Секреты и тайны антикварных зеркал

Зеркало для нас – обыденное явление. Прошел мимо, взглянул на себя мельком, и дальше побежал по своим неотложным делам. И большинство из нас даже не догадываются, насколько зеркала, тем более, антикварные, интересны как историческое и культурное явление.

С детства всем знакома сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» нашего солнца поэзии, Александра Сергеевича. «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее». И зеркальце начинает давать всевозможные ответы.

Надо полагать, зеркало – основной герой сказки. Ведь именно оно стало триггером всего далее произошедшего. Оно определило во многом судьбы царства, королевы и принцессы.

Зеркальные приметы

А сколько невероятных предрассудков, ритуалов и суеверий связано с ним. Пример: забыл что-то дома, вернулся, посмотри на себя в отражение обязательно. Кто это придумал? Или, когда в доме кто-то умер, все имеющиеся в квартире зеркала надо закрывать тканью. Почему это надо делать?

У христиан на Руси, да и во многих странах Европы бытовало мнение, что рассматривать себя в зеркале не очень хорошо, плохое это занятие. Поэтому производство зеркал не развивалось совсем. И все потому, что думали многие – зеркало порождение дьявола, его глаз (око).

Морально-этические нормы раннего христианства приравнивали любознательность к гордыне. Аскетизм тех мрачных и суровых времен напрочь отвергал идею зеркал и запрещал любоваться своим отражением.

Зеркало стало порождением нечистой силы. Завесить зеркало необходимо, иначе дьявол похитит если не тебя, то душу твою точно. Вместе с умершим попадешь в загробный мир. Явно прослеживается переплетение язычества и христианских мифов.

Начиная с древних времен, люди рассматривали себя в примитивных зеркалах. Стекла еще не было, но была бронза. Ее полировали до глянца и видели свое отражение. Пусть даже туманное, необычное, таинственное и мистическое. Можно попросту придумать свой образ, насочинять про себя что-нибудь.

Такие зеркала есть в музеях, но мы, люди современные, просто не захотим в них смотреть.

Крайне занимательно, как сопоставляются внутренний образ и внешний, то есть душа и наружность. То, что мы видим в зеркале, тот образ, который там появляется каждый раз – это и есть наша душа, наше восприятие мира.

Языческие традиции предупреждали славян, что, смотря на себя в темную воду, можно увидеть что-то страшное. И это отразиться в человеке. Почувствовать при этом чье-то присутствие и ужас – это и есть встреча с дьяволом.

Зеркало – оружие в мифологии

Все знают древнегреческий миф о Персее. Он показал зеркальный щит Медузе горгоне. Увидев себя в нем, Медуза окаменела. Что она могла там увидеть? С нашей точки зрения, ничего. Образ без деталей, размытый, условный. Значит, по идее, ей не грозило ничего.

Для того, чтобы стать зеркальным оружием, ослепляющим врага, зеркалу пришлось пройти серьезный и сложный путь. Путь длиной в несколько веков.

Осколки по цене драгоценностей

Мастерство к зеркальщикам пришло в период поздней античности. Они научились использовать в производстве фольгу. Больших успехов в ремесле достигли греки (умельцы во многом) в 1 веке н.э.

Они стали выдувать шары из стекла, заполнять их оловянным сплавом, а потом разбивать. Получившиеся осколки применяли как зеркала. Только очень богатые семьи могли позволить себе обладать зеркалом.

Осколки стали идеальной заменой полированным пластинам из металла, обломкам горного хрусталя, антрацита, тонких филенок, пирита и вулканического стекла.

Но до 18 века зеркала практически не изготовлялись. В основном их заменяли металлические плоские поверхности.

Пока зеркала были роскошью, недосягаемой редкостью, им приписывали святость и божественность. Как только они стали более доступными, а значит, менее дорогими, их волшебное великолепие сошло на нет. Теперь они стали всего лишь воссозданием будничной суеты и реального мира.

Муранский зеркальный бизнес

История зеркальной индустрии в Европе началась в 1279 году. Один предприимчивый венецианец нашел решение, как просто сделать зеркало. Надо свинец налить на стекло, и вот готов некий аналог зеркала.

Этот способ продолжал совершенствоваться в Средневековье. Венеция была монополисткой в производстве зеркал чрезвычайно долго, несколько столетий, вплоть до 17 века. Речь идет о знаменитом муранском стекле.

Венецианский зеркальный бизнес был полностью построен на этом. Секреты изготовления долго хранили «за семью замками». Мастеров отправили жить на остров Мурано.

Сначала, чтобы избежать пожаров от огня во время производства стекла. А потом, для сохранения тайны мастерства, изолировать от внешнего мира.

С острова они не имели права отлучаться вообще никогда. Там было целое предписание (прескрипция), что в случае нарушения закона они считались изменниками. Даже за одну попытку к бегству их просто лишали жизни.

Отсюда и дороговизна зеркал. Например, если оно было немаленького размера, то его цена равнялась цене морского судна. Богатейшими людьми считались те, у кого в доме было привычное для нас зеркало.

В наши дни на аукционах венецианское зеркало из Мурано будет стоить не меньше 500 тыс. рублей. Цена впечатляет.

Поскольку стекло выдували, то понятно, что плоским оно не было. Такие зеркала были криволинейными, сферическими. Получалась линза с искаженным изображением. Что-то увеличено, что-то уменьшено.

Их часто изображали на картинах раннего Возрождения. Именно так первоначально и выглядели зеркала. Скорее всего, они служили украшением интерьера. Такие образцы есть в венецианских музеях.

Средневековое импортозамещение

Людовик XIV поставил точку в «муранском деле». Мастера были похищены с острова. Узнав секреты зеркальщиков, Король – Солнце приказал открыть мануфактуру Saint-Gobain. Надо отметить, что теперь это концерн мировой известности. Благоденствует до сих пор, являясь патриархом стекольной промышленности и законодателем моды всевозможных стекол.

Зеркала значительно подешевели. Начался процесс, выражаясь современным языком, импортозамещения. Ведь Франция иначе осталась бы с пустой казной из-за повального увлечения модными зеркалами. Деньги из страны «утекали» немыслимые.

В итоге венецианцы остались в проигрыше, потому что повели себя необдуманно. Надо было обучить французов, а не требовать за свои секреты огромных денег.

Феерический Версаль – правда или вымысел?

Зато французы, научившись делать огромные зеркала, сделали на них неплохой бизнес. Благодаря их предпринимательскому чутью и мастерству возник Версаль с его феерическими зеркальными стенами.

Хотя некоторые эксперты считают, что лучшие зеркала делали, все-таки, итальянцы. Французы разбогатели, делая деньги на больших плоскостях, которые отражали только интерьер. Их трудно совместить, они со швами.

Сделав цилиндр, стеклодувы разрезали его продольно на две части. Полученные половины раскатывали в лист и покрывали амальгамой со сложным составом.

Итальянцы в те времена просто отказывались в них смотреть. Понятно, что в них взыграло чувство патриотизма. Но и еще их отношение к зеркалам не такое функциональное, как у французов. В любом случае они были уверены – их изделия гораздо красивее.

И в наши дни не все приходят в восторг от своего отражения в версальских зеркалах. Особенно туристки-азиатки. При их маленьком росте приходится тянуться, чтобы рассмотреть себя. Зеркала не предназначены для этого, они с наклоном, только для отражения интерьера, а не человека.

С 19 века в качестве амальгамы стали использовать серебро. Такие антикварные зеркала передают насыщенное и чрезвычайно ясное отражение, являются безвредными и более долговечными по сопоставлению со своими аналогами из олова.

Интересные исторические факты о зеркалах

Продолжим путешествие в историю отражений. Как трансформировались взгляды на них в разных государствах и в разных временных промежутках.

Во времена Тридцатилетней войны зеркала стали опасным оружием. Своих противников воюющие бойцы ослепляли солнечными зайчиками.

Оказывается, Мария Медичи была владелицей самого дорогого в мире зеркала. Венецианские мастера подарили ей непревзойденный по красоте экземпляр. Оно было украшено агатами и ониксами.

Таким образом они отблагодарили королеву за щедрый заказ. Своевольная правительница возжелала установить 119 зеркал в своем кабинете. Замена всех витражей на зеркала во всем дворце тоже произошла по ее распоряжению.

Деньги из государственной казны были потрачены немыслимые. Об этом долго судачили в Европе. Теперь этот антиквариат хранят в Лувре.

Очень дорогими были плоские зеркала, отлитые с добавлением ртутного сплава. В 16 веке небольшое зеркало обходилось заказчикам дороже, чем полотно Рафаэля. Причем в 2-3 раза. По сути, оно было не прагматичное, а, скорее, статусное.

Зеркальные истории рассказывают об использовании миниатюрных экземпляров и о монолитных отражающих кабинетах. «Дворец миражей» – событие Парижской выставки 1900 года. Во всех шести углах зала были поставлены картины. «Дворец миражей» превратился в зеркальный калейдоскоп.

Необходимые знания для новичков в антиквариате

Большие проблемы обычно возникают у неопытных любителей антиквариата. Иногда им трудно отличить стилизованное современное зеркало от подлинного старинного.

Что необходимо знать? Правильно оценить стоимость поможет прослушивание, как это странно бы не звучало. Оказывается, надо очень осторожно простучать всю поверхность зеркала. Если при этом слышен специфичный металлический звук, то перед вами – антикварный предмет.

Еще одна немаловажная деталь – антиквариат неизменно тяжелее стилизованного образца.

Внимание надо обратить на зеркало сзади – оно должно быть запечатано. Это знак того, что поверхность самого зеркала не менялась.

У современного зеркала более чистая и ровная поверхность. На нем не видны следы старения. Рама без погрешностей резки.

И самое главное – отсутствие шарма. А без него драгоценной реликвии из вещи не получится.

Рынок антиквариата России не может похвастаться изобилием старинных зеркал. Однако предметы 19 века попадаются часто.

От чего зависят цены на антикварные зеркала?

3 важных критерия, на которые надо обращать внимание в первую очередь:

  • время выпуска;
  • общий вид самой поверхности и рамы;
  • имя творца зеркала (если оно известно, то это повышает стоимость тоже).

Часто сдают на оценку антикварные рамы, заполнив ее зеркальной панелью со стилизацией под архаику.

Или наоборот, обрамляют зеркальную поверхность рамой «под старину». Конечно, такие вещи будут стоить дешево.

Если предмет действительно представляет собой антиквариатную ценность, то, скорее всего, это изделие возраста не менее 150 лет. Тогда мастера использовали довольно часто античную символику.

Изготавливая зеркальные рамы, они копировали портики эпохальных архитектурных строений. Материалы для рам – только из ценных древесных пород. Отделка из дорогих перламутра и золота.

Зеркала в интерьере

Старинные вещи связаны с определенной исторической эпохой. Они выглядят незаурядно и такой же характер придают окружающей обстановке. Зеркало как единственный антикварный предмет в интерьере можно обыграть интересными светильниками, повесить по бокам пару картин или старинных черно-белых фото.

Красивые антикварные зеркала маленького размера отлично будут выглядеть возле туалетного столика, в стильной гардеробной и даже ванной комнате, если там решена проблема отведения лишней влаги.

Рамы – эффектное дополнение зеркал

Эффектный облик антикварного зеркала подчеркнет шикарная рама. Она может дополнить и оттенить его блеск. Ее можно сравнить с оправой для бриллиантов.

Декораторы прошлых веков мастерили все только руками. Отсюда высокая ценность их работ.

Популярные материалы для изготовления рам:

  • дерево;
  • бронза;
  • жесть;
  • фарфор;
  • стекло.

Для деревянных рам выбирали орех с коричневой гаммой светлого оттенка. Красное дерево с его каштановым цветом с красными нотами – прекрасное цветовое сочетание. Темная древесина дуба – беспроигрышный вариант для рамы.

Всегда добавляли красивую ручную резьбу: цветы или фрукты. Часто покрывали рамы позолотой.

Рамы подбирались под эстетические пожелания и финансовые возможности заказчиков.

Рамы бронзовые неизменно отливали. Их великолепие – в сдержанной патине и блеске. Они могут сохранять свой вид вечно, благодаря прочности металла. Легко поддаются реставрационным работам.

Их главное отличие – причудливость форм:

  • сочетание скульптурной композиции;
  • рельефного орнамента;
  • наличие подсвечников.

И все это на одной раме.

Люди практичные жили во все времена. Поэтому дорогой бронзе находили альтернативный вариант – жесть. Вдобавок ее можно было оформить под серебро.

Любопытный эффект объема создавали рельефные рисунки, которые чеканили вручную. Затем полировали до зеркального блеска лицевую часть, оставляя углубления немного темнее.

Хрупкость фарфора отлично сохраняет любые цветовые оттенки и подчеркивает тонкие конфигурации цветочного декора. Получаются натуральные букетные композиции из природных, как может показаться, цветов.

Чтобы усилить светопреломление, рамы часто украшали инкрустацией из зеркальных элементов.

Крупные зеркала в толстых деревянных рамах, какие вошли в моду в 19 веке, будут великолепно смотреться в гостиной или спальне, где мебельное наполнение тоже составляют гарнитуры из настоящей древесины.

Рама с резьбой, рельефной поверхностью может быть единственным декоративным элементом в комнате. Даже в этом случае большое зеркало привнесет в интерьер ноты аристократизма.

У людей с сформированным дизайнерским даром получается сочетать старинные вещи с современными. Но более привычно и органично антиквариат смотрится в «родной» обстановке, а также в среде, заполненной строгими, совершенными по форме интерьерными элементами.

Зеркала для будуаров

Основная функция зеркал – ублажать красивых женщин, мечта которых – затмить всех и вся великолепной прической, сияющей кожей или роскошным нарядом.

И тут пригодятся три предмета антиквариата: псише, зеркало-консоль и настенное зеркало.

Псише пришло к нам из Франции в 1790 году. Это напольные зеркала внушительных размеров. У них вращающиеся створки, что позволяет увидеть и детально рассмотреть себя со всех сторон и в мельчайших подробностях.

Из маленького по размеру настольного псише легко соорудить мебельную панель. Его обратная сторона без зеркальной поверхности.

Любимый предмет в женской спальне – настенное зеркало. Вариаций его изготовление огромное количество. Это и 15- сантиметровый вертикальный вариант или метровый горизонтальный, простой прямоугольник или замысловато выгнутое зеркало.

Еще один фаворит женского будуара, его центр – зеркало с консолью. Удобный столик с косметикой и парфюмом – идеальное место для наведения шика и блеска.

Зеркала на рынке антиквариата

По неясной причине зеркала не особо ценятся на мировом антикварном рынке. Спрос на них невелик, их редко покупают, цены на них очень высокие.

Так на аукционах, например, антикварное зеркало, выпущенное во Франции в 19 веке, стиль Наполеон III. Его зеркальное полотно размещено в раме из розового дерева, с богато украшенным бронзовым декором, медальонами из фарфора, мастерски нарисованными птицами. Подобный образец будет стоить пол миллиона рублей.

Но если все пространство наполнено антиквариатом, то как можно обойтись без восхитительно-элегантного зеркала, которое помнит отражение наших пращуров? Тогда высокая рыночная стоимость может быть вполне оправдана. Наличие их в таких домах безусловно нужно.

В магазине «Ретро Мир» скупка антиквариата приобретает старинные вещи за наличные. Тут платят деньги сразу, выкупают целыми квартирными обстановками.

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *