Императорский фарфоровый завод

Фарфор

Императорский фарфоровый завод – мануфактура, объединившая в себе инновации и традиции. Смогла представить миру уникальную посуду и предметы интерьера из разных фарфоровых материалов, а также завоевала признание во многих уголках Земли. Однако история этой фабрики полна как яркими, так и не очень приятными событиями…

Создание Императорского завода

Императорский завод был основан во времена правления Елизаветы. Однако создавать продукцию, не уступающую по качеству китайскому или европейскому фарфору, было сложно. Ведь секреты производства хранились в строгой тайне. И тогда правительница пригласила, как было положено в то время, эксперта из Европа.

В то же время в Германии проходили обучение Д. Виноградов и М. Ломоносов. Организацией завода занимался немец – Гунгер, а Виноградов стал его помощником.

Факт! В Европе изделия называли порцелином, но в России отдали предпочтение более интересному персидскому слову - "фарфору".

В 1744 году впервые стартовали активные разработки рецепта русского фарфора, в это же время была создана мануфактура, ставшая началом Императорского завода. Однако немец не показал нужного результата, и в скором времени его выслали на родину. Тогда как молодой Виноградов превзошел любые ожидания императрицы…

Четыре года на создание рецепта!

Молодому специалисту удалось за 4 года работы с глиной воссоздать оригинальные образцы фарфора. Однако он все еще не был совершенным. Во времена активной работы Виноградова мануфактуру возглавлял барон Черкасов.

В 1750-ые годы на мануфактуре появляется большой горн для обработки изделий. Он позволил создавать более крупные предметы. К этому времени мастер разработал рецепт материала, в котором было более 40 компонентов.

Судьба Виноградова

Несмотря на успехи Виноградова, за ним постоянно следили. Скорее всего, руководство завода боялось разглашения рецепта. А потому к концу жизни мастера буквально перестали выпускать из здания мануфактуры. Это привело к развитию болезней, и Виноградов скончался в возрасте 38 лет.

Другие художники-скульпторы завода

В последующие годы на заводе трудились как иностранцы, так и выпускники и мастера России:

· Будэ и Босэ – французские фарфористы, приглашенные и обучившие нескольких художников завода, а потом уехавшие во Францию;

· Красовский Ф. И. – мастер, создававший фарфор с неповторимыми рисунками цветов и плодов;

· Тимус А. К. – мастер из Эстляндской губернии.

Конечно, это далеко не полный список имен художников, работавших на заводе в период до 20 столетия.

Расцвет Императорского завода

В период с 1825 по 1855 год завод изготовил огромное количество сервизов для русской знати. Они были выполнены в самых разных стилистических направлениях, в том числе в оригинальном «русском стиле».

В 1844 году на территории завода открыли музей, в котором разместили множество изделий из Зимнего дворца. Когда на престол взошел Александр II, производство сократилось. Однако завод все еще работал.

После 1880 года, когда править стал Александр III, завод усовершенствовали и реорганизовали. В эти годы он получает название Императорского. 

Фарфор

Завод в эпоху Николая II и октябрьская революция

К началу 20 столетия на завод привезли новое оборудование. Мануфактура уже могла похвастаться колоссальным опытом и наличием мастеров, владевших уникальными методами изготовления и окрашивания фарфора. Русская продукция выставлялась и продавалась в музеях Европы, была известна в культурной среде.

Факт! К 1905 году на завод привлекаются художники "Мира искусства", которые отодвинули классицизм на второй план и открыли дорогу неоклассике.

В 1918 году завод национализировали. И он стал Ленинградским фарфоровым заводом. С этого момента кардинально меняется стиль изготавливаемого фарфора. По указанию Народного комиссариата, он должен был показывать «агитационный фарфор».

Таким образом, изделия стали отражать настроения пролетариата. И стали доступны не только дворянам, но и всему народу. А руководить

заводом стал С. Чехонин. В течение нескольких десятилетий здесь работали разные художники, в том числе В.Кандинский и К.Малевич. 

Параллельно на заводе изготавливали технический и химический фарфор. В результате в 1925 году завод получил имя М. В. Ломоносова. Также лаборатория смогла впервые в истории России создать оптическое волокно.

Довоенные и военные годы

В 1930-ые на территории завода открывается художественная лаборатория. Ею руководит К. Малевич и Н. Суетин. Они разрабатывают новый мотив советского фарфора «социалистический быт». Благодаря работе таких талантливых художников популярность и репутация завода не ослабевают, а лишь преумножаются.

После войны завод вернулся к более сдержанным классическим традициям только к 60-ым годам. Снова стал популярен белый фарфор, лаконичные формы. Помпезность и агитации ушли в прошлое. Главными художниками и скульпторами в это время становятся А. Лепорская, Э. Криммер и В. Семенов.

Постепенно происходит реорганизация, внедряются новые технологии, позволяющие расширить существующий ассортимент. Впервые применяется метод промышленного изготовления костяного тонкостенного фарфора. Он очень легкий, красивый и белый.

Вплоть до 90-ых годов завод активно функционирует, выступает на выставках, продолжает выпускать красивую и востребованную продукцию. В 1980 году завод получил международную премию «Золотой Меркурий».

Фарфор

Современная история завода

Лихие 90-ые ИФЗ с гордостью пережил, сохранив и преумножив накопленные знания и традиции. Современный фарфор изготавливается

в самых разных стилистических направлениях, сохраняя как национальные традиции, так и современные посылы.

Императорский Фарфоровый Завод – старейшая мануфактура России, сумевшая дожить до наших дней. Продукция, выпущенная фабрикой еще до революции, изредка встречается в российских семьях и передается по наследству. А некоторые изделия, изготовленные в царской России, относятся к ценнейшим предметам антиквариата.

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *