Патефонные пластинки: история и особенности

Патефонные пластинки

Представляя себе патефон, вы наверняка вспомните и красивый деревянный корпус, и ручку, приводящую в движение механизм, и старинные картинки аппарата, окруженного меломанами, восхищенными новинкой. Это роскошное и редкое устройство 20 века требовало использования особых пластинок, которые редко встречаются в настоящее время.

Два вида патефонов

Слово «патефон» происходит от «Pathe» (Патэ – французская фамилия) и «φωνή» (фон – звук). Свое название он получил по названию фирмы, которой владели братья Патэ. Это устройство для проигрывания звука отличалось от граммофона компактным размером и иным строением корпуса и элементов. Оригинальный патефон существенно отличался от граммофона, как и пластинки к нему.

Позднее в нашей стране все компактные переносные граммофоны стали называть патефонами. Однако диски записи для них не имеют таких же особенностей, как варианты от Патэ, поэтому важно отличать о каком именно устройстве идет речь.

Отличительные характеристики

Если рассматривать оригинальные пластинки для патефона от фабрики «Патэ», то они имели явные особенности, отличающие их от граммофонных. Это касалось как внешних характеристик, так и метода записи и проигрывания. Производитель был нацелен на использование собственных методов, а также создание уникального бренда и увеличение количества покупателей.

Диски для портативных граммофонов, именуемых патефонами, не отличались от традиционных. На таких устройствах можно проиграть как обычные шеллачные, так и виниловые пластинки, но для использования экземпляров от братьев Патэ потребуется оснастить их некоторыми техническими элементами. На оригинальном фирменном патефоне фирмы включить запись граммофонной пластинки не выйдет.

Технические особенности

Также как и в выпускаемых валиках фонографов, в записи патефонных пластинок братья использовали глубинный метод, тогда как большинство остальных компаний предпочли поперечный. Это помогало увеличить время звучания и избавить от посторонних шумов.

В начале работы они вели запись поперечным способом, а затем переписывали глубинным, чтобы предотвратить копирование и сделать товар уникальным. Позже пользовались сразу глубинным. Для того чтобы владельцы граммофонов смогли запустить диски от «Патэ», им предлагалось приобрести специальную диафрагму и тонарм.

Существовало и еще одно отличие – воспроизведение патефонной пластинки шло по направлению от центра к краю. Скорость же проигрывания составляла 80-100 оборотов в минуту, вместо традиционных 78. Эта разница также работала на сохранение потока покупателей дисков для патефона именно у оригинального продавца. Чуть позже проблему решило оборудование граммофонов регулятором скорости.

Еще одной особенностью было использование сапфирового звукоснимателя. Для традиционных грампластинок применялись иглы, которые нужно было менять после каждого прослушивания стороны. В противном случае звук искажался, поверхность пластинки портилась. Сапфировый элемент заявлялся производителем как вечный, не требующий замены. Это было указано на всех рекламных плакатах фирмы.

Материал

Патефонные пластинки

Для создания своих пластинок «Патэ» использовали шеллак. Это органический продукт из Юго-Восточной Азии. Он образуется в виде смолистого вещества, которое после сбора промывают, измельчают и сушат. Полученную сыпучую массу соединяют с химическими веществами, плавят, с помощью вытяжки получают готовый шеллак.

Для изготовления пластинок он смешивался с разными минеральными наполнителями. Шеллаковые разновидности хорошо передавали мелодию, однако были довольно массивными. Толщина составляла до 3 мм, вес мог достигать 200 г. Их отличительная черта – хрупкость, поэтому многие пластинки сохранить не удалось.

Размеры и внешний вид

Первые пластинки для патефонов от братьев Патэ имели диаметр 50 см и вмещали информацию примерно на 5 минут звучания. В начале 20 века их сменили диски шириной 30 см, с особым способом грамзаписи – «от центра к краю». Позже основным форматом стали 28-сантиметровые пластинки.

Имена исполнителей обычно отображались на диске в виде гравировки по центру и покрывались краской. Классическая этикетка наклеивалась только на избранные рекорды. Записи помещались в традиционную бумажную упаковку.

Патефонные пластинки от других производителей имели традиционные размеры, характерные для всех граммофонных дисков:

  • 7-дюймовые (17,5 см);
  • 10-дюймовые (25 см);
  • 12-дюймовые (30 см).

Методы записи

Для записи оригинальных патефонных пластинок применялись, в разное время, два способа фиксации звуковой информации:

  • Глубинный. Применялся дольше всего и считался визитной карточкой дисков от фирмы «Патэ». Был изобретен американцем Т. Эдисоном еще для записи фонографом и использовался братьями согласно купленной лицензии. В данном случае игла-резец при записи движется вдоль вертикальной оси диска, оставляя за собой спиральную дорожку разной глубины. Колебания звука через рупор механически воздействовали на мембрану, соединенную с резцом, который снимал слой вещества в нужной последовательности.
  • Поперечный. Является результатом работы Э. Берлингера. При этом методе движение резца идет параллельно поверхности диска. Глубина остается неизменной, канавки создаются боковыми отклонениями.

Привлекающий репертуар

Отличительной особенностью пластинок для патефона этой фирмы стал богатейший каталог записей. Предприниматели уделяли большое внимание ассортименту и потребностям клиентов. В отличие от большинства фирм, фиксирующих только элитные виды музыки – оперу, классическую музыку и т. д., «Патэ» предлагала как такие же записи, так и народные мелодии, национальные напевы, выступления артистов театра, повседневные звуки.

При этом специалисты компании во многом изучали потребности рынка каждой страны, ездили по территории и искали интересных артистов. Для привлечения популярных исполнителей к сотрудничеству с ними, а не конкурентами, они использовали переговоры, подарки, прямую высокую оплату. Каждый покупатель мог найти то, что ему было интересно в ассортименте фабрики.

История появления

Оригинальная компания, подарившая миру патефон и патефонную пластинку, была образована еще в конце 19 века. Ею владели два брата из Франции: Эмиль и Шарль Патэ. Первоначально они занимались производством и продажей фонографов и валиков к нему. Однако в начале 20 века они обратили свое внимание на пластинки и граммофон.

Последний был модернизирован в 1901 г. в оригинальное устройство сотрудником компании, Г. Кеммлером. Он предложил уменьшить размер раструба и убрать его внутрь корпуса, сделав компактным. И первоначальная, и улучшенная модели выпускались фирмой под названием «патефон», увековечив название предприятия.

Помимо измененного вида, братья постарались сделать уникальными и проигрываемые диски для устройства. Кроме внешних отличий, они выделялись способом записи информации, скоростью проигрывания и богатым репертуаром.

В 1904-1905 годах патефонные диски стали снабжать записью на обеих сторонах изделия. С 1908 г. компания стала отходить от производства валиков для фонографов и сосредоточилась на пластинках. В 1916 г. был изменен способ звукозаписи – с глубинного был осуществлен переход на распространенный поперечный.

Первое десятилетие 20 века стало временем расцвета патефонов и пластинок, они имелись во многих домах. Компания имела большой оборот, даже Первая мировая война не привела к ее распаду. Однако к 1918 г. фирма разделилась на две части, Эмиль продолжил заниматься звукозаписью, Шарль сосредоточился на кино. В 1928 г. патефонная часть бизнеса перешла к «Коламбия фонограф компании».

Компактные граммофоны, известные у нас как патефоны, не теряли своей популярности, их включали и в квартирах, и в парках. За период 1920-1930 годов появились электромагниты звукоснимателя, электромагнитные адаптеры, усилители, что привело к рождению электропатефона. Позже (в конце 40-х–начале 50-х) появились электропроигрыватель и виниловая пластинка. Этим завершилась эпоха патефонов и история пластинок для них.

Развитие в России

Патефонные пластинки

Первое представительство компании братьев Патэ в Москве появилось в 1903 г. Тогда оно занималось продажей фонографов и валиков к ним и пользовалось большой популярностью. Чуть позже магазин стал предлагать к продаже свое фирменное изобретение – патефон, а также диски для проигрывания к нему. Кроме того, представители компании путешествовали по стране и вели запись выступлений артистов. Оригиналы переправляли во Францию для тиражирования на пластинках, а позднее возвращали в Россию или рассылали в зарубежные представительства.

Представители компании, видя успех, в 1907 г. открыли цеховое производство непосредственно в Москве. Предприятие установило 12 прессов и начало выпуск серийной продукции на рынок. Спустя четыре года мощности были увеличены почти вдвое, в цехе трудилось больше 300 человек, часть из которых обучались во Франции.

Ежедневно выходили в свет больше 5 000 патефонных дисков, а компания присоединила звукозаписывающую студию. В этом году оборот в стране составил более 1,2 млн. рублей, были открыты представительства в Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах.

Фирма Патэ в России делала ставку на продажу работ русских исполнителей. Она записывала и выпускала на пластинках народные мелодии, классическую музыку, выступления хора Архангельского, В. Паниной, Г.С. Пирогова, М. Эльмана, Н.В. Плевицкой, В.Л. Собинова, А.М. Лабинского, артистов театров.

Уникальным шагом стал выпуск патефонных пластинок из одного материала для двух категорий покупателей. Массовые и народные композиции продавались дешевле, диски сопровождались красной этикеткой. Для состоятельных граждан выпускали изделия с желтой биркой, содержащие избранный репертуар.

После Первой мировой войны компания пострадала не так сильно, как остальные фабрики звукозаписи, поскольку успела организовать продажи пластинок за Уралом и получить огромный рынок сбыта. Однако после Революции она постепенно перешла в собственность государства, хотя и не была разрушена. Именно здесь в 1919 г. выпускались первые записи речей В.И. Ленина и других политических деятелей.

Что касается патефонов и патефонных дисков, производимых не первоначальным разработчиком, то их созданием занимались частные предприятия и заводы, в СССР большинство принадлежало государству. Это такие компании как:

  • Ленинградский, Владимирский, Коломенский патефонные заводы;
  • фабрика «Граммофон»;
  • Ленинградский завод им. М.И. Калинина;
  • завод «Молот»;
  • артель «Горьковский Металлист».

Интересные факты о пластинках

  • определить точную дату выпуска патефонной пластинки, а иногда и авторов, зачастую сложно – компания не вела систематического каталога;
  • знак фирмы-производителя патефонов и пластинок к ним – французский петух, слоганы: «пою согласно и ясно», «всегда первые, всегда добротные, всегда неповторимые»;

Оригинальная патефонная пластинка является довольно редкой вещью. Их количество было изначально меньше, чем граммофонных, они требовали особых условий хранения и воспроизведения, поэтому многие не сохранились.

Владельцы патефонных дисков, не интересующиеся историей, могут найти своим экземплярам нового хозяина. Помогут в этом различные сайты онлайн-аукционов или скупка антиквариата. Обратиться за этой услугой можно в компанию «Ретро Мир» – специалисты осмотрят и оценят коллекцию старинных вещей, а при наличии согласия с условиями сразу произведут выкуп.

Читайте также:

История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

Грампластинка Мелодия: культовые записи для меломанов и аудиофилов

Завод грампластинок: где кто и как печатает музыку

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *