Кто из нас не держал в руках грампластинку и не наслаждался ее теплым звучанием? Этот носитель звуковой информации можно по праву считать лидером и символом своего времени. Хотя расцвет интереса пришелся на 20 век, история пластинок – от момента рождения первых вариантов до современности – занимает два столетия.
Что представляет собой пластинка
Название «пластинка» или в первоначальном варианте «граммофонная пластинка», происходит от греческих слов «γράμμα» – запись и «φωνή» – звук, а также общеславянского «пласт» – плоский, ровный, слой. Она педставляет собой форму хранения звуковых данных в виде тонкого диска с отверстием в центре. На одну или обе поверхности изделия наносится спиральная дорожка, при движении по которой игла начинает вибрировать и передавать колебания устройствам, преобразующим их в звук заранее заданной тональности, ритма.
История развития в 19 столетии
История пластинок начинается в 19 веке. Именно в это время интерес к воспроизведению мелодий достигает пика, а ученые и изобретатели находят способы для технического осуществления записи и проигрывания звука.
Прообразы и первые открытия
До того как появился самый популярный носитель музыки, люди восхищались шкатулками, воспроизводящими мелодию. Их можно считать своеобразными прообразами грампластинок в связи со схожим механизмом воспроизведения и записи звука. Конструкция состояла из цилиндра с выступами и зубчатого гребня. При механическом воздействии валик приводился в движение, и рождалась музыка.
Шкатулки была очень популярны в 19 столетии и тянули ученых к созданию устройств, которые бы могли проигрывать полноценные мелодии. Но до того, как воспроизвести звучание, его нужно было записать. Известно, что первым человеком, который смог это сделать, был Э.Л-С. Де Мартенвиль. В 1857 г. он запатентовал фоноавтограф – аппарат, который позволял запечатлеть звуковые колебания. Он коптил бумажную поверхность дымом и оборачивал ею валик устройства. Фоноавтограф царапал дорожки в такт колебаниям звука.
Самая ранняя из сохранившихся его записей датирована 9 апреля 1860 г. На ней зафиксирована мелодия народной колыбельной «При свете Луны, Пьерро, друг мой», продолжительностью 10 секунд.
Первые устройства
В 1877 г. двое ученых изобрели устройства для записи и воспроизведения звука. Первым стал Ш. Кро. Его палеофон имел стеклянный элемент, покрытый сажей, на поверхности устройство наносило отражение колебаний звука.
Эти дорожки копировались на светочувствительную основу – пластину из хрома, и уже она использовалась для воспроизведения звучания. Французский изобретатель закрепил теорию звукозаписи и воспроизведения, однако его заявка на патент не была удовлетворена.
Неизвестно, знал ли о его работе американец Т. Эдисон, но в том же году он построил свое механизм, выполнявший аналогичные функции. Он имел фольгированный валик, на котором игла наносила звуковые дорожки. Спустя десятилетие автор заменил покрытие на вощеную бумагу.
Мелодии на аппарате могли воспроизводиться, игла при этом двигалась вверх-вниз. Однако фонограф хотя и получил патент, но не обрел большую известность из-за короткого срока службы элементов, низкого качества аудио и тяжести копирования информации.
Появление круглого диска и дальнейшие успехи
В 1887 г. американец Э. Берлинер ознакомился с работами предшественника, француза Ш. Кро, и решил доработать его устройство. Он собрал сразу два аппарата, рекордер для записи и граммофон для проигрывания аудио.
В отличие от французского аналога, механизм Э. Берлинера был оснащен плоскими круглыми дисками, а не валиками. Эти металлические элементы выступали своего рода матрицами. Хромовую пластину он заменил на цинковую, дорожки на которую копировались не фотопечатью, а травлением. Игла стала двигаться влево-вправо, а не вверх-вниз. Все эти преобразования позволили добиться лучшего качества звучания, облегчили процесс и открыли дорогу массовому тиражированию.
Спустя пять лет материалом для создания граммофонных дисков стал эбонит. Из него с помощью пресса создавали копии с металлической матрицы. Однако этот материал обладал высокой стоимостью и не лучшим качеством воспроизведения. Поэтому чуть позже ему на смену выбрали органическую смолу – шеллак. Диски из такого материала были довольно толстые (до 3 мм) и тяжелые, но гораздо лучше передавали записанную информацию. Основным минусом шеллаковых разновидностей стала их высокая хрупкость.
Первые пластинки попали в Европу в 1889 г., а серийная запись была организована «Victor Talking Machine Company» в 1897 г. в США. Двумя годами позже начал продажи изобретатель Э. Берлинер. Граммофоны и пластинки стали стремительно набирать популярность, начали расти компании по их производству.
История развития в 20 столетии
20 век стал временем расцвета и спада использования грампластинок для записи и воспроизведения аудио. Уже в начале столетия выпускали несколько миллионов экземпляров этих носителей в год, пик популярности пришелся на 70-80-е годы. Менялся размер носителей, количество сторон для записи, материал изготовления и способ записи.
Изменение способа записи
До 1920-х годов грамзапись была механической, производилась с помощью рупора, который передавал на мембрану колебания звука. Она, в свою очередь, воздействовала на иглу-резец, формирующую канавку на диске. В конце этого десятилетия произошел революционный прорыв в записи, и она стала производиться с помощью электрических приборов, в том числе микрофона. Это снизило искажения и увеличило границы частотного диапазона.
Появление долгоиграющих пластинок
В 1948 г. началась новая эпоха в развитии носителей звуковой информации. Фирма «Columbia» выпустила новинку формата Long Play (LP или долгоиграющая), где к уже известной скорости 33 1/3 оборота в минуту добавилась увеличенная плотность записи. Это позволило продлить возможное время звучания аудио. Такие диски использовались только для электропроигрывателей, в которых удалось снизить силу прижима, скорость вращения, увеличив этим срок службы изделий.
Рождение винила
LP-носители приобрели популярность также благодаря новому материалу – искусственному полимеру поливинилхлориду. Винилат отличался прочностью, устойчивостью к температурным колебаниям, а также позволял значительно улучшить качество звука, увеличив диапазон частот и убрав побочные шумы. Постепенно этот материал полностью вытеснил остальные варианты, а виниловая пластинка стала символом своей эпохи.
Пластинки в дореволюционной России и СССР
Первый серийный фонограф попал в Россию благодаря предпринимателю и создателю отечественной звукозаписи Ю. Блоку в 1890 г. Спустя 18 лет Т. Эдисон лично подарил писателю Л.Н. Толстому фонограф, которым тот активно пользовался. Граммофон же пришел в страну в 1897 г., описание первых пластинок датируется 1898 г., хотя возможно они появились и раньше.
В 1910 г. предприниматели из Германии открыли в с. Апрелевка фабрику по выпуску грампластинок, которая в первые 12 месяцев выпустила 400 тыс. записей под марками «Record» и «Metropol». Первой серийной пластинкой стала цыганская песня. Позднее на них стали воспроизводить классическую музыку.
Эта фабрика была переименована в «Апрелевский завод грампластинок», и после революции перешла в собственность государства. В 1964 г. возникла компания «Мелодия», объединившая фабрики и студии звукозаписи. «Апрелевский завод» являлся одним из основных производителей в составе фирмы.
В начале 50-х годов была выпущена первая виниловая пластинка, эта разновидность вытеснила патефонные диски к 60-70-ым годам. Наиболее популярным размером в СССР был гранд, который уступил в популярности гиганту к середине 60-х годов. Можно было встретить как классические жесткие, так и небольшие гибкие пластинки из ПВХ-пленки. На пластинки записывалась классическая и популярная музыка, сказки, выступления поэтов и политических деятелей.
Эволюция размеров
Размеры и возможное время воспроизведения записи менялись со временем:
- 7-дюймовые разновидности или «миньон» (17,5 см) появились в начале 1890-х, могли воспроизводить аудио до 2 минут на одной стороне при высокой частоте вращения. На данный момент время составляет 7-8 минут.
- 10-дюймовые (25 см или гранд) начали выпускать в 1901 г., сейчас такой формат вмещает до 13-15 минут записи.
- 12-дюймовые (30 см или гигант) впервые увидели свет в 1903 г. и вмещали до 5 минут записи, сейчас способны проигрывать 20-24 минут.
Также существовали размеры 8 и 16 дюймов, однако они перестали выпускаться примерно в середине 20 века.
Современное состояние
В 90-х годах 20 века можно было наблюдать падение интереса к пластинкам, во многом это было связано с ростом популярности аудиокассет и компакт-дисков. В России последние массовые тиражи граммофонных дисков были выпущены в 1993-1994 годах.
После эпохи спада, в 2005-2006 гг. стал наблюдаться ежегодный рост интереса к пластинкам. Это относится как к покупкам новых записей, так и к винилу прошлых лет. Поклонники видят преимущество в лучшем качестве звучания, а также общей атмосферности процесса прослушивания и ностальгии.
На вторичном рынке можно встретить как раритетные издания, так и более массовые варианты. Каждый из них имеет свою ценность для истории. Если вы являетесь владельцем записей, к которым уже потеряли интерес, возможно, стоит найти им нового владельца. Вы можете сделать это самостоятельно или обратившись к энтузиастам по сохранению и передаче истории. Скупка антиквариата «Ретро Мир» приобретет ваши пластинки или другие старинные вещи. Оплата будет произведена наличными, сразу после заключения сделки.
Читайте также:
Грампластинка Мелодия: культовые записи для меломанов и аудиофилов
Завод грампластинок: где кто и как печатает музыку
Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни
Старинные ковры
Думаете, что железная кровать, изготовленная более 50 лет назад, – устаревший предмет, который не имеет никакой ценности? Напрасно! Уникальные такие экземпляры интересны ценителям, коллекционерам антикварной мебели. Вы – обладатель старинной железной кровати, но не видите ценности в таком предмете? Предлагаем вам оптимальное решение – продажу старинной железной кровати по привлекательной цене!
Разновидности железных кроватей
Если сегодня железные кровати не так популярны в интерьере, то еще 5 десятилетий назад такая мебель присутствовала в каждом доме! В разнообразии моделей можно было легко найти односпальные, полутораспальные, двуспальные кровати, детскую мебель для сна. Производились железные кровати со следующими видами конструкций:
- С панцирной сеткой. Обычно такие модели дополняются высокими металлическими изголовье и изножье с хромированным покрытием. Для удобства перемещения предусмотрены ролики. Такие кровати очень долговечны, комфортны, устойчивы к коррозии и излому. Сегодня отреставрированную мебель для сна с панцирной сеткой можно использовать в классическом, винтажном интерьере спальной комнаты;
- Складные. Производство такой мебели началось после 1945 года. В послевоенное время присутствовал дефицит жилья. Люди ютились в коммунальных квартирах, поэтому была необходима эргономичная, функциональная и практичная мебель. При складывании такие кровати трансформировались в тумбы, детские люльки;
- Двухъярусные. Специализированная больничная, армейская мебель, спальные места для интернатов. Обычно такие конструкции оснащались страховочной перекладиной, откидной лесенкой;
- С деревянными спинками. Более бюджетные модели в сравнении с цельными предметами из железа. Они использовались не только для создания домашнего уюта, но и для оснастки военных казарм, тюрем.
Преимущества железных кроватей
Не случайно антикварная мебель, произведенная более 50 лет назад, имеет высокую ценность и сегодня! Кровати того времени были выполнены из железа, а не сплавов. Это обуславливает их высокое качество. К числу основных достоинств железных кроватей относятся:
- Повышенная износоустойчивость, долговечность;
- Экологичность;
- Гигиеничность;
- Комфорт эксплуатации;
- Удобство транспортировки;
- Устойчивость к горению;
- Инертность к появлению бактерий, насекомых, грибка, плесени;
- Доступная стоимость;
- Простота ухода.
Долговечность старинных железных кроватей невозможно не заметить современному обывателю. Глядя на экземпляры того времени, очевидно, что время над ними не властно! Несмотря на многолетний срок службы, старинные железные кровати сохраняют первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства.
Размеры старинных железных кроватей
Как и современные кровати для сна, антикварные модели также производились в различных габаритах. В их числе:
- Односпальная. Модели для отдыха 1 взрослого или ребенка. Имея стандартные габариты, она часто приобреталась детям на вырост – со школьного возраста до взрослого. Размер односпальной железной кровати – 80x180 см.
- Полутораспальная. Железные кровати таких габаритов пользовались наибольшим спросом в послевоенный период. Их стандартные габариты – 2x1,4 м. Такие модели предназначены для сна 1 либо 2 взрослых.
- Двуспальная. Такие старинные железные кровати можно было увидеть в домах, квартирах высокопоставленных лиц. Помимо высокой комфортабельности, они обладают привлекательным внешним видом. Никелированные или хромированные изголовье и изножье в их конструкции украшались набалдашниками, шариками. Такая кровать – мечта современного ценителя антикварных, винтажных предметов мебели.
Панцирная сетка – обязательный атрибут старинной железной кровати
Конструкция панцирной кровати сочетает изголовье и изножье, выполненных из железа, между которыми натягивается сетка. Свое название «панцирная» она заслужила по причине особого плетения металлических пружин. На каркасе кровати сетка фиксируется разными методами, в зависимости от способа переплетения колец. Выделяются следующие типы панцирной сетки:
- Кольчато-шпилечный. В таком типе сетки пружина представлена несколькими кольцами, которые соединены проволокой из металла. Натяжные болты при такой конструкции отсутствуют. Такой тип сетки натягивается во время производства, а после фиксируется на корпусе;
- Сетчатый. По внешнему виду металлические пружины в такой конструкции схожи с ромбами. Ее натяжение на каркас производится самостоятельно, что позволяет корректировать жесткость спального места. Для этого натяжные болты, расположенные по металлической планке основания, подтягиваются разводным ключом.
Панцирная сетка очень износоустойчива. Ключевой недостаток такого вида основания кровати – быстрое растяжение. Однако, он легко исправляется своевременным подтягиванием сетки. Минимальный срок эксплуатации панцирной сетки составляет 20 лет. Максимальная нагрузка 1 такого спального места – 150 кг. Таким образом, старинные железные кровати с панцирной сеткой подходят для регулярной эксплуатации мужчинами и женщинами различной комплекции.
Ценность старинных железных кроватей
Наивно думать, что железные кровати – пережиток эпохи социализма. Такие предметы мебели представляют собой высокую ценность среди современных ценителей антиквариата. Желание обладать таким предметом повышают следующие факторы:
- Год производства модели. Минимальный – 50 лет. Чем предмет мебели старше, тем ценнее;
- Уникальность. Особенно ценятся предметы мебели, производство которых не было поставлено на поток. Однако и модели, выпущенные в послевоенный период, в больших тиражах, также представляют собой ценность для современников;
- Внешний вид. В случае с железной кроватью беспокоиться о ее реставрации точно не стоит. Долговечные модели сохраняют свой первоначальный внешний вид столетиями, лишь потеряв первоначальный никелированный отблеск;
- Возможность эксплуатации. Сон на старинной железной кровати с панцирной сеткой по комфорту гораздо выше в сравнении с отдыхом даже на самом дорогом анатомическом или ортопедическом матрасе;
- Коллекционная ценность. Ценители антиквариата не упустят возможность приобрести единичный экземпляр старинной железной кровати, произведенный на известном заводе в СССР, Польше, в других странах. Стоимость таких экземпляров гораздо выше привычных моделей из металла.
Недостатки железных кроватей
Как и любой предмет мебели, помимо множества достоинств, железная кровать имеет и ряд минусов. Многие из них лишь относительны и легко компенсируются обилием преимуществ такого изделия. Основными недостатками старинных железных кроватей являются:
- Большой вес. Такой минус – расплата за повышенную долговечность модели. Впрочем, именно за счет тяжести такой предмет мебели очень устойчив;
- Низкая температура каркаса. Железо – холодный металл, при этом, его температура будет понижаться в зависимости от температуры в квартире. Такой нюанс легко компенсируется неотьемлемыми атрибутами каждой кровати – постельным бельем, подушками, одеялом, покрывалом;
- Незамысловатый дизайн. Увы, старинные железные кровати не отличаются изящностью форм и наличием необычных декоративных элементов. Это объясняется тем, что в период пика их массового выпуска не существовало таких технологий. По такой причине обычному человеку сложно использовать старинную железную кровать. Она точно не впишется в лофт-интерьер, классический и современный;
- Травмоопасность. Да, на такой кровати отсутствуют острые края и зазубрины, которые могут нанести травму ребенку или взрослому. Однако, синяк после удара об спинку или каркас неизбежен.
Скупка антиквариата «Ретро Мир»
Предметы антиквариата – объект вожделения каждого коллекционера! Удивительно, но антиквариат сегодня вызывает огромный интерес и у обывателей. Ключевые причины такой тенденции – их необычный дизайн и отменное качество, которое не сравнится с современными предметами мебели. Для коллекционера предмет антиквариата представляет собой высокую культурную ценность. Обычные люди используют старинные кровати в создании интерьера в стилях «прованс», «конструктивизм», французском, «арт-деко» «минимализм».
Антикварные предметы мебели сегодня пользуются большим спросом! Если вы являетесь обладателем старинной железной кровати и полагаете, что это хлам и пережиток прошлого, то приложите усилия для того, чтобы такой предмет попал в руки настоящего ценителя. Сделать это можно, обратившись в скупку антиквариата «Ретро Мир». Мы расположены в Санкт-Петербурге и осуществляем деятельность с 2010 года. В числе наших преимуществ:
- Выкуп антикварных предметов в любом состоянии;
- Наличный и безналичный расчет на месте;
- Оперативность выезда агента по оценке;
- Возможность выкупа квартирных обстановок.
Будьте спокойны, оценку антикварного предмета осуществляет настоящий профессионал. Доступно привлечение специалистов искусствоведения, ювелирного дела. Штат высококлассных специалистов по достоинству оценит старинный предмет. При необходимости составляются договор купли-продажи, использование антикварных вещей, как залога, оформления страховки, формирования уставного капитала предприятия. Подарите новую жизнь ненужной для вас старинной железной кровати либо другим раритетным предметам, обратившись в скупку антиквариата «Ретро Мир»!