Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Сегодня музыкальные записи мы даже не можем подержать в руках: они существуют в цифровых облаках и перекидываются из устройства на устройство, а иногда просто транслируются на них за отдельную плату. Но так было не всегда. Еще каких-то 160 лет назад люди не знали иного способа записи музыки, как нотная грамота. Трудно представить, но тогда она существовала исключительно в живом исполнении и имела более высокую цену, чем сегодня.

Как музыкальные записи стали частью нашей жизни и почему и сегодня люди используют проигрыватели грампластинок, разберемся далее.

Коротко про эволюцию проигрывателей

Первым музыкальным продюсером стал аптекарь Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль. Он придумал устройство, способное записывать звуки. И мало того, он их записал, хотя и не смог потом воспроизвести. Только в 2008 году ученым с помощью компьютерных технологий удалось это сделать и услышать звуки, созданные в 1857 году.

Суть этого звукозаписывающего устройства была простой. Мартенвиль заметил, что звуки создают волну и заставляют предметы колыхаться. Поэтому он сделал большой конус, узкую сторону которого затянул тонкой мембраной. С другой стороны мембрана была соединена с тонкой иголкой, которая улавливала ее колебания. Острый конец иглы соприкасался с закопченным стеклянным цилиндром. От звуковых колебаний в копоти появлялись полоски, которые записывались, если вращать вокруг своей оси.

Взяв за основу эту идею, Томас Эдисон решил повторить этот эксперимент в оба направления. Он не только записывал звуки на диск, но и придумал, как их снимать. Для этого стеклянный барабан, а звук записывался по спирали. Снимался он также иглой, которая улавливала глубину и профиль дорожки, конвертируя их в звуки.

Способ оказался рабочим, а результат интересным. Главным недостатком Эдисона стали его хрупкие барабаны. Они были сделаны из стекла и часто портились. Эту неприятность устранили в следующем поколении проигрывателей.

Через 30 лет после появления первого записывающего устройства в 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал граммофон. Это было первое устройство, на котором в качестве носителя звука использовался диск, а не цилиндр. Это позволило не просто записывать, хранить и воспроизводить звуки, но и тиражировать их в промышленном масштабе.

Принцип действия граммофона был прежним: игла записывает и считывает дорожки, нанесенные по спирали. Носителем в этом случае выступал большой прочный диск. Первые пластинки делали из цинка, олова, эбонита и прочих относительно твердых и устойчивых материалов. После ряда экспериментов остановились на шеллаке. Он был удобным и выгодным в производстве. Этот материал долгое время занимал главенствующее место в музыкальной индустрии.

Только в 1948 году мир увидел первую виниловую пластинку. С этого времени началась новая эпоха в музыке. Этот способ записи и воспроизведения музыки оказался настолько качественным, что не умер полностью даже в 21 веке, хотя многие другие способы уже канули в Лету.

Проигрыватели советских времен

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Пока во всем мире развивалась музыкальная индустрия, на территории Советского Союза строилось новое государство, которому было не до развлечений. Первый собственный проигрыватель появился в этой стране в 1935 году. Он имел название ЭППГ-1, которое расшифровывалось просто – электропроигрыватель пластинок граммофонных.

Да, в те годы были пластинки из шеллака, особенностью которых было то, что на них на одной стороне помещалась только одна музыкальная композиция. Чтобы собрать оперу или полноценный концерт, приходилось покупать книжку с конвертами, в которых была сборка этих произведений. Вот откуда пошло традиционное название "Альбом", использующееся и сегодня для релиза сборки песен одного исполнителя.

ЭППГ-1 был достаточно простым. Это вертушка, игла со звукоснимателем и кабель, который подключался к другому устройству, куда передавал звук. Часто это был радиоприемник с колонкой.

Как уже упоминалось ранее, бум пластинок начался в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого столетия. Тогда появились долгоиграющие пластинки, сделанные из винила. Этот материал оказался менее капризным. На него удавалось записывать примерно 40-50 минут произведений, которые располагались на обеих сторонах пластинки. Благодаря этой особенности практически все альбомы тех времен были примерно одинаковой продолжительности. В редких случаях удавалось записать на одну пластинку до 60-70 минут музыки.

Чтобы воспроизвести ее, в советских домах долгое время использовали радиолы. Это своеобразные музыкальные центры 60-70-х годов. Они представляли собой симбиоз проигрывателя, радиоприемника и колонок. Были отдельной частью интерьера, как деталь мебели. Часто делались в том же деревянном корпусе, что и вся мебель, устанавливались на высокие ножки.

Вертушка проигрывателя со всей системой накрывалась отдельной крышкой для защиты от пыли. Также было принято украшать их салфетками и специальными дорожками, которые дополнительно защищали технику от пыли, грязи, случайно пролитой влаги. Когда нужно было послушать пластинку, крышка открывалась, и вся система активировалась простыми нажатиями на соседствующие кнопки. Самыми популярными в те времена были модели из прибалтики, отличающиеся меньшей неприхотливостью, чем другие устройства.

В советские времена из-за железного занавеса доступ к мировым альбомам был ограниченным. Купить оригинальную пластинку популярного в 70-х годах исполнителя означало отдать половину стоимости проигрывателя винила. И это только за один альбом. Собрать коллекцию означало потратить целое состояние. При этом денег на обыденные вещи практически не оставалось бы. Поэтому культура грампроигрывателей развивалась слабо, хотя промышленность и выпускала их интересные модели.

К таким можно отнести Сириус 315-пано, производство которого началось в 1978 году. Его особенность в том, что проигрыватель выдавал псевдостерео. На две колонки транслировалась одна и та же дорожка. Так звук был объемнее и интереснее.

Полноценное стерео стоило очень дорого в те годы. Ценовую политику диктовали транзисторы и лампы, использующиеся в проигрывателях. Для стерео их нужно было вдвое больше, чем для моно. Поэтому для бытового использования чаще покупались именно последние. Тогда люди не хотели переплачивать, ведь слушать то все равно было особо нечего.

Несмотря на изначальную дороговизну стереофонических устройств, они все же развивались в СССР. Например, Вега 002-стерео стала собственной разработкой советских инженеров. Она стоила столько же, как и копии зарубежных моделей. Но в ее комплект входили колонки с усилителем.

Следующим этапом в этой истории стали Веги первого поколения, которые имели номера со значением 100. Одной из самых востребованных в конце 70-х годов была Вега-106 стерео. Она стоила недорого, но в комплекте шла одна только дека. Для подключения можно было использовать магнитофон или даже телевизор, если не было денег на полноценную стереосистему.

Основные комплектующие для всех проигрывателей Вега выпускались на заводах Польши. Это считалось показателем более высокого качества звука. В то же время эти модели были крайне чувствительны к любым вибрациям. Поэтому танцы устраивать возле проигрывателя было не самым удачным решением. Иголка начинала прыгать по пластинке, давая пропуски в треке и царапая ее.

Хотя нельзя говорить, что это проблема исключительно Веги. Все проигрыватели тех времен не любили вибрации и сильные толчки. Это еще одна из причин, почему в СССР больше развивалось направление с магнитными лентами и магнитофонами, чем с винилом.

Были в те времена и совершенно уникальные образцы. Например, Корвет ЭФ-248 стерео имел вертикальное исполнение. У него был необычный футуристический дизайн. А сама пластинка проигрывалась в вертикальном, а не горизонтальном направлении. Эта модель не была широко распространена. Поэтому и сегодня ее можно редко встретить в домашних коллекциях.

А вот другие популярные проигрыватели с усилителями и без них – это не диковинка даже сегодня. Многие люди не только хранят эту технику у себя дома, но и продолжают слушать на них долгоиграющие пластинки.

Современный взгляд на винил

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Как ни странно, в современном мире винил не умер до сих пор. При этом магнитные кассеты и бобины уже практически не используются, поскольку они плохо хранятся и склонны к размагничиванию. Компакт-диски с музыкой – это скорее дань уважения артисту, чем реальное желание слушать музыку с них. Более того, сегодня не так и много устройств осталось, способных читать эти диски.

А вот винил не перестает занимать значимые позиции в жизни аудиофилов. Сегодня многие производители музыкальной аппаратуры не перестают выпускать вертушки и комплектующие к ним. Это связано и с тем, что топовые исполнители выпускают свои альбомы на виниле, переиздаются лучшие ретро-альбомы огромными тиражами. Люди покупают пластинки, поскольку верят в то, что на них качество звука лучше.

Это утверждение не лишено смысла. В оцифрованных звуках много искусственной информации: процессы сжатия и дописывания кода для расширения полноты звучания в любом случае искажают волны. А вот на виниле остается живая чистая дорожка. Чтобы воспроизвести ее максимально четко, используются проигрыватели с качественными звукоснимателями, а усилители к ним часто идут ламповые, способные передать максимальное богатство звука. И для этого подойдут как современные вертушки, таки выпущенные 30-50 лет назад.

Еще один аргумент в пользу винила можно посмотреть на любых выступлениях DJ-ев. В своей работе они используют исключительно винил. Да, проигрыватели у них не совсем обычные (на 2 вертушки), но это только помогает миксовать интересные и заводные треки. Эта техника уже не боится вибраций: возле проигрывателя можно не только танцевать, но и прыгать. В них встроенные дополнительные функции, позволяющие прослушивать музыку с разных каналов, добавлять эффект и тому подобное.

Но все же большая часть проигрывателей приобретается сегодня частными людьми. Они любят качество живого звука и собирают огромные коллекции классических ретро-пластинок, их переиздания, новые альбомы. Это своеобразная эстетика: послушать винил во время отдыха. Он не требует суеты. Запуск проигрывателя – это ритуал, а музыка – волшебство. И здесь не важно – современная это вертушка или старый патефон. Главно окунуться в атмосферу, стать частью этой необычной и незабываемой культуры.

Прогнозы на будущее

Смерт винилу пророчили уже неоднократно. Вначале люди думали, что пластинки уйдут с появлением магнитных лент. Времена шли, а проигрыватели развивались параллельно с магнитофонами. Затем все думали, что эра пластинок закончится с тотальным распространением компакт-дисков. Но и этого не случилось: плееры мы уже не используем, а винил продолжаем бережно укладывать под иглу звукоснимателя.

Затем скептики начали говорить, что цифровая эра и облачные сервисы окончательно похоронят винил. В то же время исполнители продолжают выпускать свои альбомы на пластинках и продавать их огромными тиражами. По этой причине можно смело утверждать, что в ближайшие десятилетия проигрыватели винила никуда не исчезнут. И если вдруг их перестанут выпускать, аудиофилы продолжать перепродавать их из рук в руки, поддерживать в рабочем состоянии и слушать, слушать любимую музыку с этих необычных дисков с едва заметными канавками.

Стоит отметить, что старинные проигрыватели ценятся среди многих людей сообщества поклонников винила. Выбрасывать их на помойку не стоит. Такие есть смысл бережно отнестись и к самим пластинкам. В некоторых коллекциях хранятся настоящие сокровища, стоящие сотни, а то и тысячи долларов. Выбрасывать такие сборники однозначно нельзя. Если в бабушкином шкафу остались некоторые пластинки и они не нужны больше, их лучше продать и заработать приличную сумму.

Скупка антиквариата "Ретро Мир" приобретет всю коллекцию за приличные деньги. Оценка происходит на основании единиц, входящих в нее. Никогда не получится так, что действительно ценные пластинки уйдут за копейки. "Ретро Мир" заберет и проигрыватели, усилители и прочую ретро технику. В зависимости от ее состояния, на этом можно прилично заработать.

Вызывайте оценщиков скупки антиквариата. Они посмотрят все, что есть в доме, дадут свое экспертное мнение, составят стоимость коллекции. "Ретро Мир" выкупает антиквариат целыми квартирными обстановками. Владельцам не нужно переживать по поводу доставки вещей в комиссионные магазины или коллекционерам. За все вещи выплачиваются наличные средства. Сделки оформляются по всем требованиям законодательства.

Винил – это выгодное капиталовложение. При условии правильного хранения пластинки бесконечно долго сохраняют работоспособность. С годами они становятся только дороже. И как только коллекция станет не нужной, ее всегда можно продать по выгодной цене. Некоторые из таких сборок могут стоить, как квартира или хорошая машина.

Читайте также:

Старинные ковры

Настенные ковры советской эпохи

Китайский старинный фарфор

Дмитровский фарфоровый завод: как рождались шедевры декоративно-прикладного искусства

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *