Грампластинки СССР: как появились, кто слушал, кому нужны сегодня

Грампластинки СССР: как появились, кто слушал, кому нужны сегодня

Культура грампластинок – это большой массив современности. С них началась вся звукозаписывающая отрасль. Вот уже более 100 лет, музыка на круглых дисках не перестает сходит с прилавков магазинов и коллекций меломанов. В Советском Союзе с ними была своя история. И она заслуживает отдельного внимания.

История

Появились первые пластинки в конце 19 столетия. Именно в те годы технологии развились настолько, что стало возможным записывать звуки на твердые носители и продавать их для воспроизведения на частных проигрывателях. В СССР также не отставали от этой моды. Точнее, тогда еще не было СССР.

Начало советского винила было положено в 1910 году, когда в Апрелевке, станции на железной дороге Киев-Москва, была открыта первая фабрика по производству грампластинок. После революции она перешла в собственность государства и продолжала работать в пользу народного хозяйства. Но ни в 1910 году, ни через 10 лет после ее открытия еще никто даже не подозревал, что именно она станет ядром развития это огромной культуры в нашей стране.

1947 год ознаменовался тем, что студия Columbia выпустила первую LP пластинку формата 33 ⅓. Это число означает количество вращений за минуту. Ее революционность была в том, что на одну сторону можно было записать до 30 минут музыки. Ранее на одну пластинку помещалась только по одной композиции на сторону.

Апрелевский завод и тут не отстал. Первая виниловая LP здесь сошла с конвейера в 1952 году. В 1964 году была организована фирма, занимающаяся грамзаписями в СССР. Ее знали все в Союзе. Это знаменитая Мелодия, пластинки которой до распада СССР были в каждом доме. С ней начался новый этап развития и распространения винила по стране. Купить пластинки других производителей было практически невозможно. За западные экземпляры, привезенные нелегально, часто просили 2-3 зарплаты, что было очень дорого для советского человека.

Влияние Мелодии на музыкальную культуру

Мелодия – это не просто завод или комплекс заводов. Это целая музыкальная индустрия, которая развивалась под управлением и цензурой партии. Ни одна пластинка в стране не могла быть издана под другим брендом. В структуру Мелодии входили все заводы грампластинок, которые были в союзных республиках. При этом более 60% продукции производилось именно на Апрелевском заводе. Он был максимально близко к столице и обладал огромными мощностями. В 80-х годах здесь выпускалось до 50 млн экземпляров в год.

Вся продукция мелодии расходилась по 30 фирменным магазинам, открытым в больших городах союзных республик. Пластинки можно было купить в киосках Союзпечати или заказать по каталогам почтой. Был еще один уникальный вариант распространения пластинок – вместе с журналами. Во время печати полиграфии в нее вставлялись пленочные пластинки небольшого формата. На них было записано 2-3 композиции. Чтобы их послушать, нужно было аккуратно вырезать пластинку с места ее крепления к переплету.

Мелодия занималась звукозаписью и тиражированием готовых композиций и альбомов. Примечательно, что все авторские права на песни автоматически переходили компании. Да, в Советском Союзе была своя рекординговая студия, которая поступала с артистами так же, как и западные ее аналоги. Все песни, изданные на пластинках мелодии до сих пор принадлежат Мелодии, а точнее ее правонаследникам.

Поскольку эта компания была государственной, она не могла выпускать песни без согласования с партийным руководством. Следовательно, многие исполнители так и остались не изданными через жесткую цензуру. К счастью, она немного ослабла в 80-х годах прошлого столетия. После этого на прилавках появились местные и зарубежные исполнители альтернативных жанров музыки. В то время особенно популярным был рок.

Как уже упоминалось ранее, пластинки иностранных изданий попадали в Союз редко, а стоили очень дорого. Но это не означает, что зарубежные исполнители не были представлены вниманию меломанов. Мелодии покупала права на переиздание некоторых альбомов.

Иногда ситуации доходили до комизма. На самих пластинках оставались оригинальные треки, оформление конвертов тоже во многом оставляли подлинным. Но вот сопроводительный текст часто переводили на русский язык. В итоге покупателям предлагали пластинки типа Модерн Токинг "Поговорим о любви" или Deep Purple "Дом голубого света".

Несмотря на это, меломаны были рады послушать хоть какие-то треки, которые не разлагали морали советского человека. Да, цензура могла запретить издание песен неблагонадежного исполнителя, если ей что-то не нравилось. Однажды чиновники заставили перепечатать весь тираж конвертов к альбому "Space", потому что на груди у исполнителя на фото был крест. Крест в полиграфии убрали, а пластинки перепаковали в новые конверты.

История советских пластинок заканчивается в 1997 году. Да, еще 6 лет после распада Союза работал Апрелевский завод. В основном он выпускал тиражи узе записанных исполнителей. Новые издавались на виниле все реже. В мире начался бум кассетных записей. Они и стоили дешевле, и пользовались большим спросом.

Компания Мелодия просуществовала до 2020 года. Именно тогда она была продана на аукционе ООО "Формакс". При этом и фонотека, и авторские права на записи Мелодии остались во владении государства. Оно продолжает получать авторские отчисления за использование этих композиций в коммерческих целях.

Рок-н-ролл на ребрах: подпольное распространения музыки

Грампластинки СССР: как появились, кто слушал, кому нужны сегодня

В 50-60-х годах прошлого столетия изоляция страны оставалась максимальной. Узнать что-то о западных исполнителях, а тем более получить записи их произведений было крайне сложно.

В те времена мир сходил с ума по рок-н-роллу и джазу. Партийным чиновникам такая музыка казалась разлагающей моральный облик. Ее транслирование и распространения в Союзе был под строжайшим запретом. Но тогдашнюю молодежь это не останавливало.

В больших городах появились подпольные звукозаписывающие студии. Тогда еще не было магнитофонов, но практически в каждом доме были радиолы и граммофоны. Поэтому в качестве носителей были выбраны пластинки. Штамповать винил в подпольных студиях было проблематично, зато можно было сделать станки для записи музыки на пленку.

Да, именно использованные широкоформатные рентгеновские снимки становились основой для записи музыки. Слой эмульсии хорошо царапался записывающей иголкой и долгое время хранил дорожки в приемлемом для прослушивания состоянии. Вот откуда пошли названия "Музыка на костях" или "Рок-н-ролл на ребрах". Исходные изображения никуда не исчезали после записи. А самые большие форматы снимков были как раз у прямых проекций грудной клетки.

Главный недостаток такого формата – недолговечность пленки. Со временем она пересыхала, эмульсия переставала правильно звучать. О качестве кустарной записи и вовсе говорит не приходится. Но это все равно нравилось тогдашней молодежи.

Слушать рок-н-ролл тогда было опасно: соседи могли пожаловаться в милицию или партийные органы. За подобное поведения могли исключить из института, выгнать с работы. Самым большим наказанием было исключение из комсомола и партии. Поэтому молодые люди часто устраивали своеобразные притоны в подвалах, на чердаках, откуда музыка не распространялась к соседям. Там организовывались дискотеки и посиделки за прослушиванием запрещенной западной музыки.

После появления Мелодии и увеличения тиража пластинок танцы на костях прекратились. Молодые люди получили хотя и ограниченный, но доступ к мировой поп-культуре. К этому времени в моду постепенно входило диско. А этот стиль музыки не казался партийным чиновникам разлагающим мораль советского человека. Диско начали исполнять и советские артисты. Их альбомы массово тиражировали на заводах Мелодии на ряду с западными певцами.

Ценность пластинок сегодня

В советском союзе люди крайне бережно относились к вещам.ю поскольку они стоили дорого, а приобрести новую не всегда получалось. Это же касается и пластинок. Многие из них сохранились в идеальном состоянии. Есть образцы, которые так и не отпечатывались: стоят в конверте на полке и не подозревают, что за них готовы отдать большие деньги.

Да, у пластинок СССР есть потенциал для коллекционеров. Некоторые альбомы выпускались ограниченными тиражами, поэтому их найти крайне сложно. Другие пластинки были зверски уничтожены мамами, как то случилось с альбомами "Сектора Газа". Многие были в шоке от панк-рока, поэтому ломали и палили подобный винил, чтобы дети не забивали себе голову недостойными композициями.

Также у многих дома есть полный сборник всех пластинок одного исполнителя. Люди активно собирали Высоцкого, "Арию", "Веселых ребят". Также высоко ценятся переиздания знаменитых мировых альбомов. От Мелодии можно найти "Триллер" Майкла Джексона, который продолжает держать лидирующие позиции по количеству проданного во всем мире винила. Переиздавались в Союзе и пластинки группы Pink Floyd, которые также входят в тройку лидеров по мировым продажам. За эти пластинки коллекционеры готовы отдавать сотни долларов, в зависимости от места издания и состояния самого диска, конверта.

При условии правильного хранения винил долгие годы сохраняет качество звучания. Поэтому меломаны и аудиофилы не перестают их слушать. Для этих целей необязательно иметь советскую технику. За 75 лет стандарты не поменялись. Пластинки формата 33 ⅓ остаются актуальными по сей день.

Грампластинки СССР: как появились, кто слушал, кому нужны сегодня

А собирать собственную коллекцию – делать вклад в будущее. Винил не падает в цене. И даже если это случится, к чему пока в ближайшие годы не идет, люди не перестанут ценить издания своей любимой музыки, даже если не будут ее слушать на проигрывателях.

Определить ценность пластинки самостоятельно не получится. Нужно знать ее историю и историю всей индустрии. Важно понимать, когда, при каких обстоятельствах и с какими казусами происходил выпуск того или иного альбома. Например, тот же "Триллер" Джексона может стоить и сотни тысяч долларов, если это его первое издание. Значительно ниже его цена, если пластинка переиздавалась на зарубежном заводе (в Англии или Японии), и сравнительно дешево стоят варианты, выпущенные советскими заводами.

Многие спекулянты пользуются незнанием людей и продают пластинки дороже средней стоимости. Поэтому лучше заранее изучить все нюансы определенного издания и искать лучшего продавца или покупателя, в зависимости от дальнейших целей. Иногда выгодно продавать пластинки всей коллекцией, в которой есть и действительно ценные образцы, и менее значимые диски.

Если не хочется разбираться, что сколько стоит, есть смысл обратиться за помощью к профессионалам. Люди, работающие с винтажными вещами и антиквариатом, знают цену всем пластинкам или могут быстро ее составить на основании собственных источников. Продавцу только остается решить, согласен ли он с этой ценой или хочет придержать вещь с перспективой дальнейшего увеличения стоимости вещи.

Если коллекция винила досталась в наследство от родственника и нет понимания, что с ней делать, лучше сразу продать и заработать на этом неплохие деньги. Для этого достаточно обратиться к работникам фирмы "Ретро Мир". Он приедет домой к продавцу, профессионально оценит всю коллекцию, составит ее стоимость.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" приобретает не только пластинки, но и все старинные вещи. Возможна покупка всей обстановкой с мебелью, аксессуарами, интерьерным текстилем, техникой и прочими деталями. Сделки оформляются официально. За старинные вещи фирма платит наличными без лишней бюрократии.

Получив в наследство квартиру бабушки, не стоит спешить выбрасывать старый хлам. В большинстве случаев он стоит хороших денег. Коллекционеры готовы платить за них, а "Ретро Мир" поможет освободить жилплощадь, да еще и заплатит за это приличные деньги ее владельцам. В некоторых случаях это станет хорошим капиталом для современного ремонта.

Читайте также:

Завод грампластинок: где кто и как печатает музыку

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Старинные ковры

Настенные ковры советской эпохи

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *