Мотоцикл «ИЖ» СССР: история развития, интересные факты

мотоцикл «ИЖ» СССР

Производство мотоциклов «ИЖ» СССР велось в период с 1929 по 2008 годы в городе Ижевск, откуда, собственно, и появилось такое название. Линейка этих двухколесных транспортных средств действительно поражала разнообразием. Завод выпускал спортивные, дорожные, гоночные, служебные и много других моделей, имеющих разные технические и эксплуатационные характеристики.

Историческая справка

История этого по-настоящему уникального транспортного средства уходит корнями в далекие тридцатые годы прошлого столетия. Еще до войны, в 1929 году, было разработано пять моделей мотоциклов, которые были предназначены исключительно для использования их в мотопробеге. Но самое главное, что в то время это было поистине инновационное транспортное средство, которое имело достаточно привлекательный внешний вид и хорошие технические характеристики.

Все модели этого мотоцикла были оснащены трехступенчатой коробкой передач, при этом передача тяги осуществлялась по коленчатому валу. Исключение составляла лишь модель «ИЖ-3». Кроме этого, у всех пяти моделей присутствовал V-образный двигатель, а функции рычажной и параллелограммной вилки по передней были объединены.

Всесоюзный автопробег показал, насколько мощными являются эти транспортные средства. Они с легкостью выдержали расстояние в три тысячи километров. Несмотря на это производители не спешили начинать массовое производство, которое позволило бы использовать мотоциклы «ИЖ» обычному народу. Случилось это только лишь в 1933 году, когда строительство Ижевского мотоциклетного завода было полностью завершено.

Практически каждые два года предприятие радовало потребителей новыми моделями, которые проходили существенную модернизацию. Однако в период войны с конвейера завода не сошел ни один экземпляр. Производство полностью было остановлено, а его запуск вновь стартовал лишь в 1946 году.

Одна из последних моделей – «ИЖ6.113-05», который назывался «Юнкер». Его массовый запуск пришелся на 2000 год. Это транспортное средство было разработано в стиле чоппер.

Модельные линейки

В 1946 году, когда Ижевский завод вновь заработал в полную силу, запустили массовое производство мотоциклетного транспорта. Одной из самых продаваемых стала модель «Планета». За все время было выпущено 405303 экземпляра. В советское время это было действительно невероятно. На заводе производили мотоциклы с коляской либо без нее, но главное, что ко многим моделям боковой прицеп можно было легко присоединить своими силами.

Более того, этот модельный ряд был представлен несколькими линейками:

  • Спортивный мототранспорт – это, прежде всего, «ИЖ-50» и «ИЖ-64М». Разрабатывались они на базе уже произведенных мотоциклов и предназначались для участия в многодневных соревнованиях.
  • Дорожные агрегаты – они были представлены моделями «Корнет», «Юпитер» и «Планета». Понятно, что предназначались они для езды по дорожным покрытиям среднего и высокого качества.
  • Гоночный «ИЖ-54-С2» – использовался исключительно для соревнований в скоростных гонках.

Кроме этого, на Ижевском заводе производили и служебные мототранспортные средства, которые были предназначены для сотрудников, служивших в патрульных службах. Это «Самсон», «Юпитер-5», «Юнкер» и «Мотопомпа». Все перечисленные модели мотоциклов были оснащены дисковым тормозом, специальными сигналами, жидкостным охлаждением, ветровым стеклом. Кроме этого, в комплектацию входила аптечка, кофры и рация.

Как видно, завод обеспечивал качественными и надежными транспортными средствами не только простых советских граждан, но и тех, кто работал в определенных структурах, в том числе в ГИБДД.

Мотоцикл «ИЖ» в современное время

мотоцикл «ИЖ» СССР

Некоторые источники утверждают, что завод Ижевска до сих пор выпускает мототранспорт. Однако это недостоверная информация, поскольку его производство было завершено еще в 2008 году. Да и в целом, завод прекратил свою деятельность, и главной причиной этому стало банальное банкротство.

Интересные факты

1. Можаров П.В. – именно этот человек стал главным инженером, который разрабатывал первые модели мотоциклов «ИЖ» СССР.

2. Модели, которые вышли после войны, производились по чертежам немецких инженеров. Причем заполучены они были благодаря победе над фашистскими захватчиками.

3. Попытки создать мотоцикл осуществлялись еще до 1929 года. Например, в 1913 году инженеры и ученые разработали транспортный агрегат, отдаленно напоминающий мотоцикл. Производили его полностью из иностранных деталей, да и выпущено было всего пятьсот экземпляров. Но не это главное. Именно данное транспортное средство впоследствии послужило созданию первых моделей «ИЖ».

4. Как ранее говорилось, сотрудники ГИБДД передвигались по столичным дорогам на мотоциклах «ИЖ», которые производились специально для них. Вот только почему в один момент они перестали закупать этот отечественный мототранспорт – на этот вопрос так и не нашли ответа.

5. Мало кому известен тот факт, что далеко не все модели были удачными, а потому их попросту не запускали в массовое производство. В качестве примера можно взять «ИЖ-555». Казалось бы, мощнейшее транспортное средство в 25 лошадиных сил, имеющее двухцилиндровый двигатель с объемом почти 500 кубических сантиметров и способное разгоняться до 95 км/ч. Кроме этого, он был оснащен боковым прицепом.

Почему же этот мотоцикл не пустили в массовое производство, ведь он по всем параметрам превосходил своих предшественников? Ответ очевиден: просто его объем не соответствовал политике, которую вел Ижевский завод.

6. Самая дорогая модификация мотоцикла «ИЖ» СССР стоит примерно 250 тысяч рублей. Это модернизированная модель «Планета-Спорт», которая была выпущена в 1976 году. В ее конструкции присутствовало двенадцативольтное оборудование, вот только остальные технические и внешние характеристики остались неизменными. В свободной продаже это средство продержалось всего лишь год, но так и не нашло своего покупателя.

7. В 2018 году, по словам главы «Ростеха», были завершены долгосрочные разработки мотоцикла, который должен был войти в список транспортных средств, сопровождающих президентский кортеж. Планировалось, что оно будет полностью электрическим, при этом внешние характеристики станут в один ряд с транспортом, входящим в категорию «Аурус». Однако до сегодняшнего времени не произведено ни одного экземпляра этой модели и соответственно, она не пополнила список авто представительского класса.

8. Можно ли себе представить мотоцикл, который произведен из древесины? Вполне! До этого додумался Юрий Хвтисишивили, который является жителем Санкт-Петербурга. Он создал уникальную модель «ИЖ-49» всего за каких-то четыре месяца. В работе он использовал преимущественно ручные инструменты, при этом некоторые модели он изготавливал на токарном станке. По внешнему виду такой мотоцикл вообще не отличить от его железных «собратьев», а вот материалы и цвет, конечно же, существенно отличаются. Самое удивительное, что все составные части этого мотосредства сделаны из дерева.

9. На одном из предприятий Турции производят мотоциклы, которые по внешним характеристиками совершенно не отличаются от «ИЖ Планета-5». Правда, у турецких «коней» имеется четырехтактный мотор с электрическим приводом и пятиступенчатая коробка передач, которая дает возможность разгоняться на таком мотоцикле до 120 километров в час. Это, вроде как, прототип мотоцикла «ИЖ» СССР, но имеющий в себе турецкое и китайское (запчасти) содержание.

10. Однажды трое друзей, о которых впоследствии узнали в каждом уголке России, решили «модернизировать» «ИЖ Планету-5» под мотоцикл иностранного производства. Он должен был отвечать самым высшим качественным и эксплуатационным характеристикам. К слову, подобное транспортное средство сейчас можно купить за 20-30 тысяч евро. Сделать такое приобретение может далеко не каждый человек. И эти трое друзей умудрились из обычного «ИЖа» сделать нечто невероятное.

11. Мало кому известно, почему этот мотоцикл стал лидером в использовании мотосредств в различных соревнованиях. Первые соревнования по мотокроссу международного масштаба стали проводиться в 1954 году. Затем это мероприятие организовывали ежегодно. Советские спортсмены присоединились к нему в 1956 году, однако главным условием этого соревнования было участие только лишь на мототранспорте, произведенном в странах соцлагеря.

Но однажды по техническим причинам, нашему советскому спортсмену пришлось участвовать в мотокроссе на мотоцикле «КТМ». И именно тогда он одержал победу, причем происходило это впоследствии несколько лет подряд. В 1979 году был ужесточен запрет на использование в чемпионатах транспортных средств иностранного производства, и на так называемую «арену» мотокросса вышел мотоцикл «ИЖ» СССР.

мотоцикл «ИЖ» СССР

Если говорить в целом, то эти транспортные средства отличались безопасностью, удобством (даже при дальнем следовании), были долговечными и действительно стильными. Большинство моделей выпускались с уже встроенным боковым прицепом, а на остальные можно было легко его установить. И это являлось одним из главных плюсов подобных агрегатов.

В современное время можно продать или же приобрести только подержанный мотоцикл, выпущенный Ижевским заводом. При этом стоимость, в зависимости от модели и состояния мототранспорта, варьируется в пределах от 5 до 80 тысяч рублей. Хотя, если средство имеет хорошие внешние и технические характеристики, то цена может возрасти до ста тысяч рублей.

Скупка антиквариата «Ретро Мир» выкупает различные старинные вещи, предметы, технику и мебель за наличный расчет. Мы работаем без посредников и гарантируем полную конфиденциальность сделки. Вы можете сдать как отдельный антикварный предмет, так и всю домашнюю обстановку, при этом деньги вы получаете сразу и в полном объеме.

Читайте также:

Мотоцикл «Минск» СССР: восхождение на советский «Олимп»

Велосипед Салют СССР

Велосипед Аист СССР

Складной нож СССР

WhatsApp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.