Как рождается мелодия винила

Как рождается мелодия винила

В эпоху цифровых носителей звуковая информация легкодоступна, разнообразна, человеку не составляет труда найти нужную мелодию. Однако многие отмечают, что их не устраивает качество воспроизведения мелодий и отсутствие атмосферы в процессе прослушивания. Поэтому интерес к когда-то забытым пластинкам возвращается, демонстрируя устойчивый ежегодный рост.

Возможности хранения такой коллекции ограничены пространством, и поклонники такой музыки уделяют большое внимание поиску информации о записях, выбирая только лучшее. Чтобы полностью оценить достоинства винила, желательно ознакомиться и с особенностями его кропотливого производства.

Этапы производства пластинок

Процесс создания пластинок в конце 19 века был довольно трудоемким и существенно отличался от современного. Этапы производства более поздних вариантов имеют много общего.

Создание мастер-ленты

Это начальный этап создания пластинки. От исполнителя или лейбла потребуется создать в студии качественную музыкальную запись, включающую голоса певцов, звуки инструментов и иных приспособлений. После сведения специалистом этих частей воедино рождается оригинальная лента без мастеринга. Обычно они не встречаются в свободном доступе, и найти их почти невозможно, так как компания-владелец строго следит за сохранностью.

В качестве такой записи может использоваться и более старое аудио, однако его потребуется оцифровать в соответствии с современными стандартами, при необходимости отреставрировать. Также потребуется и произвести обработку.

После получения готовой ленты с нее снимается несколько копий, получивших название Safety Copy. Они могут находиться на разных видах носителей, поэтому характеристики записи отличаются.

Специалисты по звуку проводят коррекцию копии: выставляют громкость голоса исполнителя, инструментов, оптимизируют тональность и проводят иную обработку. Основная задача – подготовить перенос звуковых данных в необходимую форму для размещения на пластинке. Результат этой работы – Production Master или мастер-пленка, которая получает свой номер и отправляется на фабрику.

Изготовление лакового диска

Один из самых важных этапов, когда звукозапись переносится на физическую основу, и колебания можно будет увидеть своими глазами. Производителями обычно используется диск из алюминия, толщиной примерно 1 мм и диаметром 33-35 см. Его поверхность предварительно полируют, пытаясь достичь максимальной гладкости. Это позволяет избежать любых отклонений звуковой дорожки.

Плоский диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака и оставляют высыхать. Если нанесенный слой высохшего лака имеет погрешности, их либо счищают, либо начинают процесс заново. В идеальном экземпляре делают отверстие по центру для возможности фиксации.

Готовый лаковый диск крепят на стенде звукозаписи, подбирая подходящий размер и удерживая его с помощью вакуумного присасывания. Изначально на свободном участке делают пробную запись музыкального фрагмента, осматривают результат на качество резки. Также выполняют тестовое воспроизведение звука.

Далее специалист запускает вращение диска и движение острого и твердого резака, чаще всего из сапфира. Он формирует тонкие звуковые канавки на лакированной поверхности. Движение резаку задает заложенная программа, она определяется содержащимися колебаниями звука мастер-ленты. Нарезанный диск подвергают проверке и наносят маркировку. В зависимости от тиража, изготавливают один или несколько экземпляров.

Создание мастер-матрицы

Лаковый диск не используется для штамповки пластинок. На его основе изготавливают негативный диск или матрицу. Лаковый вариант помещают в устройство для промывки, удаляя пыль и остатки производственных веществ. После этого его опрыскивают хлоридом олова и раствором серебра. Этот слой нужен для обеспечения проведения тока при последующей гальванопластике.

Пластину помещают в ванну и проводят никелирование под воздействием тока. В результате проникновения вещества в канавки образуется новый диск, у которого имеются не впадины, а выпуклости. Эти гребнистые копии получили название мастер-матрицы или негатива.

Изготовление позитива

Технически можно использовать негатив для штамповки, но обычно с этого оригинального диска снимают еще несколько копий. Эти экземпляры получаются уже с вогнутыми канавками. Их называют позитивами или материнскими матрицами.

Такая процедура клонирования необходима, т. к. количество экземпляров пластинок с одной матрицы ограничено примерно 300 экземплярами, после этого теряется качество воспроизведения. Для проверки готовые позитивы осматривают, при необходимости гравируют, и прослушивают запись на наличие дефектов. Эти копии не портит воспроизведение с помощью иглы.

Создание штамповочных матриц

Как рождается мелодия винила

С позитивов мастера изготавливают штамповочные матрицы, которые затем будут помещаться в прессовочную форму. Фабрики устанавливают различные ограничения на количество копий с одного позитива. Готовые матрицы покрывают хромом для увеличения срока службы и предотвращения слипания с виниловым веществом.

Создание пластинки

Для создания виниловой пластинки подготавливают сырье – нужное количество засыпают в специальный аппарат и плавят примерно при 160 градусах. В пресс-форму помещают термостойкие этикетки и матрицы штампов – зеркальное отображение позитивов. Для каждой из сторон пластинки используется своя матрица, конструкция скрепляется кольцом по краю.

После этого в форму загружают расплавленный винилит и сжимают пресс под давлением. В течение примерно 20 секунд, пока изготавливается пластинка, температуру снижают до 35-40 градусов. Гребни штампа при этом выдавливают необходимые бороздки.

Обработка краев

После окончания процесса шлифовки, полученную пластинку избавляют от излишков массы, выступившей за края. Затем ребро шлифуют. Способы работы с кромкой разрабатываются специалистами индивидуально для каждого завода, поэтому профили всегда разные – округлые, скошенные и так далее. Остатки винилата могут отправлять на производство новых изделий. Готовые пластинки выборочно прослушивают эксперты, чтобы оценить соответствие звучания заданному эталону. Также их осматривают на предмет наличия дефектов.

Упаковка

Партия виниловых дисков поступает в упаковочный цех. Каждый экземпляр вручную помещают в тонкую бумажную упаковку для защиты от пыли и мусора. Затем вкладывают в плотный бумажный конверт. Как правило, он содержит информацию о композиции, исполнителе и иных исходных данных о записи.

Поверхность конверта украшают особым рисунком. Также она может быть заламинирована или иметь рельеф. После того как появилась долгоиграющая виниловая пластинка, дизайн упаковки стал приобретать важное значение. Специалисты создают интересные тематические иллюстрации, украшают поверхность фотографиями и логотипом лейбла. Партия пакуется в коробки и распределяется по центрам продажи.

В прежние времена

Виниловая пластинка в ранние времена изготавливалась примерно по такой же схеме, как и сейчас. Однако есть и ряд различий:

  • Процесс обработки записи включал более простую обработку звукоинженером.
  • Первые матрицы изготавливались из стекла, покрытого сажей. Позже их заменили цинковые и медные диски. В этом и более поздних вариантах вместо лакового покрытия использовался воск. В специальном помещении его плавили, наносили на металлическую поверхность, удаляли пузырьки и, продолжая нагревать, позволяли растечься и заполнить всю форму. Охлажденную пластину с воском осматривали, проверяя гладкость.
  • Во время гальванизации восковая поверхность с нанесенными звуковыми канавками плавилась и не могла использоваться повторно.
  • Вместо серебра и олова могли использовать золото и медные покрытия.
  • В ранних вариантах вместо винилата использовался эбонит или шеллак.
  • Штамповка грампластинок могла производиться сразу с негатива, особенно если тираж был небольшой.

Используемые компоненты

Более раним материалом для создания граммофонных пластинок был шеллак. Пластинки из него производились примерно с начала века и до 50-х годов. Этот природный компонент из Юго-Восточной Азии представляет собой смолу, устойчивую к колебаниям температуры и влажности. К шеллаку примешивали сажу, сульфат бария, сланцевую муку и некоторые иные компоненты.

Материал хорошо передавал качество звука, однако был достаточно плотным, зернистым и тяжелым. Также его отличала хрупкость. В 1948 г. он уступил дорогу более подходящему для звукозаписи винилату. Однако причина замены частично лежала в его недостатке после Второй мировой войны, а также в неподходящих физических характеристиках для нанесения уплотненной звуковой дорожки.

Виниловая пластинка изготавливается из термопластичной смолы – винилата (поливинилхлорида). Он выпускается как в виде гранул диаметром до 3 мм, так и в форме порошка. На одну пластинку уходит до 200 г винилата. Чистое вещество прозрачно, поэтому к массе добавляют краситель. Чаще всего используется черный, но встречаются и иные варианты. В составе могут присутствовать вещества для размягчения массы.

Самые известные производители

Как рождается мелодия винила

История пластинок охватывает два века. Многие компании были основаны в начале или середине 20 века и пользовались большой популярностью у меломанов десятилетиями. Они выпускали рекорды большими тиражами и работали с самыми известными исполнителями. Среди наиболее известных производителей пластинок можно отметить:

  • Columbia;
  • Blue Note;
  • Capitol Records;
  • RCA (Victor Talking Machine Company);

  • Polydor;
  • Atlantic Records;
  • Gramophone Company;
  • Decca;
  • Virgin;
  • Мелодия;
  • Parlophone;
  • A&M Records;
  • Vertigo;
  • Prestige;
  • ECM;
  • Chrysalis;
  • Warner;
  • Charisma.

С 2006 г. наблюдается стойкий рост производства виниловых пластинок в связи с возвращением интереса к ним. Основные фирмы-изготовители сосредоточены в США, Чехии, Японии, Германии, Франции. Есть производитель винила и в России. Среди современных лейблов звукозаписи можно выделить Sony, Atlantic, Parlophone, Columbia, Warner.

Несмотря на растущее производство новых виниловых пластинок, многие поклонники музыки больше интересуются старыми записями с вторичного рынка. Они ищут работы любимых исполнителей или редкие раритетные записи. Владельцы же пластинок, которые потеряли интерес к этой сфере или получили коллекцию в наследство, всегда могут найти интересующегося покупателя.

Скупка антиквариата «Ретро Мир» предлагает приобрести вашу коллекцию записей или иные старинные вещи. Вы можете обратиться к специалистам для оценки состояния и ценности дисков. При согласии с условиями, компания выкупит у вас записи за наличные и сохранит их для истории.

Читайте также:

Патефонные пластинки: история и особенности

История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

Грампластинка Мелодия: культовые записи для меломанов и аудиофилов

Завод грампластинок: где кто и как печатает музыку

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *