Старинные зеркала как отражение прошлых эпох

парные старинные зеркала

Старинное зеркало завораживает своей уникальной способностью показывать мир во всей его правдивости. Кроме основной функции — отражения человеческого облика, такой предмет становится прекрасным элементом интерьера, визуально изменяющим уровень освещённости комнаты и её геометрию.

История появления зеркал

Магические свойства зеркал впервые открылись человеку в средние века. Именно в тот период впервые появились предметы интерьера, благодаря которым человеку удалось посмотреть на самого себя. Первые зеркала считались предметом роскоши, поэтому купить их могли только знатные особы.

Первоначально зеркала изготавливались по очень сложной технологии. Мастера выдували из стекла цилиндр, затем разрезали его пополам и раскатывали полученные детали в листы. В завершении процедуры стекло покрывали сплавом амальгамы сложного состава.

Технология литья стекла была придумана только в 19-м столетии и принадлежала французским мастерам. В этот же период стекло стали покрывать напылением из серебра, заменив им многокомпонентную амальгаму. Антикварные зеркала с серебряным напылением считаются более долговечными и безопасными, а кроме того — дают качественное отражение.

Зеркала присутствуют в жизни людей тысячи лет. Церковь раньше была против использования таких предметов в быту, потому что считалось, что в зеркальном отражении можно увидеть человеческую душу.

Первые в мире зеркала изготавливались из бронзы. Мастера древних цивилизаций для производства таких предметов также использовали серебро, вулканическое стекло, сталь, золото и горный хрусталь. Зеркала выпуклой формы создавались в средние века из стеклянных цилиндров. В XV веке была разработана технология производства плоских и бесцветных зеркал. С её помощью мастера создавали зеркальные стёкла небольших размеров.

Плоское зеркальное стекло, которое ещё называли Crystallo, широко распространилось в Венеции. Знаменитые венецианские зеркала изготавливались в коммерческих целях, причём вплоть до середины XVII столетия мастерские по производству этих изделий существовали только на территории Венеции (остров Мурано). Венецианским мастерам, которые занимались в тот период производством зеркал, строго запрещалось покидать пределы своих кварталов, чтобы технология создания зеркал не распространилась по европейскому континенту. Лишь в 1663 году королю Франции Людовику XIV удалось основать несколько мастерских по изготовлению зеркал в Турлавиле. Зеркальные мастерские были построены и в английском Воксхолле. В них создавали зеркала для короля Карла II.

старинное напольное зеркало

Конец XVII столетия ознаменовался изобретением новой технологии отливки зеркального стекла. Её разработал мастер Бернард Перро из Турлавиля. Новая технология позволила достичь полной непрозрачности стекла с сохранением его светопропускной способности. После нарезки стекла нужной формы мастера покрывали его основой, а затем — полировали и серебрили. В процессе серебрения использовалась ртуть, но в 1835 году её  заменили промышленным серебром, исключив вероятность отравления мастеров токсичным веществом.

Мода на зеркала стремительно менялась. Крупные зеркальные полотна очень быстро стали популярными элементами интерьеров и качественно обновляли атмосферу тёмных жилищ. Огромное впечатление производила на людей Зеркальная галерея в Версале, а в Англии с 1700 года начался золотой век в зеркальном производстве, который продолжался до 1740 года. Огромные и длинные зеркала занимали достойное место в богатых домах. Их вешали на стенах между окнами или над каминной доской. С 1725 года в моду постепенно входят зеркала овальной формы. Мастера зеркального искусства Англии начинают украшать рамы зеркал деталями в стилистике архитектуры дома.

Разнообразие размеров зеркала и дизайна рам обеспечивало возможность отражать в этом предмете интерьера самые последние веяния моды. Например, в конце XVII-го и начале XVIII-го столетий были необычайно модными зеркала с лаковыми панелями, украшенными рисунками в японском стиле. На смену им пришла изысканная резьба в стиле рококо и ассиметричными мотивами шинуазри.

Виды антикварных зеркал

Основная функция зеркала — демонстрировать красавицам роскошь их наряда и неподражаемое  великолепие причёски. В прошлых веках этот незаменимый атрибут интерьера изготавливался в 3 вариантах.

зеркало с консолью

  • Зеркала с консолью часто дополняли собой интерьеры дамских будуаров. В период с XVIII-го по начало XX-го века зеркала с консолью являлись центральным элементом женской спальни. Красавицы могли прихорашиваться и делать причёски, сидя перед зеркалом с миниатюрной столешницей. На ней можно было размещать косметику и заколки.
  • Настенные зеркала изготавливались в вертикальном или горизонтальном формате, могли иметь длину более 1 м или, наоборот, были миниатюрной длины (15-20 см). Очертания настенных зеркал тоже были разными (строгие прямоугольные или с причудливо изогнутыми линиями).
  • Псише — большие напольные зеркала, которые были идеальным выбором для французских модниц. Псише впервые появились во Франции в 1790 году. Главная особенность такого зеркала — наличие поворотной створки, позволяющей рассмотреть свой образ с различных ракурсов и в деталях. Миниатюрные настольные псише легко преобразуются в настольную панель, на обратной стороне которой зеркала нет.

Дизайн зеркал очень долгое время находился под влиянием стиля рококо. Большие зеркальные полотна чаще всего были составными, а зеркала, принадлежащие к XVIII столетию, имели малую толщину и пологую фаску.

Среди всего многообразия старинных зеркал стоит обратить внимание на английское зеркало — картуш. Его конструкция является английской интерпретацией стиля рококо. В зеркальной раме преобладают резная листва и С-образные завитки. Правда, в отличие от резного дизайна рококо они не такие декоративные.

Элегантное зеркало для оформления простенка чаще всего использовалось в гостиных комнатах. Его производство началось в 1735 году. В тот период изготовление больших зеркальных поверхностей требовало больших трудовых затрат и поэтому 2 полотнища зеркал объединялись внутри рамы. Тогда в моде был классический зеркальный декор, представленный, в том числе и женскими фигурками, расположенными на верхних рейках зеркала. Также использовалась техника нанесения узора на заднюю поверхность стекла, которая называлась эгломизе. Чтобы создать в помещении мерцающее освещение, зеркала комплектовали гравированными стёклами кобальтового цвета с колеблющимся пламенем свечи.

Овальное зеркало от венецианских мастеров изготавливали в период 1800-1815 годов. Изделие оформляли в итальянском дизайне, а в дизайнерском оформлении рамы использовали травленое и накладное стекло. В производстве венецианских зеркал, как правило, принимали участие несколько умельцев.

Зеркало-будка когда-то являлось собственностью самой Марии Медичи. Изделие поразительной красоты заключено в раму со множеством изысканных деталей. В их числе — мраморные фланцы в виде колон и разорванный фронтон.

Зеркало Багуа известно своей уникальной способностью отражать негативную энергетику. Именно поэтому его используют в качестве  основного инструмента в практиках фен-шуй. Данное зеркало имеет уникальную форму с секторами по бокам, благодаря которой происходит привлечение положительной энергетики и мощное отражение отрицательных энергий. Смотреться в зеркало Багуа не рекомендуется.

зеркало СССР

Окутанные тайнами китайские зеркала изготавливались по особым технологиям из бронзы. Современные мастера не знакомы с техникой изготовления таких конструкций, поэтому воссоздать их не могут. Китайское зеркало имеет вид небольшого изделия с бронзовой поверхностью, которая обладает отражающим эффектом. Несколько таких зеркал были обнаружены в древних китайских гробницах во время раскопок. После попадания  солнечных лучей на зеркальную поверхность появляются таинственные световые знаки.

Волшебное зеркало Челлини, согласно легенде, возвращает женщине молодость. Его создателем является скульптор Бенвенуто Челлини, а первой владелицей стала фаворитка французского императора 16-го столетия Диана де Пуатье. По преданию, именно зеркало Челлини помогло девушке обрести статус любимой и единственной дамы сердца французского монарха даже несмотря на то, что она была старше  возлюбленного на целых 20 лет. Также зеркало привлекало к Диане де Пуатье толпы поклонников. Считается, что владелицами волшебного зеркала молодости были Анна Жюдик, Марлен Дитрих и Айседора Дункан. Вероятно, помощь зеркала поспособствовала тому, что эти дамы были признанными эталонами женственности, а их неземная красота вдохновляла на творчество композиторов, поэтов и писателей.

Зеркало Ята-но-кагами в дословном переводе означает «зеркало в восемь пядей». Согласно легенде, этот предмет был отлит ради того, чтобы выманить из пещеры богиню красоты Аматэрасу. Увидев себя в отражении, богиня перестала гневаться, и вернула миру свет. Предание гласит, что в зеркале навсегда запечатлелось отражение прекрасной богини Аматэрасу. Зеркало хранится внутри храма и охраняется как один из важнейших символов императорской власти.

Из чего делали роскошные рамы для старинных зеркал?

Рамный декор придаёт облику антикварных зеркал особого шарма. Старинные зеркала декорировали вручную, что делало их более изысканными и дорогостоящими.

В производстве рам для зеркал чаще всего использовалось дерево, бронза, жесть, фарфор или стекло.

Деревянные зеркальные рамы изготавливались из ореха, который придавал материалу приятного светло-коричневого оттенка. Рамы тёмного цвета содержали в своей основе натуральный дуб, а обрамление коричнево-алого цвета для зеркал получалось за счёт использования красного дерева. Мастера подбирали вариант древесины для рамы с учётом финансовых возможностей заказчика, а также эстетичности. Деревянная рама могла быть украшена ручной резьбой с цветочным или фруктовым узором. В некоторых моделях зеркал рамы покрыты позолотой.

Бронзовые рамы для зеркал были литыми и цельными. В интерьере такие конструкции смотрятся шикарно благодаря патине и блеску. Бронза — это прочный и долговечный металл, который в случае повреждения легко реставрируется. Антикварные зеркала  в бронзовой оправе обладают причудливыми формами. В них могут сочетаться рельефный орнамент, скульптурные детали и подсвечники.

зеркало СССР

Жестяные рамы — бюджетный аналог бронзы, который нравился практичным покупателям. В качестве оформления использовалось серебро. Чеканка рельефных рисунков на ней выполнялась вручную, а лицевую часть полировали до блеска. Благодаря такой технологии мастерам  удавалось создавать весьма интересный эффект объёма.

Фарфоровые рамы для зеркал отличались хрупкостью. Материал в точности передаёт форму изделия и сохраняет цвет.

Стеклянные рамы для антикварных зеркал мастера инкрустировали зеркальными деталями, которые усиливали эффект светопреломления.

Преимущества антикварных зеркал

Антикварные зеркала имеют несколько преимуществ по сравнению со своими современными аналогами:

  • дают чёткое отражение;
  • имеют большой размер;
  • создают высокий комфорт в доме;
  • массивный и роскошный декор;
  • толстое литое стекло.

Старинные зеркала подходят не для каждого интерьера. Например, зеркала с деревянным обрамлением будут смотреться неуместно в интерьерах, оформленных в стиле минимализм. Плохо сочетается с такими зеркалами и дизайн в скандинавском стиле со сдержанной цветовой гаммой и простотой линий. И наоборот, роскошные интерьеры с пёстрыми оттенками отлично гармонируют с крупными зеркалами, декорированными разными старинными деталями.

Мистика и тайны зеркал

Старинные зеркала овеяны огромным количеством тайн и легенд.  Именно поэтому зеркальные поверхности используются во многих мистических ритуалах и обрядах. Самая известная примета о зеркале связана с тем, что если его разбить, то это повлечёт за собой череду неудач.

Ещё один знаменитый миф о зеркалах — они не могут отражать в себе вампиров. Потусторонние сущности приходят в наш мир только в качестве гостей, а зеркало для них является своего рода порталом для входа в другие миры.

старинное зеркало

Если уметь правильно работать с зеркалом, то оно будет приносить своему владельцу удачу. Встав перед зеркалом, улыбнувшись своему отражению и сказав, что вы прекрасны и справитесь со всеми трудностями — вы тем самым наполните мистический атрибут положительной энергетикой, которую зеркало будет излучать.

С зеркалом связано и одно финансовое поверье. Если в нём будут отражаться красивые и новые вещи, то зеркало сможет удвоить прибыль. И наоборот, данный атрибут жилища может повлечь за собой крупные финансовые неприятности, если в нём отразится мусор, унитаз и грязные вещи.

Скупка антиквариата «Ретро Мир» покупает старинные зеркала за наличные деньги. Мы оплачиваем товары антиквариата сразу и осуществляем выкуп целыми квартирными обстановками. Проводим оценку старинных изделий онлайн или при выезде на дом. Наши клиенты могут заказать услугу онлайн-оценки антикварного зеркала через Вайбер, Ватсапп или по адресу электронной почты. В процессе оценки выполняем визуальный осмотр изделия, учитываем его возраст, уникальность и наличие вставок из драгоценных металлов и камней.

Читайте также:

Антикварные зеркала: неотъемлемая часть интерьера или предмет коллекционирования?

Старинные зеркала: модный интерьер или устаревшие взгляды?

Старинные зеркала в деревянной раме

Старинные зеркала: отображение жизни наших предков

Старинные зеркала: выходим за рамки привычного исполнения

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *