История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

Кто из нас не держал в руках грампластинку и не наслаждался ее теплым звучанием? Этот носитель звуковой информации можно по праву считать лидером и символом своего времени. Хотя расцвет интереса пришелся на 20 век, история пластинок – от момента рождения первых вариантов до современности – занимает два столетия.

Что представляет собой пластинка

Название «пластинка» или в первоначальном варианте «граммофонная пластинка», происходит от греческих слов «γράμμα» – запись и «φωνή» – звук, а также общеславянского «пласт» – плоский, ровный, слой. Она педставляет собой форму хранения звуковых данных в виде тонкого диска с отверстием в центре. На одну или обе поверхности изделия наносится спиральная дорожка, при движении по которой игла начинает вибрировать и передавать колебания устройствам, преобразующим их в звук заранее заданной тональности, ритма.

История развития в 19 столетии

История пластинок начинается в 19 веке. Именно в это время интерес к воспроизведению мелодий достигает пика, а ученые и изобретатели находят способы для технического осуществления записи и проигрывания звука.

Прообразы и первые открытия

До того как появился самый популярный носитель музыки, люди восхищались шкатулками, воспроизводящими мелодию. Их можно считать своеобразными прообразами грампластинок в связи со схожим механизмом воспроизведения и записи звука. Конструкция состояла из цилиндра с выступами и зубчатого гребня. При механическом воздействии валик приводился в движение, и рождалась музыка.

Шкатулки была очень популярны в 19 столетии и тянули ученых к созданию устройств, которые бы могли проигрывать полноценные мелодии. Но до того, как воспроизвести звучание, его нужно было записать. Известно, что первым человеком, который смог это сделать, был Э.Л-С. Де Мартенвиль. В 1857 г. он запатентовал фоноавтограф – аппарат, который позволял запечатлеть звуковые колебания. Он коптил бумажную поверхность дымом и оборачивал ею валик устройства. Фоноавтограф царапал дорожки в такт колебаниям звука.

Самая ранняя из сохранившихся его записей датирована 9 апреля 1860 г. На ней зафиксирована мелодия народной колыбельной «При свете Луны, Пьерро, друг мой», продолжительностью 10 секунд.

Первые устройства

В 1877 г. двое ученых изобрели устройства для записи и воспроизведения звука. Первым стал Ш. Кро. Его палеофон имел стеклянный элемент, покрытый сажей, на поверхности устройство наносило отражение колебаний звука.

Эти дорожки копировались на светочувствительную основу – пластину из хрома, и уже она использовалась для воспроизведения звучания. Французский изобретатель закрепил теорию звукозаписи и воспроизведения, однако его заявка на патент не была удовлетворена.

Неизвестно, знал ли о его работе американец Т. Эдисон, но в том же году он построил свое механизм, выполнявший аналогичные функции. Он имел фольгированный валик, на котором игла наносила звуковые дорожки. Спустя десятилетие автор заменил покрытие на вощеную бумагу.

Мелодии на аппарате могли воспроизводиться, игла при этом двигалась вверх-вниз. Однако фонограф хотя и получил патент, но не обрел большую известность из-за короткого срока службы элементов, низкого качества аудио и тяжести копирования информации.

Появление круглого диска и дальнейшие успехи

История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

В 1887 г. американец Э. Берлинер ознакомился с работами предшественника, француза Ш. Кро, и решил доработать его устройство. Он собрал сразу два аппарата, рекордер для записи и граммофон для проигрывания аудио.

В отличие от французского аналога, механизм Э. Берлинера был оснащен плоскими круглыми дисками, а не валиками. Эти металлические элементы выступали своего рода матрицами. Хромовую пластину он заменил на цинковую, дорожки на которую копировались не фотопечатью, а травлением. Игла стала двигаться влево-вправо, а не вверх-вниз. Все эти преобразования позволили добиться лучшего качества звучания, облегчили процесс и открыли дорогу массовому тиражированию.

Спустя пять лет материалом для создания граммофонных дисков стал эбонит. Из него с помощью пресса создавали копии с металлической матрицы. Однако этот материал обладал высокой стоимостью и не лучшим качеством воспроизведения. Поэтому чуть позже ему на смену выбрали органическую смолу – шеллак. Диски из такого материала были довольно толстые (до 3 мм) и тяжелые, но гораздо лучше передавали записанную информацию. Основным минусом шеллаковых разновидностей стала их высокая хрупкость.

Первые пластинки попали в Европу в 1889 г., а серийная запись была организована «Victor Talking Machine Company» в 1897 г. в США. Двумя годами позже начал продажи изобретатель Э. Берлинер. Граммофоны и пластинки стали стремительно набирать популярность, начали расти компании по их производству.

История развития в 20 столетии

20 век стал временем расцвета и спада использования грампластинок для записи и воспроизведения аудио. Уже в начале столетия выпускали несколько миллионов экземпляров этих носителей в год, пик популярности пришелся на 70-80-е годы. Менялся размер носителей, количество сторон для записи, материал изготовления и способ записи.

Изменение способа записи

До 1920-х годов грамзапись была механической, производилась с помощью рупора, который передавал на мембрану колебания звука. Она, в свою очередь, воздействовала на иглу-резец, формирующую канавку на диске. В конце этого десятилетия произошел революционный прорыв в записи, и она стала производиться с помощью электрических приборов, в том числе микрофона. Это снизило искажения и увеличило границы частотного диапазона.

Появление долгоиграющих пластинок

В 1948 г. началась новая эпоха в развитии носителей звуковой информации. Фирма «Columbia» выпустила новинку формата Long Play (LP или долгоиграющая), где к уже известной скорости 33 1/3 оборота в минуту добавилась увеличенная плотность записи. Это позволило продлить возможное время звучания аудио. Такие диски использовались только для электропроигрывателей, в которых удалось снизить силу прижима, скорость вращения, увеличив этим срок службы изделий.

Рождение винила

LP-носители приобрели популярность также благодаря новому материалу – искусственному полимеру поливинилхлориду. Винилат отличался прочностью, устойчивостью к температурным колебаниям, а также позволял значительно улучшить качество звука, увеличив диапазон частот и убрав побочные шумы. Постепенно этот материал полностью вытеснил остальные варианты, а виниловая пластинка стала символом своей эпохи.

Пластинки в дореволюционной России и СССР

Первый серийный фонограф попал в Россию благодаря предпринимателю и создателю отечественной звукозаписи Ю. Блоку в 1890 г. Спустя 18 лет Т. Эдисон лично подарил писателю Л.Н. Толстому фонограф, которым тот активно пользовался. Граммофон же пришел в страну в 1897 г., описание первых пластинок датируется 1898 г., хотя возможно они появились и раньше.

В 1910 г. предприниматели из Германии открыли в с. Апрелевка фабрику по выпуску грампластинок, которая в первые 12 месяцев выпустила 400 тыс. записей под марками «Record» и «Metropol». Первой серийной пластинкой стала цыганская песня. Позднее на них стали воспроизводить классическую музыку.

Эта фабрика была переименована в «Апрелевский завод грампластинок», и после революции перешла в собственность государства. В 1964 г. возникла компания «Мелодия», объединившая фабрики и студии звукозаписи. «Апрелевский завод» являлся одним из основных производителей в составе фирмы.

В начале 50-х годов была выпущена первая виниловая пластинка, эта разновидность вытеснила патефонные диски к 60-70-ым годам. Наиболее популярным размером в СССР был гранд, который уступил в популярности гиганту к середине 60-х годов. Можно было встретить как классические жесткие, так и небольшие гибкие пластинки из ПВХ-пленки. На пластинки записывалась классическая и популярная музыка, сказки, выступления поэтов и политических деятелей.

Эволюция размеров

История пластинок: прошлое и настоящее в России и мире

Размеры и возможное время воспроизведения записи менялись со временем:

  • 7-дюймовые разновидности или «миньон» (17,5 см) появились в начале 1890-х, могли воспроизводить аудио до 2 минут на одной стороне при высокой частоте вращения. На данный момент время составляет 7-8 минут.
  • 10-дюймовые (25 см или гранд) начали выпускать в 1901 г., сейчас такой формат вмещает до 13-15 минут записи.
  • 12-дюймовые (30 см или гигант) впервые увидели свет в 1903 г. и вмещали до 5 минут записи, сейчас способны проигрывать 20-24 минут.

Также существовали размеры 8 и 16 дюймов, однако они перестали выпускаться примерно в середине 20 века.

Современное состояние

В 90-х годах 20 века можно было наблюдать падение интереса к пластинкам, во многом это было связано с ростом популярности аудиокассет и компакт-дисков. В России последние массовые тиражи граммофонных дисков были выпущены в 1993-1994 годах.

После эпохи спада, в 2005-2006 гг. стал наблюдаться ежегодный рост интереса к пластинкам. Это относится как к покупкам новых записей, так и к винилу прошлых лет. Поклонники видят преимущество в лучшем качестве звучания, а также общей атмосферности процесса прослушивания и ностальгии.

На вторичном рынке можно встретить как раритетные издания, так и более массовые варианты. Каждый из них имеет свою ценность для истории. Если вы являетесь владельцем записей, к которым уже потеряли интерес, возможно, стоит найти им нового владельца. Вы можете сделать это самостоятельно или обратившись к энтузиастам по сохранению и передаче истории. Скупка антиквариата «Ретро Мир» приобретет ваши пластинки или другие старинные вещи. Оплата будет произведена наличными, сразу после заключения сделки.

Читайте также:

Грампластинка Мелодия: культовые записи для меломанов и аудиофилов

Завод грампластинок: где кто и как печатает музыку

Проигрыватель грампластинок: как музыка стала частью нашей жизни

Старинные ковры

Онлайн-оценка предмета по фото


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *