Советский мопед «Дельта»: культовое транспортное средство времен СССР

Мотоцикл «Урал»

Если говорить современным языком, советский мопед «Дельта» в СССР был самым стильным, престижным и безумно популярным. Каждый советский подросток или юноша хотел бы хоть раз прокатиться на нем, чтобы прочувствовать всю его мощь. По техническим характеристикам мопед «Дельта» был сравним с мотоциклами. И несмотря на то, что ломался он достаточно часто, спрос на него в Советском Союзе просто зашкаливал.

Мопед «Дельта»: создание и производство

Как только в массовое производство была запущена первая модель этого мопеда, ее стали называть настоящей звездой. Да и в целом, даже в современное время его признают легендой восьмидесятых годов, а коллекционеры готовы выкладывать относительно немалые деньги за экземпляр, который сохранил хороший внешний вид и советское качество.

Это мотосредство, которое было оснащено одним из двух видов движка: V-50, предназначенный для ручного переключения передач, и V-50M(V-501M) – для ножного. Скорость он развивал до 50 км/ч, при этом объем двигателя составлял 40 и 50 кубических сантиметров, в зависимости от модели.

Казалось бы, характеристики совсем «никудышние» в сравнении с аналогичными транспортными средствами. Но есть один секрет, благодаря которому этот мопед был очень популярным в Советском Союзе. Все дело в том, что по внешнему виду он очень уж напоминал чешскую «Яву», и именно поэтому все юноши и подростки хотели иметь такой агрегат в своем личном распоряжении. Это на самом деле была самая сокровенная мечта, которая исполнялась далеко не у каждого.

В современное время тоже выпускают мопеды под маркой «Дельта», причем китайского производства. Однако это совсем не то транспортное средство, которое производили в период существования Советского Союза. Последние создавались именно для отечественных дорог, которые не отличались и, впрочем, до сих пор не отличаются высоким качеством.

В 1986 году миру была представлена модель «РМЗ 2.124», которая имела обновленный двигатель и раму. При этом были и ее модифицированные версии:

  • «Спорт» – это мопед, который был предназначен для участия в спортивных соревнованиях. Он был достаточно мощным, однако так и не обрел всеобщего признания в мире спорта.
  • «Люкс» – эта модель была разработана с учетом всех прогрессивных технологий, но тоже не пользовалась особой популярностью.
  • «Турист» – для туристических поездок этот агрегат был вполне приемлемым, однако стоит заметить, что по бездорожью он справлялся далеко не на всех участках.

Кроме этого, первое массовое производство вызвало волну легкого негодования у советских потребителей, поскольку рама у него оказалось слабая. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что впоследствии этот дефект был исправлен.

Период развития и модернизации выглядел следующим образом:

  • 1986-1989 годы – выпущенные ранее агрегаты оснастили моторами «V-50» и «V-501. Кроме этого, ручки на багажнике у советских мопедов «Дельта», а также шаровидная фара стали хромированными. Расцветка тоже начала более-менее радовать: теперь завод начал выпускать красные, голубые, зеленые и коричневые мотосредства.
  • 1990-1996 годы – цвет багажника стал совпадать с расцветкой всего мопеда, вместо шарообразной появилась квадратная пластмассовая фара. При этом моторы остались той же марки. Добавились и другие цвета: белые и светло-бежевые.

Производитель также выпускал модели и с литым двигателем «Dezamet», который имел трехскоростную коробку передач польского производства. Однако это были небольшие партии, практически все выпущенные экземпляры эксплуатировались только на территории Латвии, не выходя за ее пределы.

Нельзя обойти вниманием и «Ригу», производство которой осуществлялось в период с 1958 по 1998 годы. Происходило это на рижском заводе под названием «Саркана звайгзне».

Неизбежный кризис

Мотоцикл «Урал»

Кризисные период пришелся на девяностые годы, которые, по сути, и стали заключительным этапом в истории предприятия, выпускающего советские мопеды «Дельта». Как известно, в начале последнего десятилетия ушедшего столетия произошел распад Советского Союза. Это привело к существенно повышению налогов на всей территории Латвии. Более того, началась глобальная денационализация предприятий и организаций. Все выгодные сделки моментально были аннулированы, а производимые ранее мопеды стали представлять серьезную конкурентную помеху, поскольку отличались идеальным сочетанием «цена + качество».

Но и это еще не все. Один из потомков Густава Эренпрейса, который был родоначальником велосипедного завода и впоследствии «Красной Звезды» в Риге, присвоил себе крупную часть завода. Суд оказался на его стороне, но все бы ничего, вот только, если бы он затем не сбежал в Европу. Его имя до сих пор находится «за семью печатями» и вряд ли когда-нибудь будет разглашено.

Оставшиеся на предприятии руководители и сотрудники делали все возможное, что удержать завод на плаву. Однако в 1998 году полностью был прекращен выпуск мопедов «Дельта», а остатки производственных мощностей попросту были распроданы. Причем все станки, аппараты, агрегаты и прочее оборудование ушло как металлолом.

Сегодня на месте завода только лишь развалины, где в советское время гордо стояло одно из самых передовых предприятий СССР.

Проведение тюнинга и смена модификации двигателя

По сути, в понятие «тюнинг» входила лишь периодическая смена звезды, которая располагалась в задней части. При заводе этого агрегата нужно было прибегнуть к относительно большой физической нагрузке, активно поработав ногой. Что ж, и в этом советские люди находили плюсы, считая, что «дополнительно» занимаются так называемым «спортом» и соответственно, укрепляют свое здоровье.

Что касается модификации двигателя, то ее не проводили от слова «совсем», поскольку это, по сути, являлось недееспособным. Если грамотно обкатать этот агрегат, то можно развить скорость до 60-65 километров в час. Однако это чаще всего было исключением из правил. А все потому, что две передачи попросту не могли справиться с поставленной для них задачей. Достаточно завести «Дельту» и посмотреть, как шатко и неуверенно она осуществляет разгон. Да и в целом, разгоном это тоже вряд ли можно называть в полном смысле этого слова.

Ремонт тоже никто не отменял

Все знают, что абсолютно любая техника ломается. Одна – чаще, другая – реже, но факт остается фактом. Не исключением, конечно же, является и мопед марки «Дельта», который тоже имел свойство ломаться, особенно в условиях его интенсивной эксплуатации.

Наиболее часто выходил из строя двигатель, затем по нисходящий к нему присоединялись: поршни, кольца, сцепление. Владельцы этих железных «коней» практически ежедневно что-нибудь ремонтировали. Благо, у этого мопеда была простая конструкция, а потому разобраться в деталях мог любой юноша и даже подросток.

За что же на самом деле советские потребители любили мопеды «Дельта»?

Мотоцикл «Урал»

На этот вопрос есть несколько весомых аргументов. Да, заводился он с «толкача», да и е сразу, однако весил всего 55 кг, а скорость мог разгонять до 50 км/ч. Кроме этого, привлекательный внешний вид (по тем временам) тоже не остался в стороне и был высоко оценен советскими байкерами.

Кроме этого, крыло, поднятое спереди – это было на самом деле модно и считалось культовым. Ведь эти мопеды изначально предназначались для участия в различных мотокроссах. Представители советского молодого поколения, кому посчастливилось приобрести такой агрегат, считали себя настоящими байкерами, покоряющими дороги своих населенных пунктов. И объясняется это просто. Во времена СССР молодежь не была избалована разнообразными видами техники. Они даже не догадывались, что через несколько десятков лет появятся мопеды (не говоря уже о крутых мотоциклах), способные развивать скорость до 120 и выше километров в час.

Эпоха выпуска советских мопедов «Дельта» завершилась в 1998 году. Это мотосредство тоже было весьма популярным и даже считалось элитным на то время, несмотря на, мягко говоря, не очень хорошие эксплуатационные и технические характеристики. Впрочем, и многие коллекционеры всего мира до сих пор желают заполучить такой агрегат, поскольку он действительно являлся легендой СССР.

Скупка антиквариата «Ретро Мир» берет на реализацию любые антикварные и старинные вещи, предметы, оборудование и т.д. Наличный расчет производится сразу и в полноценном объеме. Вы можете сдать в магазин как отдельные предметы, так и целые домашние обстановки, в которых присутствуют старинные предметы обихода, мебельные элементы и т.д.

Читайте также:

Мотоцикл «Урал»: легенда советского производства, которую очень полюбили американцы

Мотоцикл «ИЖ» СССР: история развития, интересные факты

Мотоцикл «Минск» СССР: восхождение на советский «Олимп»

Велосипед Салют СССР

WhatsApp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *