноармейцами. Для детей же отливали головки для кукол, к которым крепилось тканевое туловище, через специальные отверстия.

Военное эхо

Война застала врасплох всех. Не исключением стали и артели и, как бы это странно ни звучало, сам гипс. Статуэтки в СССР, однако, продолжали производиться и центром производства оставался Кунгур. Так, на момент февраля 1941 года артель «Объединение» получило новое имя — Кунгурская артель инвалидов имени 18-й партийной конференции.

Артель разместилась в здании на октябрьской улице, которое прежде принадлежало зажиточному крестьянину Гашеву.  Непосредственно во время войны мастера артели показывали довольно пристойную выработку — 300 000 изделий из гипса в год. Львиную долю ассортимента представляли анималистические фигурки — барашки, кошки, собаки, утки, петухи.

Но война есть война и она не могла не отразиться на тематике гипсолитейного искусства. Появились новые темы и новые образы, такие как колхозница, пограничник и черкес. Кроме того, мастера начинают осваивать барельефы и бюсты, которые увековечивали известных коммунистов, поэтов и писателей. Первыми, разумеется, появились бюсты Сталина и Ворошилова. Бюсты отличались своей монохромной раскраской в серо-коричневой гамме. В коллекции кунгурского музея до сих пор находятся бюсты Пушкина, Островского, Кирова и Сталина.

Настоящий кризис для гипсового производства наступил в 1944 году когда обжиговую печь, из-за случившейся аварии затопило и собственный камень для производства стало невозможно использовать, потому пришлось пользоваться привозным.

Гипсовая статуэтка

Выход на рынок

В конце 40-х годов в Кунгуре был открыт первый специализированный киоск, в котором продавались гипсовые статуэтки. Открыт он был на перроне одноименной железнодорожной станции. Таким образом, каждый кто проезжал Кунгур на поезде мог выйти на станции и купить себе памятный сувенир из гипса. Помимо этого, стали поступать крупные заказы из Свердловская (Екатеринбурга), Челябинска, Нижнего Тагила и других городов. Городской быт страны нуждался в непосредственности и жизнерадостности. Кунгурский гипс дал возможность это ощутить с лихвой. Теперь Кунгурский камень, точнее гипсовые статуэтки кунгурского производства можно было увидеть по всему СССР: в Москве, Ленинграде и других городах.

Однако, не все так радужно. Новое десятилетие поставило новые вопросы перед мастерами. Необходимо было обновлять ассортимент. Примитивная раскраска и шаблонное кукольно-мертвое выражение лица больше не устраивало потребителя. К тому же, ценообразование тоже было непонятным для рядового обывателя, ведь действовало правило чем больше, тем дороже. Это тенденция получила название «гигантизм». Доходило до того что «накомодные» скульптуры волка или собак, достигали чуть ли не натуральной величины. Даже в нынешнее время у тех, у кого еще сохранились те старинные фигура из гипса можно увидеть гигантских дедов морозов, или красных шапочек.

Для решения этой проблемы гипсолитного искусства было решено попросить помощи у традиционных художественных промыслов — фарфора, росписи по дереву и фаянса. Мастеров гипсолитного дела знакомили в коллекция фарфора в художественной галерее имени Молотова. Мастера усвоили изученный материал и начали заимствовать из каждого понемногу. Силуэты фигур стали усложняться, начались попытки передать движение статуэткам.

Ещё одним новшеством стала куда более тщательная проработка каждой детали изделия. Итогом этого стало сокращения ассортимента в пользу качества. Комиссии стали относится с более пристальным вниманием к каждому изделию что в потенциале должно было дойти до конечного потребителя. Целью этого всего было показать нового человека, строящего коммунизм. Этот новый человек должен был быть если не безупречен, то близок к этому. Статуэтки, производимые в СССР будь они из гипса, фарфора, дерева, фаянса — должны были идти в ногу с этой «линией партии».

Наследие Кунгура

В результате всех нововведений к производству были допущены только самые качественные картины самых умелых мастеров. Гипсовые статуэтки в СССР, будь то в Волгограде (бывш. Сталинград), в Тамбове, или в Воронеже были одинаково хорошего качества. В нынешнее время цена подобных изделий может достигать вполне себе внушаемых сумм. Коллекционеры готовы отдать немалые деньги за возможность собрать полную коллекцию тех или иных гипсовых скульптур.

Особой ценностью обладают скульптуры определенных мастеров (Труфанов, Лисунов, Шатирова и т.д.). Чтобы разобраться в этом нужные специальные знания, которых попросту нет у рядового обывателя. На этот случай существует  организация по скупке антиквариата «Ретро Мир», специалисты которой оценят и сразу же могут выкупить у вас не только отдельные изделия гипсолитного искусства, но и целые квартирные обстановки, если у вас такие есть.

Гипсовая статуэтка

Читайте также:

Фарфоровые антикварные статуэтки из Германии: история их появления

Антикварные статуэтки - фарфоровая нить времени

Дулевский фарфоровый завод

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *