Советский поезд «ИС»

Аббревиатура «ИС» (Иосиф Сталин) была известна многим советским людям 30-40 гг. прошлого столетия. Такое громкое название получил паровоз, признанный в то время самым мощным не только в СССР, но и в Европе.

История создания паровоза «ИС»

Модель была разработана Техническим бюро Транспортного отдела ОГПУ. Прообразом нового поезда стал состав типа 1-4-1 «Микадо» 1929 г. выпуска.

Производством «ИСов» занимались сотрудники Коломенского и Луганского тепловозостроительного заводов в период с 1932 по 1942 гг.  Новинка получила свое название по инициативе рабочих и производилась в нескольких модификациях – «ИС 20», «ИС 20-16», «ИС 21».

Первые модели стали использовать для перевозки пассажиров с 1932 г. Паровозы обслуживали множество железных дорог, осуществляли маршруты по территории России, Украины, Белоруссии. Особенно активно их эксплуатировали в 1941-1945 гг.

Читайте также

Советский микроавтобус "Старт"

Отличия от других паровозов

Всего было создано более 650 паровозов нового типа. Улучшенные характеристики «ИСов» выделяли их среди остальных советских поездов:

  • КПД 7,45%;
  • разгон до 155 км/ч;
  • мощность до 3 200 лошадиных сил;
  • применение широкотрубных пароперегревателей вместо мелкотрубных;
  • наличие роликовых подшипников;
  • оснащение колесами увеличенного диаметра;
  • использование уникальной осевой формулы 1-4-2.

«ИС 20» отличался наличием особого обтекаемого кожуха, позволявшего увеличивать мощность. В дальнейшем этот принцип был использован при создании других высокоскоростных моделей.

Несмотря на многие усовершенствования, машины не были лишены определенных недостатков. Основным среди них стал значительный расход топлива, превышавший стандартный на 15%.

Любопытные факты

История разработки и существования «ИС» содержит немало интересного:

  • по меркам паровозостроения, новая модель была создана очень быстро – всего за несколько месяцев;
  • в 1937 г. «ИС» принимал участие во Всемирной Парижской выставке, где удостоился Гран-при;
  • наибольший показатель скорости, до которого смогла разогнаться машина, составил 180 км/ч;
  • в период войны с фашистской Германией выяснилось, что не все ж/д пути СССР способны выдерживать нагрузку от нового паровоза;
  • единственный «ИС», сохранившийся до нашего времени, установлен в виде монумента в Киеве.

После 1956 г., когда был разоблачен культ личности Сталина, паровоз сменил свое название. Его стали именовать ФДп – Феликс Дзержинский, Пассажирский. С приходом 70-х гг. «ИСы» подверглись массовому списанию и были отправлены на переработку.

Читайте также:

Детская железная дорога Пионерская

История граненого стакана СССР

Старинные куклы- интересные факты и истории

Онлайн-оценка антиквариата по фото


Экономим Ваше время - отправьте фото предмета удобным для Вас способом. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *