Мотоцикл «Урал»: легенда советского производства, которую очень полюбили американцы

Мотоцикл «Урал»

Мотоцикл «Урал» действительно был и остается легендой, причем не только на территории бывшего СССР, но и в других странах, таких, как: США, Австралия и Япония. При этом мало кто знает, что под этой маркой скрывается целых три абсолютно разных и не похожих друг на друга мотоцикла.

Чем же он так полюбился? Ведь, казалось бы, в советское время выпускалось много разных транспортных средств подобного типа. Все дело в том, что именно мотоцикл «Урал» сохранил старый армейский аскетизм, не желая идти «в ногу со временем» и оставаясь полностью равнодушным к качеству дорог.

История создания и легенда без опровержимых фактов

Существует одна легенда об этом транспортном средстве, которое поначалу стало гордостью Свердловской области, а затем и всего Советского Союза. Она интересная, вот только совсем не правдивая. Немцы утверждали (а некоторые и сейчас стоят на своем), что первая модель мотоцикла «Урал» была тайно скопирована с немецкого мотосредства марки «БМВ», который был выпущен в 1938 году. А чуть позже к ним присоединились и шведы, которые заявили, что этот советский мотоцикл является абсолютной копией их модели «R-71».

Якобы, советские ученые и инженеры были под таким ярким впечатлением от победы над Гитлером, что «разворовали» всю Европу, вывозя с самых крупных заводов все мощности, включая документацию. Да, возможно, отчасти это правда, поскольку есть примеры, такие, как: «ИЖ» и «Минск». Однако, по словам Александра Буланова, директора Ирбитского музея мототранспорта, запуск производства первых моделей мотоциклов пришелся на 1940 год. Тогда у Советского Союза были отличные отношения с Германией, а потому немцы самолично передали чертежи и прочую документацию, оформив официальную лицензию.

Советским ученым на то время показалось, что именно немецкие модели самые совершенные, хотя были рассмотрены также предложения английских и американских инженеров.

Первые модели были выпущены на одном из заводов Москвы. Это были армейские мотоциклы, оснащенные удобной коляской. Однако в самом начале войны, когда немецкие войска стремительно стали продвигаться в сторону столицы, производство мотоциклов было решено перенести на Урал. Интересно, что мощности разместили на бывшем пивоваренном заводе, и уже через три месяца мототранспорт начали производить в массовых масштабах.

Стоит отметить, что первые выпущенные мотоциклы действительно мало отличались от немецких «БМВ». Они так же были оснащены двухцилиндровым двигателем с объемом 746 кубических сантиметров. Более того, они тоже имели мощность в 22 лошадиных силы. Но главное, что их можно было с легкостью эксплуатировать по бездорожью.

Модернизация мотоциклов «Урал» за все время выпуска была скудной и не претерпевала каких-то особых изменений. Например, модель «М-72» отличалась только лишь тем, что спицы у нее было чуть толще, а бензобак мог вместить 22 литра бензина.

История успеха мотоцикла «Урал»

 

Мотоцикл «Урал»

Если до 1955 года эти мотосредства выпускались исключительно для военных целей и специальных служб, то с наступлением следующего года все кардинально поменялось. Причиной этому стало то, что военный заказ передали одному из Киевских мотоциклетных заводов, который выпускал машины марки «Днепр». Уральскому заводу не оставалось ничего другого, кроме как запустить массовое производство мотоциклов для обычных советских потребителей. И самое интересное, что именно в этот период данные транспортные средства приобрели невероятно огромную популярность.

Первая гражданская модель была выпущена под маркой «М-72М» и стала, как говорили советские люди, «настоящей рабочей лошадкой». На этом агрегате можно было заехать куда угодно, при этом люди могли перевозить на нем большие тюки с сеном или тяжелые мешки с картошкой.

Еще один интересный факт: изначально ирбитский мотоцикл не имел никакого названия, а только буквенное обозначение. И только лишь в 1961 году ему дали гордое название «Ирбит». А еще чуть позже мотоцикл стал выпускаться под маркой «Урал». Самой массовой за весь период производства была модель «М-63», которую впервые выпустили в 1963 году. Она действительно была одной из самых востребованныъ, однако выпуск ее прекратился в 1971 году.

Отдельно стоит сказать о таком человеке, как Николай Воложанин, который многое сделал для развития Ирбитского мотозавода. Скончался он в 2011 году, однако еще при жизни он стал настоящей живой легендой. Он не только дважды был директором прославленного предприятия, но и участвовал в дальних мотопробегах на своих трех личных «Уралах».

Именно благодаря ему заграница увидела всю мощь и красоту мотоцикла «Урал». Случилось это в 1968 году, в то время в Италии был организован один из дальних пробегов. На отечественных мотосредствах выехало девять работников Ирбитского мотозавода, включая и самого Николая Воложанина. За пятьдесят суток они преодолели 11 тысяч километров, причем в процессе не было каких-либо серьезных поломок средств, на которых они передвигались.

Период падения и застоя

Все когда-нибудь в этой жизни заканчивается. Слава уральских мотоциклов отгремела и на ее место пришел период падения и длительного застоя. Иностранные государства стали стремительно опережать отечественное производство мотоциклов. Стали появляться более усовершенствованные модели, где мотоциклу «Урал» попросту не было места. Причиной этому послужило резкое ограничение количества поставляемого материала. Многие эксперты до сих пор считают, что у советских ученых просто не было новых технических идей, однако на самом деле их было нереальное количество! Все дело в том, что для модернизации и выпуска новых усовершенствованных моделей нужны были колоссальные денежные средства, которые государство не в силах было предоставить заводу.

В качестве примера можно взять модель «М-73», которая планировалась к выпуску для обычных советских граждан, желающих приобрести мотоцикл с коляской. Это был отличный агрегат:

  • Двигатель на 750 кубических сантиметров;
  • Наличие автозапуска;
  • Оснащение тормозом, имеющим гидравлический привод.

Это был настоящий «зверь», который испытывали «вдоль и поперек». Уже даже было получено разрешение на массовое производство, однако на первую пятилетку необходимо было почти пять миллионов рублей. У государства таких денег не нашлось, хотя завод ежегодно приносил более двадцати миллионов чистой прибыли. О производстве этой модели можно было забыть. Ни одного экземпляра «М-73», к сожалению, так и не было выпущено.

Но и это еще не все. В 1995 году случилось самое большое и масштабное падение. Можно посмотреть на официальную статистику:

  • В 1975 году был выпущен миллионный экземпляр мотоцикла «Урал»;
  • А уже в 1985 – двухмиллионный;
  • Трехмиллионный выпуск пришелся на 1993 год.

Однако, если в 1992 году была выпущена 131 тысяча мотоциклов, то в 1993 – уже на десять тысяч меньше. В 1994 году завод не дотянул до отметки в семьдесят тысяч, а в 1995 – вообще «скатился» и выпустил всего 11700 экземпляров.

Возникает вполне резонный вопрос: почему так получилось? Все дело в том, что постепенно снижался спрос на мотосредства. Начиная с развала Советского Союза, большинство людей не могли себе позволить такую «роскошь», как иметь собственный мотоцикл. Обычным гражданам еле хватало на еду и кое-какую одежду, а потому речи о крупных и дорогих покупках даже не шло.

Эпоха возрождения

Удивительно, но именно в период падения и полного застоя завод выпустил одни из лучших своих моделей, которые стали популярными. Речь идет о мотоциклах «Вояж» и «Волк». Последний, к слову, стал самым востребованный среди российских байкеров, а его производство пришлось на достаточно тяжелый 1999 год. Именно «волк» считают самой удачной моделью Ирбитского завода.

Что касается другой модели – «Вояж» – ее массовое производство было запущено в 1996 году, однако в сравнении со своим железным «другом» имела более скромные технические характеристики. Наверное, именно поэтому она была менее популярной и востребованной.

Кроме этого, завод также выпускал и выпускает до сих пор другие модификации, не менее интересные и оригинальные:

  • «Урал Gear-Up» – это армейская версия мотоцикла, которая отличается стильной камуфляжной расцветкой.
  • «Соло ДПС» – этот агрегат дополнительно оснащен ветровым щитком, сигнальными фарами и сиреной. Предназначен он для сотрудников патрульной службы.
  • «Турист» – туристическое мотосредство, которое использовалось для дальних поездок, в частности, по бездорожью. Оснащено дополнительным приводом, которое располагается на колесе коляски.
  • «Соло» – это стильный и мощный одиночный байк, имеющий классическую посадку и прямой низкий руль. Этот железный «конь» может развить скорость до 150 км/ч.
  • Урал «Ретро» – уникальная модель, которая создана в стиле пятидесятых годов прошлого столетия. Внешне она на самом деле очень привлекательная и респектабельная. Особый шарм ей добавляет черная кожа сиденья и велюровая обивка бокового прицепа.

Интересные факты

Мотоцикл «Урал»

1. Большинство советских байкеров предпочитало именно мотоцикл «Урал», поскольку он был одним из самых мощных, стильных. Более того, он красиво, но при этом достаточно агрессивно «рычал».

2. В 2002 году по приказу Саддама Хусейна у Ирбитского завода Республиканской гвардией было закуплено две тысячи мотоциклов с колясками. Эти агрегаты предназначались для установки пулеметов, чтобы таким образом повысить обороноспособность.

3. Даже у Бреда Питта есть собственный уральский мотоцикл «Турист», который он приобрел в 2012 году.

4. Те люди, которые часто смотрят зарубежные фильмы и сериалы, наверняка заметили, что во многих кинолентах герои разъезжают именно на мотосредствах, выпущенных Ирбитским заводом. В качестве примера: «Призрачный гонщик 2».

В современное время это Уральское предприятие является единственным на территории Российской Федерации, кто производит отечественные мотоциклы. А все потому, что именно ему удалось сохранить свою марку и собственное производство. Да по масштабам серийных выпусков настоящее врем не сравнить с советским. Однако факт остается фактом: завод до сих пор функционирует и причем достаточно успешно.

Сегодня найдется немало коллекционеров, которые готовы за хорошие деньги приобрести советский мотоцикл «Урал». Если в вашем гараже без надобности пылится какое-нибудь транспортное средство советских времен или старинные вещи, которые только занимают свободное пространство, скупка антиквариата «Ретро Мир» предлагает за наличный расчет сдать их на реализацию.

Наша компания выкупает как отдельные предметы антиквариата, так и целые домашние обстановки. После оценки специалиста деньги выплачиваются наличными и в полном объеме. Конфиденциальность и безопасность сделки гарантирована.

Читайте также:

Мотоцикл «ИЖ» СССР: история развития, интересные факты

Мотоцикл «Минск» СССР: восхождение на советский «Олимп»

Велосипед Салют СССР

Велосипед Аист СССР

WhatsApp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *